Действующий
В условном обозначении судового остаточного топлива указывают марку топлива и значение кинематической вязкости при температуре 50 °С.
4.1 Судовые топлива должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.
4.2 По физико-химическим показателям судовые дистиллятные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Наименование показателя | Значение для марки | Метод испытания | |||
DMX | DMA | DMZ | DMB | ||
1 Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм2/с | 1,400-5,500 | 2,000-6,000 | 3,000-6,000 | 2,000-11,000 | По ГОСТ 33, стандартам [1]-[3] |
2 Плотность при температуре 15 °С, кг/м3, не более | - | 890,0 | 890,0 | 900,0 | По стандартам [4]-[6] (см. 8.2), [7]-[9] |
3 Цетановый индекс, не менее | 45 | 40 | 40 | 35 | По стандарту [10] |
4 Массовая доля серы1), %, не более | 1,00 | 1,50 | 1,50 | 1,50 | По ГОСТ 32139, ГОСТ 1437, стандартам [11]-[15] |
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 61 | 61 | 61 | 61 | По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356 |
6 Содержание сероводорода2), мг/кг, не более | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | По стандарту [16], ГОСТ 32505 |
7 Кислотное число, мг /г, не более | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | По ГОСТ 32327 |
8 Общий осадок горячим фильтрованием, % масс., не более | - | - | - | 0,103) | По стандартам [17]-[19] |
9 Окислительная стабильность - общее количество осадка, г/м3, не более | 25 | 25 | 25 | 254) | По стандартам [20], [21] (см. 8.3) |
10 Коксуемость 10%-ного остатка разгонки (микрометод), % масс., не более | 0,30 | 0,30 | 0,30 | - | По стандарту [22], ГОСТ 32392 |
11 Коксуемость (микрометод), % масс., не более | - | - | - | 0,30 | По стандарту [22], ГОСТ 32392 |
12 Температура помутнения, °С, не выше | Минус 16 | - | - | - | По стандарту [23] |
13 Температура текучести5), °С, не выше: | По ГОСТ 20287, стандартам [24], [25] | ||||
зимой | - | Минус 6 | Минус 6 | 0 | |
летом | - | 0 | 0 | 6 | |
14 Внешний вид | Прозрачное | - | По 8.4 настоящего стандарта | ||
15 Содержание воды, % об., не более | - | - | - | 0,30 | По ГОСТ 2477,ГОСТ ISO 3733 |
16 Зольность, %, не более | 0,010 | 0,010 | 0,010 | 0,010 | По ГОСТ 1461, стандарту [26] |
17 Смазывающая способность6): | По ГОСТ ISO 12156-1 | ||||
скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более | 520 | 520 | 520 | 5207) | |
1) С 1 января 2020 г. массовая доля серы - не более 0,5%.2) Требования по показателю 6 "содержание сероводорода" устанавливают в договорах и контрактах.3) Определение общего осадка горячим фильтрованием проводят, если образец непрозрачный и загрязнен.4) Если образец непрозрачный и загрязнен, окислительную стабильность не определяют.5) Требование по показателю 13 "температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах.6) Показатель применяется для топлив с содержанием серы ниже 500 мг/кг (0,050%).7) Если образец непрозрачный и загрязнен, испытание не проводят. |
4.3 По физико-химическим показателям судовые остаточные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Наименование показателя | Значение для марки | Метод испытания | ||||||||||
RMA 10 | RMB 30 | RMD 80 | RME 180 | RMG | RMK | |||||||
180 | 380 | 500 | 700 | 380 | 500 | 700 | ||||||
1 Кинематическая вязкость при температуре 50 °С, мм2/с, не более | 10,00 | 30,00 | 80,00 | 180,0 | 180,0 | 380,0 | 500,0 | 700,0 | 380,0 | 500,0 | 700,0 | По ГОСТ 33, стандартам [1]-[3] |
2 Плотность при температуре 15 °С, кг/м3, не более | 920,0 | 960,0 | 975,0 | 991,0 | 991,0 | 1010,0 | По стандартам [4]-[7] (см. 8.2), [8], [9] | |||||
3 Расчетный индекс ароматизации , не более | 850 | 860 | 860 | 860 | 870 | 870 | По 8.5 настоящего стандарта | |||||
4 Массовая доля серы1), %, не более | 1,5 | По стандарту [11], ГОСТ 32139,ГОСТ 1437, стандартам [12]*-[15] | ||||||||||
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 61,0 | 61,0 | 61,0 | 61,0 | 61,0 | 61,0 | По ГОСТ ISO 2719,ГОСТ 6356 | |||||
6 Содержание сероводорода2), мг/кг, не более | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | По стандарту [16], ГОСТ 32505 | |||||
7 Кислотное число3), мг /г | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | По ГОСТ 32327 | |||||
8 Общий осадок после старения4), % масс., не более | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | По стандартам [27], [19] | |||||
9 Коксуемость (микрометод), % масс., не более | 2,50 | 10,00 | 14,00 | 15,00 | 18,00 | 20,00 | По стандарту [22], ГОСТ 32392 | |||||
10 Температура текучести5), °С, не выше: | По ГОСТ 20287, стандартам [24], [25] | |||||||||||
зимой | 0 | 0 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||||||
летом | 6 | 6 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||||||
11 Содержание воды, % об., не более | 0,30 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | По ГОСТ 2477, ГОСТ ISO 3733 | |||||
12 Зольность, %, не более | 0,040 | 0,070 | 0,070 | 0,070 | 0,100 | 0,150 | По ГОСТ 1461, стандарту [26] | |||||
13 Содержание ванадия, мг/кг, не более | 50 | 150 | 150 | 150 | 350 | 450 | По стандартам [28]-[30] | |||||
14 Содержание натрия, мг/кг, не более | 50 | 100 | 100 | 50 | 100 | 100 | По стандартам [28], [29] | |||||
15 Содержание алюминия и кремния (общее), мг/кг, не более | 25 | 40 | 40 | 50 | 60 | 60 | По стандартам [28], [29], [31] | |||||
16 Отработанные смазочные масла (ОСМ)6): | Топливо не должно содержать ОСМ. Топливо считается содержащим ОСМ, если удовлетворено одно из следующих условий: | По стандартам [28], [29], [32] | ||||||||||
кальций и цинк или | кальций >30 и цинк >15 или | |||||||||||
кальций и фосфор, мг/кг, не более | кальций >30 и фосфор >15 | |||||||||||
1) С 1 января 2020 г. массовая доля серы - не более 0,5%.2) Требования по показателю 6 "содержание сероводорода" устанавливают в договорах и контрактах.3) При получении топлив из нефтей нафтенового основания требования по показателю 7 "кислотное число" устанавливают в договорах и контрактах.4) Допускается использовать любую из стандартных процедур старения, указанных в стандарте [27]. Арбитражный метод - определение потенциального общего осадка.5) Требование по показателю 10 "температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах.6) Показатель 16 "отработанные смазочные масла (ОСМ)" определяют только при их добавлении в топливо. |
5.1 Судовые топлива по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
5.2 Требования к предельно допустимым концентрациям судовых топлив в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
Пары алифатических предельных углеводородов в высоких концентрациях воздействуют на центральную нервную систему и оказывают наркотическое действие на человека при вдыхании.
5.3 Судовые топлива раздражают слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний.
При длительном контакте судовые топлива вызывают изменения функций нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека.
5.4 Контакт с судовым топливом не ведет к поражению сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов.
5.5 Судовые топлива не обладают способностью к кумуляции, проникновению через неповрежденные кожные покровы, не вызывают повышенную чувствительность организма, активный рост тканей.
5.6 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 судовые топлива представляют собой горючую жидкость с температурой самовоспламенения не ниже 350 °С. Температурные пределы распространения пламени: нижний - 62 °С для судового дистиллятного топлива и 91 °С для судового остаточного топлива, верхний - 105 °С и 155 °С соответственно.
5.7 При загорании судового топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, химическую пену; при объемном тушении - углекислый газ, перегретый пар, порошок ПСБ-3, состав СЖБ.
5.8 В помещениях для хранения и эксплуатации судового топлива запрещается обращение с открытым огнем, электрооборудование, электрические сети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.
5.9 Емкости, в которых хранят и транспортируют судовое топливо, металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, рукава и наконечники во время слива и налива судового топлива должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
5.10 Помещение, в котором проводятся работы с судовым топливом, должно быть оборудовано общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, соответствующим требованиям ГОСТ 12.4.021, водопроводной системой и канализацией.
Места интенсивного выделения паров судового топлива должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами.
В помещениях для хранения судового топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
Требования к технологическому процессу производства судовых топлив и проведение контроля за соблюдением санитарных правил и мероприятий устанавливаются в соответствии с утвержденными нормативными документами.
5.11 При разливе судового топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором, затем горячей водой и протереть сухой тканью.
При разливе на открытой площадке место разлива засыпают песком с последующим его удалением и обезвреживанием.
5.12 При работе с судовым топливом следует применять средства индивидуальной защиты поГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 или ГОСТ 12.4.111, или ГОСТ 12.4.112, а также утвержденным типовым отраслевым нормам.
В местах с концентрацией паров, превышающей ПДК, применяют противогазы марки БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034.
При попадании судового топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой.
Для защиты кожи рук следует применять защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068, а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.
5.13 Все работающие с судовым топливом должны проходить инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004.
6.1 Для защиты атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован постоянный контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
6.2 Основным способом охраны окружающей среды от вредных воздействий судовых топлив является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с их производством, транспортированием, применением и хранением.
6.3 При производстве, хранении и применении судовых топлив должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание топлива в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.