(Действующий) ГОСТ 32510-2013 Топлива судовые. Технические условия...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания
ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ 32327-2013 Нефтепродукты. Определение кислотного числа потенциометрическим титрованием
ГОСТ 32392-2013 Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом
ГОСТ 32505-2013 Топлива нефтяные жидкие. Определение сероводорода
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Марки и условные обозначения

3.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к судовым топливам для судовых энергетических установок - дизелей и котлов:
- дистиллятным топливам 4 марок, одно из них - для дизельных двигателей, используемых для аварийных целей: DMX, DMA, DMZ, DMB;
- судовым остаточным топливам 11 марок: RMA 10, RMB 30, RMD 80, RME 180, RMG 180, RMG 380, RMG 500, RMG 700, RMK 380, RMK 500, RMK 700.
В условном обозначении судового дистиллятного топлива указывают марку топлива.
Пример - Судовое топливо, DMX, ГОСТ 32510-2013.
В условном обозначении судового остаточного топлива указывают марку топлива и значение кинематической вязкости при температуре 50 °С.
Примеры
1 Судовое топливо, RMA 10, ГОСТ 32510-2013.
2 Судовое топливо RMG 380, ГОСТ 32510-2013.

4 Технические требования

4.1 Судовые топлива должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.
4.2 По физико-химическим показателям судовые дистиллятные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 - Требования к судовым дистиллятным топливам
Наименование показателя
Значение для марки
Метод испытания
DMX
DMA
DMZ
DMB
1 Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм2
1,400-5,500
2,000-6,000
3,000-6,000
2,000-11,000
По ГОСТ 33, стандартам [1]-[3]
2 Плотность при температуре 15 °С, кг/м3, не более
-
890,0
890,0
900,0
По стандартам [4]-[6] (см. 8.2), [7]-[9]
3 Цетановый индекс, не менее
45
40
40
35
По стандарту [10]
4 Массовая доля серы1), %, не более
1,00
1,50
1,50
1,50
По ГОСТ 32139, ГОСТ 1437, стандартам [11]-[15]
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже
61
61
61
61
По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356
6 Содержание сероводорода2), мг/кг, не более
2,00
2,00
2,00
2,00
По стандарту [16], ГОСТ 32505
7 Кислотное число, мг  /г, не более
0,5
0,5
0,5
0,5
По ГОСТ 32327
8 Общий осадок горячим фильтрованием, % масс., не более
-
-
-
0,103)
По стандартам [17]-[19]
9 Окислительная стабильность - общее количество осадка, г/м3, не более
25
25
25
254)
По стандартам [20], [21] (см. 8.3)
10 Коксуемость 10%-ного остатка разгонки (микрометод), % масс., не более
0,30
0,30
0,30
-
По стандарту [22], ГОСТ 32392
11 Коксуемость (микрометод), % масс., не более
-
-
-
0,30
По стандарту [22], ГОСТ 32392
12 Температура помутнения, °С, не выше
Минус 16
-
-
-
По стандарту [23]
13 Температура текучести5), °С, не выше: По ГОСТ 20287, стандартам [24], [25]
зимой
-
Минус 6
Минус 6
0
летом
-
0
0
6
14 Внешний вид
Прозрачное
-
По 8.4 настоящего стандарта
15 Содержание воды, % об., не более
-
-
-
0,30
По ГОСТ 2477,ГОСТ ISO 3733
16 Зольность, %, не более
0,010
0,010
0,010
0,010
По ГОСТ 1461, стандарту [26]
17 Смазывающая способность6)По ГОСТ ISO 12156-1
скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более
520
520
520
5207)
1) С 1 января 2020 г. массовая доля серы - не более 0,5%.2) Требования по показателю 6 "содержание сероводорода" устанавливают в договорах и контрактах.3) Определение общего осадка горячим фильтрованием проводят, если образец непрозрачный и загрязнен.4) Если образец непрозрачный и загрязнен, окислительную стабильность не определяют.5) Требование по показателю 13 "температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах.6) Показатель применяется для топлив с содержанием серы ниже 500 мг/кг (0,050%).7) Если образец непрозрачный и загрязнен, испытание не проводят.
(Поправка. ИУС N 4-2015).
4.3 По физико-химическим показателям судовые остаточные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2 - Требования к судовым остаточным топливам
Наименование показателя
Значение для марки
Метод испытания
RMA 10
RMB 30
RMD 80
RME 180
RMG
RMK
180
380
500
700
380
500
700
1 Кинематическая вязкость при температуре 50 °С, мм2/с, не более
10,00
30,00
80,00
180,0
180,0
380,0
500,0
700,0
380,0
500,0
700,0
По ГОСТ 33, стандартам [1]-[3]
2 Плотность при температуре 15 °С, кг/м3, не более
920,0
960,0
975,0
991,0
991,0
1010,0
По стандартам [4]-[7] (см. 8.2), [8], [9]
3 Расчетный индекс ароматизации  , не более
850
860
860
860
870
870
По 8.5 настоящего стандарта
4 Массовая доля серы1), %, не более
1,5
По стандарту [11], ГОСТ 32139,ГОСТ 1437, стандартам [12]*-[15]
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже
61,0
61,0
61,0
61,0
61,0
61,0
По ГОСТ ISO 2719,ГОСТ 6356
6 Содержание сероводорода2), мг/кг, не более
2,00
2,00
2,00
2,00
2,00
2,00
По стандарту [16], ГОСТ 32505
7 Кислотное число3), мг  /г
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
По ГОСТ 32327
8 Общий осадок после старения4), % масс., не более
0,10
0,10
0,10
0,10
0,10
0,10
По стандартам [27], [19]
9 Коксуемость (микрометод), % масс., не более
2,50
10,00
14,00
15,00
18,00
20,00
По стандарту [22], ГОСТ 32392
10 Температура текучести5), °С, не выше: По ГОСТ 20287, стандартам [24], [25]
зимой
0
0
30
30
30
30
летом
6
6
30
30
30
30
11 Содержание воды, % об., не более
0,30
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
По ГОСТ 2477, ГОСТ ISO 3733
12 Зольность, %, не более
0,040
0,070
0,070
0,070
0,100
0,150
По ГОСТ 1461, стандарту [26]
13 Содержание ванадия, мг/кг, не более
50
150
150
150
350
450
По стандартам [28]-[30]
14 Содержание натрия, мг/кг, не более
50
100
100
50
100
100
По стандартам [28], [29]
15 Содержание алюминия и кремния (общее), мг/кг, не более
25
40
40
50
60
60
По стандартам [28], [29], [31]
16 Отработанные смазочные масла (ОСМ)6):Топливо не должно содержать ОСМ. Топливо считается содержащим ОСМ, если удовлетворено одно из следующих условий:По стандартам [28], [29], [32]
кальций и цинк иликальций  >30 и цинк >15 или
кальций и фосфор, мг/кг, не болеекальций >30 и фосфор >15
1) С 1 января 2020 г. массовая доля серы - не более 0,5%.2) Требования по показателю 6 "содержание сероводорода" устанавливают в договорах и контрактах.3) При получении топлив из нефтей нафтенового основания требования по показателю 7 "кислотное число" устанавливают в договорах и контрактах.4) Допускается использовать любую из стандартных процедур старения, указанных в стандарте [27]. Арбитражный метод - определение потенциального общего осадка.5) Требование по показателю 10 "температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах.6) Показатель 16 "отработанные смазочные масла (ОСМ)" определяют только при их добавлении в топливо.
4.4 Требования к газотурбинному судовому топливу установлены в стандарте [33].

5 Требования безопасности

5.1 Судовые топлива по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
5.2 Требования к предельно допустимым концентрациям судовых топлив в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
Пары алифатических предельных углеводородов в высоких концентрациях воздействуют на центральную нервную систему и оказывают наркотическое действие на человека при вдыхании.
5.3 Судовые топлива раздражают слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний.
При длительном контакте судовые топлива вызывают изменения функций нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека.
5.4 Контакт с судовым топливом не ведет к поражению сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов.
5.5 Судовые топлива не обладают способностью к кумуляции, проникновению через неповрежденные кожные покровы, не вызывают повышенную чувствительность организма, активный рост тканей.
5.6 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 судовые топлива представляют собой горючую жидкость с температурой самовоспламенения не ниже 350 °С. Температурные пределы распространения пламени: нижний - 62 °С для судового дистиллятного топлива и 91 °С для судового остаточного топлива, верхний - 105 °С и 155 °С соответственно.
5.7 При загорании судового топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, химическую пену; при объемном тушении - углекислый газ, перегретый пар, порошок ПСБ-3, состав СЖБ.
5.8 В помещениях для хранения и эксплуатации судового топлива запрещается обращение с открытым огнем, электрооборудование, электрические сети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.
При работе с судовым топливом не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру.
5.9 Емкости, в которых хранят и транспортируют судовое топливо, металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, рукава и наконечники во время слива и налива судового топлива должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
5.10 Помещение, в котором проводятся работы с судовым топливом, должно быть оборудовано общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, соответствующим требованиям ГОСТ 12.4.021, водопроводной системой и канализацией.
Места интенсивного выделения паров судового топлива должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами.
В помещениях для хранения судового топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
Требования к технологическому процессу производства судовых топлив и проведение контроля за соблюдением санитарных правил и мероприятий устанавливаются в соответствии с утвержденными нормативными документами.
5.11 При разливе судового топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором, затем горячей водой и протереть сухой тканью.
При разливе на открытой площадке место разлива засыпают песком с последующим его удалением и обезвреживанием.
5.12 При работе с судовым топливом следует применять средства индивидуальной защиты поГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 или ГОСТ 12.4.111, или ГОСТ 12.4.112, а также утвержденным типовым отраслевым нормам.
В местах с концентрацией паров, превышающей ПДК, применяют противогазы марки БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034.
При попадании судового топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой.
Для защиты кожи рук следует применять защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068, а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.
5.13 Все работающие с судовым топливом должны проходить инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004.