Действующий
ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ ISO 2719-2013 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса
ГОСТ ISO 12156-1-2012 Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытаний
ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к судовым топливам для судовых энергетических установок - дизелей и котлов:
- дистиллятным топливам 4 марок, одно из них - для дизельных двигателей, используемых для аварийных целей: DMX, DMA, DMZ, DMB;
- судовым остаточным топливам 11 марок: RMA 10, RMB 30, RMD 80, RME 180, RMG 180, RMG 380, RMG 500, RMG 700, RMK 380, RMK 500, RMK 700.
В условном обозначении судового остаточного топлива указывают марку топлива и значение кинематической вязкости при температуре 50 °С.
4.1 Судовые топлива должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.
4.2 По физико-химическим показателям судовые дистиллятные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Наименование показателя | Значение для марки | Метод испытания | |||
DMX | DMA | DMZ | DMB | ||
1 Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм2/с | 1,400-5,500 | 2,000-6,000 | 3,000-6,000 | 2,000-11,000 | По ГОСТ 33, стандартам [1]-[3] |
2 Плотность при температуре 15 °С, кг/м3, не более | - | 890,0 | 890,0 | 900,0 | По стандартам [4]-[6] (см. 8.2), [7]-[9] |
3 Цетановый индекс, не менее | 45 | 40 | 40 | 35 | По стандарту [10] |
4 Массовая доля серы1), %, не более | 1,00 | 1,50 | 1,50 | 1,50 | По ГОСТ 32139, ГОСТ 1437, стандартам [11]-[15] |
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 61 | 61 | 61 | 61 | По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356 |
6 Содержание сероводорода2), мг/кг, не более | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | По стандарту [16], ГОСТ 32505 |
7 Кислотное число, мг /г, не более | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | По ГОСТ 32327 |
8 Общий осадок горячим фильтрованием, % масс., не более | - | - | - | 0,103) | По стандартам [17]-[19] |
9 Окислительная стабильность - общее количество осадка, г/м3, не более | 25 | 25 | 25 | 254) | По стандартам [20], [21] (см. 8.3) |
10 Коксуемость 10%-ного остатка разгонки (микрометод), % масс., не более | 0,30 | 0,30 | 0,30 | - | По стандарту [22], ГОСТ 32392 |
11 Коксуемость (микрометод), % масс., не более | - | - | - | 0,30 | По стандарту [22], ГОСТ 32392 |
12 Температура помутнения, °С, не выше | Минус 16 | - | - | - | По стандарту [23] |
13 Температура текучести5), °С, не выше: | По ГОСТ 20287, стандартам [24], [25] | ||||
зимой | - | Минус 6 | Минус 6 | 0 | |
летом | - | 0 | 0 | 6 | |
14 Внешний вид | Прозрачное | - | По 8.4 настоящего стандарта | ||
15 Содержание воды, % об., не более | - | - | - | 0,30 | По ГОСТ 2477,ГОСТ ISO 3733 |
16 Зольность, %, не более | 0,010 | 0,010 | 0,010 | 0,010 | По ГОСТ 1461, стандарту [26] |
17 Смазывающая способность6): | По ГОСТ ISO 12156-1 | ||||
скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более | 520 | 520 | 520 | 5207) | |
1) С 1 января 2020 г. массовая доля серы - не более 0,5%.2) Требования по показателю 6 "содержание сероводорода" устанавливают в договорах и контрактах.3) Определение общего осадка горячим фильтрованием проводят, если образец непрозрачный и загрязнен.4) Если образец непрозрачный и загрязнен, окислительную стабильность не определяют.5) Требование по показателю 13 "температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах.6) Показатель применяется для топлив с содержанием серы ниже 500 мг/кг (0,050%).7) Если образец непрозрачный и загрязнен, испытание не проводят. |
4.3 По физико-химическим показателям судовые остаточные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Наименование показателя | Значение для марки | Метод испытания | ||||||||||
RMA 10 | RMB 30 | RMD 80 | RME 180 | RMG | RMK | |||||||
180 | 380 | 500 | 700 | 380 | 500 | 700 | ||||||
1 Кинематическая вязкость при температуре 50 °С, мм2/с, не более | 10,00 | 30,00 | 80,00 | 180,0 | 180,0 | 380,0 | 500,0 | 700,0 | 380,0 | 500,0 | 700,0 | По ГОСТ 33, стандартам [1]-[3] |
2 Плотность при температуре 15 °С, кг/м3, не более | 920,0 | 960,0 | 975,0 | 991,0 | 991,0 | 1010,0 | По стандартам [4]-[7] (см. 8.2), [8], [9] | |||||
3 Расчетный индекс ароматизации , не более | 850 | 860 | 860 | 860 | 870 | 870 | По 8.5 настоящего стандарта | |||||
4 Массовая доля серы1), %, не более | 1,5 | По стандарту [11], ГОСТ 32139,ГОСТ 1437, стандартам [12]*-[15] | ||||||||||
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 61,0 | 61,0 | 61,0 | 61,0 | 61,0 | 61,0 | По ГОСТ ISO 2719,ГОСТ 6356 | |||||
6 Содержание сероводорода2), мг/кг, не более | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | По стандарту [16], ГОСТ 32505 | |||||
7 Кислотное число3), мг /г | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | По ГОСТ 32327 | |||||
8 Общий осадок после старения4), % масс., не более | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | По стандартам [27], [19] | |||||
9 Коксуемость (микрометод), % масс., не более | 2,50 | 10,00 | 14,00 | 15,00 | 18,00 | 20,00 | По стандарту [22], ГОСТ 32392 | |||||
10 Температура текучести5), °С, не выше: | По ГОСТ 20287, стандартам [24], [25] | |||||||||||
зимой | 0 | 0 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||||||
летом | 6 | 6 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||||||
11 Содержание воды, % об., не более | 0,30 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | По ГОСТ 2477, ГОСТ ISO 3733 | |||||
12 Зольность, %, не более | 0,040 | 0,070 | 0,070 | 0,070 | 0,100 | 0,150 | По ГОСТ 1461, стандарту [26] | |||||
13 Содержание ванадия, мг/кг, не более | 50 | 150 | 150 | 150 | 350 | 450 | По стандартам [28]-[30] | |||||
14 Содержание натрия, мг/кг, не более | 50 | 100 | 100 | 50 | 100 | 100 | По стандартам [28], [29] | |||||
15 Содержание алюминия и кремния (общее), мг/кг, не более | 25 | 40 | 40 | 50 | 60 | 60 | По стандартам [28], [29], [31] | |||||
16 Отработанные смазочные масла (ОСМ)6): | Топливо не должно содержать ОСМ. Топливо считается содержащим ОСМ, если удовлетворено одно из следующих условий: | По стандартам [28], [29], [32] | ||||||||||
кальций и цинк или | кальций >30 и цинк >15 или | |||||||||||
кальций и фосфор, мг/кг, не более | кальций >30 и фосфор >15 | |||||||||||
1) С 1 января 2020 г. массовая доля серы - не более 0,5%.2) Требования по показателю 6 "содержание сероводорода" устанавливают в договорах и контрактах.3) При получении топлив из нефтей нафтенового основания требования по показателю 7 "кислотное число" устанавливают в договорах и контрактах.4) Допускается использовать любую из стандартных процедур старения, указанных в стандарте [27]. Арбитражный метод - определение потенциального общего осадка.5) Требование по показателю 10 "температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах.6) Показатель 16 "отработанные смазочные масла (ОСМ)" определяют только при их добавлении в топливо. |
5.1 Судовые топлива по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
5.2 Требования к предельно допустимым концентрациям судовых топлив в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
Пары алифатических предельных углеводородов в высоких концентрациях воздействуют на центральную нервную систему и оказывают наркотическое действие на человека при вдыхании.
5.3 Судовые топлива раздражают слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний.
При длительном контакте судовые топлива вызывают изменения функций нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека.
5.4 Контакт с судовым топливом не ведет к поражению сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов.
5.5 Судовые топлива не обладают способностью к кумуляции, проникновению через неповрежденные кожные покровы, не вызывают повышенную чувствительность организма, активный рост тканей.
5.6 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 судовые топлива представляют собой горючую жидкость с температурой самовоспламенения не ниже 350 °С. Температурные пределы распространения пламени: нижний - 62 °С для судового дистиллятного топлива и 91 °С для судового остаточного топлива, верхний - 105 °С и 155 °С соответственно.