Действующий
(29)
Маркировка "СЕ", указывающая на соответствие качества товара установленным требованиям, по сути, является отметкой, которая свидетельствует обо всем процессе проверки соответствия качества товара требованиям законодательства в широком смысле. Общие принципы, на которых основывается маркировка "СЕ", изложены в Регламенте (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС 765/2008 от 9 июля 2008 года "О требованиях, выполнение которых необходимо для аккредитации и осуществления контроля и надзора процессом продажи товаров на рынке"
*(8). Правила, касающиеся нанесения маркировки "СЕ", для введения в законодательство о стандартизации Европейского сообщества должны быть изложены в данном Решении.
(30) Маркировка "СЕ" наносится только с целью указания на то, что качество товара соответствует требованиям, установленным
законодательством Европейского сообщества о стандартизации. Однако, могут применяться и другие маркировочные отметки, впрочем, их применение должно осуществляться до тех пор, пока это отвечает требованиям законодательства о защите прав потребителей и соответствует требованиям законодательства Европейского союза о стандартизации.
(31) Необходимо провести различие между
производителем и пользователями прав на товар, так как производитель ставит на товаре отметку с маркировкой "СЕ", тем самым указывая на то, что качества данного товара соответствует требованиям законодательства, и, следовательно, несет полную ответственность за данный товар.
(32) Чтобы наиболее полно оценить эффективность маркировки "СЕ" и определить стратегии, направленные на предотвращение причинения вреда, Европейская Комиссия должна осуществлять мониторинг процесса нанесения маркировки и подавать отчет о результатах своего наблюдения непосредственно Европейскому парламенту.
(33) Маркировка "СЕ" может выполнять свою функцию только в том случае, когда в процессе ее нанесения учитываются условия, изложенные в законодательстве Европейского сообщества. Государства-члены ЕС должны обеспечить реализацию этих условий и привлекать субъектов к ответственности за нарушения, допущенные при нанесении маркировки, вне зависимости от того, имеют ли эти нарушения правовую или какую-либо другую природу.
(34) Государства-члены ЕС ответственны за реализацию эффективного контроля и надзора в области рынка на своих территориях и должны задействовать достаточное количество сил и средств для реализации данной функции.
(35) В целях распространения информации о маркировке "СЕ" Комиссия должна проводить информационные кампании, адресованные в первую очередь субъектам предпринимательской деятельности, потребителям, крупным организациям и торговому персоналу, которые по своей сути доводят информацию подобного характера до конечных потребителей.
(36) При определенных условиях процедуры
проверки соответствия качества товара, указанные в законодательстве, требуют участия специальных организаций, сведения о деятельности которых предоставляются Государствами-членами ЕС Европейской Комиссии.
(37) Практика показала, что критерии, установленные локальными нормативными актами, согласно которым сведения об органах, осуществляющих проверки соответствия качества товаров установленным требованиям, должны сообщаться Европейской Комиссии, не могут обеспечить единообразный уровень реализации полномочий подобных органов на территории всего Европейского союза. Тем не менее, необходимо добиться, чтобы указанные органы выполняли свои функции на одном и том же уровне и в соответствии с предоставленными им полномочиями. При этом необходимо установить ряд обязательных требований, относящихся к органам, желающим осуществлять процедуры проверки соответствия качества товаров.
(38) В целях обеспечения объективности и правильности процедур проверки соответствия качества необходимо не просто консолидировать требования, которым должны соответствовать органы, желающие осуществлять проверки соответствия качества, но также следует установить требования, которые будут обязательными для выполнения всеми органами и организациями, выдающими разрешение на осуществление подобной деятельности, и осуществляющими контроль и надзор за деятельностью органов, получивших подобные разрешения.
(39) Система, установленная данным Решением, дополняется системой
аккредитации, которая закреплена в Регламенте (ЕС) 765/2008. Таким образом, аккредитация представляет собой важный механизм проверки полномочий организаций, осуществляющих проверки соответствия качества товаров требованиям законодательства. Использование данной системы должны осуществляться также в целях реализации процедур выдачи разрешений.
(40) Если
органы, осуществляющие проверки соответствия качества, руководствуются в ходе выполнения своей деятельности критериями, изложенными в единых стандартах, предполагается, что качество проверенных товаров соответствует требованиям, изложенным в отраслевом законодательстве.
(41) Законодательство Европейского сообщества устанавливает порядок отбора органов для выполнения функций в области проверки соответствия качества товаров. Прозрачные процедуры аккредитации, согласно Регламенту (ЕС) 765/2008, подтверждающие подлинность сертификатов соответствия качества товаров, должны рассматриваться национальными государственными органами Государств-членов ЕС как формы реализации компетенции указанных органов. Однако национальные государственные органы могут самостоятельно производить оценку деятельности упомянутых выше органов. В подобных случаях для того, чтобы обеспечить единообразие и гарантировать добросовестность, объективность и правильность проводимых проверок, они должны предоставить другим Государствам-членам и Европейской Комиссии документацию, указывающую на соответствие процедуры проверки требованиям законодательства Европейского сообщества.
(42) Органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров требованиям законодательства, часто делегируют ряд своих полномочий на основании субдоговоров или обращаются за помощью к дочерним организациям. В целях недопущения поступления на рынок Европейского сообщества некачественных товаров, необходимо, чтобы лица, заключившие субдоговоры на выполнение ряда полномочий в сфере проверки соответствия качества товаров, а также обозначенные выше дочерние организации отвечали тем же требованиям, что и сами органы, осуществляющие проверку соответствия качества. Таким образом, важно обеспечить строгий контроль соблюдения органами, претендующими на получение разрешения, дающего право осуществлять проверки соответствия качества товаров, всех норм законодательства, и обеспечит наблюдение за деятельностью уже существующих и функционирующих органов в этой сфере. Более того, контрольные меры должны распространяться и на действия, выполняемые лицами, заключившими субдоговоры с указанными выше организациями и дочерними компаниями.
(43) Следует увеличить эффективность и повысить уровень прозрачности процедуры выдачи разрешения органам, занимающимся проверкой соответствия качества товаров и, в особенности, необходимо адаптировать данную процедуру к новым технологиям, таким, например, как выдача подобных разрешений онлайн.
(44) С того момента, когда органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров, могут осуществлять свои функции на территории Европейского союза, Государства-члены ЕС должны иметь возможность выносить протест, относящийся к действиям данных органов. При этом важно выделять отдельный срок, необходимый для проверки всех возникших сомнений. Данный срок должен предшествовать началу функционирования органов, реализующих проверки соответствия качества товаров.
(45) В целях повышения конкурентоспособности необходимо, чтобы органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров, при применении модулей не создавали излишние барьеры и искусственные препятствия для
субъектов предпринимательской деятельности. По этой причине, а также в целях установления для субъектов предпринимательской деятельности равных условий, следует унифицировать техническую составляющую модулей. Наиболее рациональный способ достижения этого - сотрудничество между органами, осуществляющими проверку соответствия качества товаров.
(46) Для обеспечения наибольшей эффективности проведения сертификации отдельные процедуры, такие, как обмен опытом и информацией между органами, осуществляющими проверки соответствия качества, а также между государственными органами, выдающими разрешение на реализацию подобной деятельности, и вышеупомянутыми организациями, необходимо консолидировать.
(47) Законодательство Европейского сообщества уже регламентирует применение специальных предупредительных процедур, которые реализуются только в случае несогласия какого-либо Государства-члена ЕС с мероприятиями, проводимыми другим Государством-членом. В целях сокращения времени, необходимого для проведения отмеченных процедур, и повышения уровня их прозрачности необходимо усовершенствовать основные положения существующих процедур для того, чтобы сделать их более эффективными и максимально приближенными к использованию специальных познаний.
(48) Существующая система должна быть дополнена процедурами, в соответствии с которыми заинтересованные лица будут информироваться о мерах, принимаемых по отношению к товарам, представляющим угрозу для здоровья и безопасности личности или для других общественных интересов, охраняемых государством. В таких случаях специальным государственным органам, осуществляющим контрольно-надзорные функции в сфере рынка, предоставляется право в рамках сотрудничества с субъектами предпринимательской деятельности, касающимися данного дела, принимать меры по отношению к подобным товарам на самых ранних стадиях производства.
(49) Когда Государства-члены ЕС и Европейская Комиссия соглашаются с обоснованностью применения мер другим Государством-членом ЕС, дальнейшего вмешательства Европейской Комиссии не требуется. Исключения составляют те случаи, когда несоответствие качества товара возникло по причине недостатков единого стандарта.
(50) При разработке законодательства Европейского союза должна учитываться необходимость ликвидации административных барьеров, возникающих перед субъектами малого и среднего предпринимательства. Вместо того чтобы ставить указанные субъекты предпринимательской деятельности в заведомо приниженное положение, подразумевающее, что их товары являются второсортными или менее качественными, что, соответственно, само собой может привести к сложным юридическим процедурам, реализуемым государственными органами, которые выполняют контрольно-надзорные функции, законодательство Европейского союза должно закреплять правила относительно выбора наиболее приемлемых и эффективных процедур проверки соответствия качества и обязанности, возлагаемые на органы, их осуществляющие, согласно которым данные органы должны действовать наиболее рациональным образом в зависимости от величины субъектов предпринимательской деятельности. Относительно малых партий серийных и несерийных товаров должны выбираться соответствующие процедуры проверки. Данное Решение обеспечивает законодателей всей необходимой информацией для оценки ситуации в сфере развития малого и среднего предпринимательства, что позволяет Государствам-членам ЕС воздержаться от вынесения неприемлемых решений в отношении данных субъектов и, с другой стороны, не поступать в ущерб защите национальных интересов.
(51) Данное Решение содержит нормы права, согласно которым
органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров, должны выполнять свои функции. Одновременно с этим настоящее Решение касается специфики функционирования малого и среднего предпринимательства и закрепляет высокие требования, которым должно соответствовать качество проверяемых товаров.
(52) В течение одного года со дня публикации настоящего Решения в Официальном журнале ЕС Европейская Комиссия должна предоставить развернутый анализ, проведенный в области применения маркировки, содержащий в себе, в случае необходимости, предложения по совершенствованию законодательства.
Приняли решение о следующем:
1. Товары, поставляемые на рынок Европейского сообщества, должны соответствовать нормам законодательства.
2. Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие
первичные поставки товаров на рынок Европейского сообщества, в связи с их ведущей ролью в рамках цепи поставок, ответственны за соответствие качества их товаров нормам законодательства.
3.
Субъекты предпринимательской деятельности несут ответственность за объективность, полноту информации, которую они сообщают по поводу своих товаров. Данная информация также должна соответствовать правилам, установленным законодательством Европейского сообщества.
Настоящее Решение устанавливает основные принципы и ссылается на закрепленные в законодательстве Европейского сообщества основополагающие нормы права, которые унифицируют условия торговли товарами (Законодательство Европейского сообщества в области стандартизации).
Законодательство Европейского сообщества в области стандартизации базируется на основных принципах, изложенных в данном Решении, и отсылочных нормах
Приложений I,
II и
III. Тем не менее, законодательство Европейского союза может отклоняться от основных принципов и норм, если этого требует специфика той или иной отрасли, в особенности, если сформированная правовая система в данной сфере уже функционирует.
Статья 3
Уровень защиты общественных интересов
1.
Законодательство Европейского сообщества в области стандартизации должно закреплять различные ограничения, в том числе посредством установления специальных требований, определяющих уровень защиты общественных интересов. При этом в законодательстве должны указываться те результаты, которые преследуют установленные ограничения.
2. Когда ссылка на упоминаемые выше требования представляется невозможной или нецелесообразной в целях обеспечения защиты потребителей, поддержания здравоохранения, охраны окружающей среды, а также защиты иных общественных интересов, в нормах законодательства Европейского сообщества могут отражаться отдельные детали.
3. При закреплении в законодательстве Европейского сообщества в области стандартизации различного рода требований необходимо создавать ссылки на единые стандарты качества, принятые в соответствии с Директивой 98/34/EC, которые определяют данные требования техническими терминами и свидетельствуют (возможно, в совокупности с другими едиными стандартами) о том, что исполнение данных требований является основанием для возникновения юридического факта соответствия качества товара. В то же время обеспечивается возможность установления высокого уровня защиты общественных интересов при помощи других механизмов.
Статья 4
Процедуры проверки соответствия качества
1. В тех случаях, когда законодательство Европейского сообщества предъявляет особые требования по отношению к определенным товарам в сфере проверки соответствия качества, процедуры, которые должны применяться, выбираются из числа модулей, изложенных в
Приложении II, согласно следующим критериям:
А) модуль должен соответствовать по своим характеристикам категории товара;
С) когда участие третьей стороны обязательно,
производитель товара должен выбрать между модулями гарантии качества и сертификации товара, изложенными в
Приложении II.
D) необходимо избегать использования модулей, которые могут привести к появлению искусственных препятствий в отношении проверки качества товаров, представляющих собой угрозу, регламентируемую законодательством Европейского союза.
2. При появлении в рамках законодательства Европейского союза наряду с настоящим Решением иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо товара, законодатель должен обеспечить согласованность в сфере применения процедур проверки соответствия качества.
3. Модули, указанные в
пункте 1 настоящей статьи, применяются к товарам в случае целесообразности. Применение процедур проверки соответствия качества в таких случаях осуществляется в соответствии с инструкциями, изложенными в данных модулях.
4. Для товаров, изготовленных на заказ, и для товаров, произведенных небольшими партиями, технические условия и административные рамки осуществления проверки соответствия качества должны быть облегчены.
5. При применении модулей, закрепленных в
пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, когда это является целесообразным, специально уполномоченные на то государственные органы могут:
А) требовать дополнительную техническую документацию помимо той, которая оговорена в модулях;
В) устанавливать срок, в течение которого производитель и/или орган, производящий проверки соответствия качества, обязаны хранить различную документацию, даже если данный период превышает срок, установленный модулями;
С) определять или корректировать тот перечень проверок, который установлен аккредитованным подразделением производителя или выбран самим производителем под ответственность органа, обладающего разрешением на осуществление проверок соответствия качества.
D) при осуществлении проверки соответствия качества товаров корректировать или определять выбор производителя относительно проверок и тестов с учетом требований, предъявляемых законодательством, производить проверку и тестирование каждого товара или тестировать товар на статистической основе;