Действующий
(14) Необходимо сформировать простые, прозрачные и общепонятные процедуры проверки соответствия качества, которые бы осуществлялись в строго регламентированном единообразном порядке. В данном Решении указывается набор модулей, позволяющих законодателю выбрать процедуру, соответствующую по своим характеристикам требованиям безопасности в каждом конкретном случае.
(15) В целях обеспечения межотраслевого единообразия и избежания ad hoc случаев необходимо, чтобы процедуры, применяемые в рамках отраслевого законодательства, выбирались из числа модулей в соответствии с общим критерием.
(16) Ранее законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные с функционированием рыночной экономики, зачастую оперировало понятиями, определения которых нигде не указывались. Существовала потребность в разработке единых подходов к объяснению и истолкованию данных понятий. В настоящее время определения, находящиеся в разных правовых актах, в большинстве случаев различаются по формулировке и даже по смыслу. Данное обстоятельство обуславливает возникновение сложностей при их истолковании и реализации. Настоящее Решение дает понятные и однозначные фундаментальные определения основных понятий.
(17) Товары, поступающие на рынок Европейского сообщества, должны соответствовать по своему качеству требованиям европейского законодательства.
Субъекты предпринимательской деятельности несут ответственность за соответствие качества товаров требованиям законодательства в тех рамках, которые соразмерны их месту в рамках канала поставок. Субъекты предпринимательской деятельности должны обеспечить высокий уровень защиты общественных интересов: принимать меры, направленные на поддержание безопасности и здоровья населения, защиту прав потребителей и охрану окружающей среды, всячески способствовать добросовестной конкуренции на рынке Европейского сообщества.
(18) Поставляя на рынок товары, не изъятые из гражданского оборота, или производя их, все субъекты предпринимательской деятельности должны нести ответственность за качество данных товаров и осуществлять свою деятельность строго в соответствии с действующим законодательством.
(19) Все субъекты предпринимательской деятельности, принимающие участие в процессе поставки и распределения товаров на рынке, должны проводить различные мероприятия, преследующие своей целью насыщение рынка только теми товарами, качество которых соответствует требованиям, установленным законодательством. Решение закрепляет обязанности субъектов предпринимательской деятельности, которые соответствуют их месту в рамках процесса поставок и распределения товаров.
(20) Поскольку отдельные условия могут быть выполнены только производителями продукции, следует провести различие между последними и субъектами предпринимательской деятельности, которые занимают другие места в рамках процесса распределения товаров на рынке. Кроме того, необходимо различать
импортеров и агентов по продаже, так как деятельность импортеров связана с поставкой товаров из третьих стран на рынок Европейского сообщества. Таким образом, импортеры несут ответственность за соответствие данных товаров требованиям, установленным законодательством Европейского союза.
(21)
Производители, обладая обширными и подробными сведениями относительно процесса изготовления товаров, по сути, выполняют ведущую роль в рамках процесса проверки качества товаров на соответствии установленным требованиям. Таким образом, проверка соответствия качества товаров установленным законодательством требованиями является исключительной обязанностью производителя.
(22) Каждый товар, поступивший на рынок Европейского союза из третьих стран, должен соответствовать всем требованиям, установленным законодательством Европейского союза. Должны иметься подтверждения тому, что все процедуры проверки качества товара были реализованы производителем. Следовательно, импортеры должны следить за тем, чтобы на рынок поступали только товары, соответствующие всем необходимым требованиям, и не допускать поступления товаров, которые по какой-то причине не соответствуют требованиям законодательства или представляют собой угрозу. Ввиду этого обстоятельства импортеры должны гарантировать, что процедуры проверки качества поставляемых ими товаров реализованы в полной мере, товары были промаркированы, и документация, составленная производителями, пригодна для проведения проверки со стороны контролирующих государственных органов.
(23) Агент по продаже поставляет на рынок товар уже после первичных поставок, произведенных производителями или импортерами. Данный субъект должен следить за тем, чтобы в ходе реализации товара и проведения с ним иных действий его качественным характеристикам, соответствующим требованиям законодательства, не был причинен ущерб. Как импортер, так и агент по продажам, в ходе осуществления поставки товара и его маркировки должны действовать с учетом всех требований, закрепленных в законодательстве.
(24) Действие Директивы Совета ЕС от 25 июля 1985 года 85/374/ЕЭС о сближении законов, регламентов и административных положений государств-членов, применяемых к ответственности за неисправную продукцию,
*(7) распространяется, ко всему прочему, на товары, не соответствующие законодательным нормам Европейского сообщества, касающимся стандартизации. Производители и импортеры, поставляющие на рынок товары, качество которых не отвечает установленным требованиям, согласно положениям данной Директивы, несут ответственность за причиненный ущерб.
(25) Поставляя товары на рынок, каждый импортер должен указать на них отметки, содержащие его название и контактную информацию. Исключения возможны лишь в отношении тех товаров, размер или сущность которых не позволяют указать данные пометки. Сюда следует относить случаи, когда импортеру придется открыть защитную упаковку товара для указания своего названия и адреса.
(26) Каждый
субъект предпринимательской деятельности, который поставляет товар на рынок, указывая при этом свое название или коммерческое наименование, или перерабатывает товар таким образом, что это оказывает влияние на его качественные характеристики и, следовательно, на соответствие качества установленным требованиям, считается производителем и должен выполнять обязанности производителя.
(27) Проверки, осуществляемые специально уполномоченными государственными органами в сфере рынка, непосредственным образом затрагивают агентов по продажам, связанных с рынком сбыта. Обозначенные выше субъекты должны быть готовы к активному участию в рамках контрольных и надзорных мероприятиях, и предоставлять при этом специально уполномоченным государственным органам всю необходимую информацию, касающуюся товаров.
(28) Контроль над перемещением товара по цепи поставок помогает сделать контроль и надзор за функционированием рыночных отношений проще и эффективнее. Эффективность системы контроля способствует реализации мероприятий, проводимых специальными государственными органами, по выявлению субъектов предпринимательской деятельности, поставляющих на рынок товары, качество которых не соответствует установленным законодательством требованиям.
(29)
Маркировка "СЕ", указывающая на соответствие качества товара установленным требованиям, по сути, является отметкой, которая свидетельствует обо всем процессе проверки соответствия качества товара требованиям законодательства в широком смысле. Общие принципы, на которых основывается маркировка "СЕ", изложены в Регламенте (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС 765/2008 от 9 июля 2008 года "О требованиях, выполнение которых необходимо для аккредитации и осуществления контроля и надзора процессом продажи товаров на рынке"
*(8). Правила, касающиеся нанесения маркировки "СЕ", для введения в законодательство о стандартизации Европейского сообщества должны быть изложены в данном Решении.
(30) Маркировка "СЕ" наносится только с целью указания на то, что качество товара соответствует требованиям, установленным
законодательством Европейского сообщества о стандартизации. Однако, могут применяться и другие маркировочные отметки, впрочем, их применение должно осуществляться до тех пор, пока это отвечает требованиям законодательства о защите прав потребителей и соответствует требованиям законодательства Европейского союза о стандартизации.
(31) Необходимо провести различие между
производителем и пользователями прав на товар, так как производитель ставит на товаре отметку с маркировкой "СЕ", тем самым указывая на то, что качества данного товара соответствует требованиям законодательства, и, следовательно, несет полную ответственность за данный товар.
(32) Чтобы наиболее полно оценить эффективность маркировки "СЕ" и определить стратегии, направленные на предотвращение причинения вреда, Европейская Комиссия должна осуществлять мониторинг процесса нанесения маркировки и подавать отчет о результатах своего наблюдения непосредственно Европейскому парламенту.
(33) Маркировка "СЕ" может выполнять свою функцию только в том случае, когда в процессе ее нанесения учитываются условия, изложенные в законодательстве Европейского сообщества. Государства-члены ЕС должны обеспечить реализацию этих условий и привлекать субъектов к ответственности за нарушения, допущенные при нанесении маркировки, вне зависимости от того, имеют ли эти нарушения правовую или какую-либо другую природу.
(34) Государства-члены ЕС ответственны за реализацию эффективного контроля и надзора в области рынка на своих территориях и должны задействовать достаточное количество сил и средств для реализации данной функции.
(35) В целях распространения информации о маркировке "СЕ" Комиссия должна проводить информационные кампании, адресованные в первую очередь субъектам предпринимательской деятельности, потребителям, крупным организациям и торговому персоналу, которые по своей сути доводят информацию подобного характера до конечных потребителей.
(36) При определенных условиях процедуры
проверки соответствия качества товара, указанные в законодательстве, требуют участия специальных организаций, сведения о деятельности которых предоставляются Государствами-членами ЕС Европейской Комиссии.
(37) Практика показала, что критерии, установленные локальными нормативными актами, согласно которым сведения об органах, осуществляющих проверки соответствия качества товаров установленным требованиям, должны сообщаться Европейской Комиссии, не могут обеспечить единообразный уровень реализации полномочий подобных органов на территории всего Европейского союза. Тем не менее, необходимо добиться, чтобы указанные органы выполняли свои функции на одном и том же уровне и в соответствии с предоставленными им полномочиями. При этом необходимо установить ряд обязательных требований, относящихся к органам, желающим осуществлять процедуры проверки соответствия качества товаров.
(38) В целях обеспечения объективности и правильности процедур проверки соответствия качества необходимо не просто консолидировать требования, которым должны соответствовать органы, желающие осуществлять проверки соответствия качества, но также следует установить требования, которые будут обязательными для выполнения всеми органами и организациями, выдающими разрешение на осуществление подобной деятельности, и осуществляющими контроль и надзор за деятельностью органов, получивших подобные разрешения.
(39) Система, установленная данным Решением, дополняется системой
аккредитации, которая закреплена в Регламенте (ЕС) 765/2008. Таким образом, аккредитация представляет собой важный механизм проверки полномочий организаций, осуществляющих проверки соответствия качества товаров требованиям законодательства. Использование данной системы должны осуществляться также в целях реализации процедур выдачи разрешений.
(40) Если
органы, осуществляющие проверки соответствия качества, руководствуются в ходе выполнения своей деятельности критериями, изложенными в единых стандартах, предполагается, что качество проверенных товаров соответствует требованиям, изложенным в отраслевом законодательстве.
(41) Законодательство Европейского сообщества устанавливает порядок отбора органов для выполнения функций в области проверки соответствия качества товаров. Прозрачные процедуры аккредитации, согласно Регламенту (ЕС) 765/2008, подтверждающие подлинность сертификатов соответствия качества товаров, должны рассматриваться национальными государственными органами Государств-членов ЕС как формы реализации компетенции указанных органов. Однако национальные государственные органы могут самостоятельно производить оценку деятельности упомянутых выше органов. В подобных случаях для того, чтобы обеспечить единообразие и гарантировать добросовестность, объективность и правильность проводимых проверок, они должны предоставить другим Государствам-членам и Европейской Комиссии документацию, указывающую на соответствие процедуры проверки требованиям законодательства Европейского сообщества.
(42) Органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров требованиям законодательства, часто делегируют ряд своих полномочий на основании субдоговоров или обращаются за помощью к дочерним организациям. В целях недопущения поступления на рынок Европейского сообщества некачественных товаров, необходимо, чтобы лица, заключившие субдоговоры на выполнение ряда полномочий в сфере проверки соответствия качества товаров, а также обозначенные выше дочерние организации отвечали тем же требованиям, что и сами органы, осуществляющие проверку соответствия качества. Таким образом, важно обеспечить строгий контроль соблюдения органами, претендующими на получение разрешения, дающего право осуществлять проверки соответствия качества товаров, всех норм законодательства, и обеспечит наблюдение за деятельностью уже существующих и функционирующих органов в этой сфере. Более того, контрольные меры должны распространяться и на действия, выполняемые лицами, заключившими субдоговоры с указанными выше организациями и дочерними компаниями.
(43) Следует увеличить эффективность и повысить уровень прозрачности процедуры выдачи разрешения органам, занимающимся проверкой соответствия качества товаров и, в особенности, необходимо адаптировать данную процедуру к новым технологиям, таким, например, как выдача подобных разрешений онлайн.
(44) С того момента, когда органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров, могут осуществлять свои функции на территории Европейского союза, Государства-члены ЕС должны иметь возможность выносить протест, относящийся к действиям данных органов. При этом важно выделять отдельный срок, необходимый для проверки всех возникших сомнений. Данный срок должен предшествовать началу функционирования органов, реализующих проверки соответствия качества товаров.
(45) В целях повышения конкурентоспособности необходимо, чтобы органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров, при применении модулей не создавали излишние барьеры и искусственные препятствия для
субъектов предпринимательской деятельности. По этой причине, а также в целях установления для субъектов предпринимательской деятельности равных условий, следует унифицировать техническую составляющую модулей. Наиболее рациональный способ достижения этого - сотрудничество между органами, осуществляющими проверку соответствия качества товаров.
(46) Для обеспечения наибольшей эффективности проведения сертификации отдельные процедуры, такие, как обмен опытом и информацией между органами, осуществляющими проверки соответствия качества, а также между государственными органами, выдающими разрешение на реализацию подобной деятельности, и вышеупомянутыми организациями, необходимо консолидировать.
(47) Законодательство Европейского сообщества уже регламентирует применение специальных предупредительных процедур, которые реализуются только в случае несогласия какого-либо Государства-члена ЕС с мероприятиями, проводимыми другим Государством-членом. В целях сокращения времени, необходимого для проведения отмеченных процедур, и повышения уровня их прозрачности необходимо усовершенствовать основные положения существующих процедур для того, чтобы сделать их более эффективными и максимально приближенными к использованию специальных познаний.
(48) Существующая система должна быть дополнена процедурами, в соответствии с которыми заинтересованные лица будут информироваться о мерах, принимаемых по отношению к товарам, представляющим угрозу для здоровья и безопасности личности или для других общественных интересов, охраняемых государством. В таких случаях специальным государственным органам, осуществляющим контрольно-надзорные функции в сфере рынка, предоставляется право в рамках сотрудничества с субъектами предпринимательской деятельности, касающимися данного дела, принимать меры по отношению к подобным товарам на самых ранних стадиях производства.
(49) Когда Государства-члены ЕС и Европейская Комиссия соглашаются с обоснованностью применения мер другим Государством-членом ЕС, дальнейшего вмешательства Европейской Комиссии не требуется. Исключения составляют те случаи, когда несоответствие качества товара возникло по причине недостатков единого стандарта.
(50) При разработке законодательства Европейского союза должна учитываться необходимость ликвидации административных барьеров, возникающих перед субъектами малого и среднего предпринимательства. Вместо того чтобы ставить указанные субъекты предпринимательской деятельности в заведомо приниженное положение, подразумевающее, что их товары являются второсортными или менее качественными, что, соответственно, само собой может привести к сложным юридическим процедурам, реализуемым государственными органами, которые выполняют контрольно-надзорные функции, законодательство Европейского союза должно закреплять правила относительно выбора наиболее приемлемых и эффективных процедур проверки соответствия качества и обязанности, возлагаемые на органы, их осуществляющие, согласно которым данные органы должны действовать наиболее рациональным образом в зависимости от величины субъектов предпринимательской деятельности. Относительно малых партий серийных и несерийных товаров должны выбираться соответствующие процедуры проверки. Данное Решение обеспечивает законодателей всей необходимой информацией для оценки ситуации в сфере развития малого и среднего предпринимательства, что позволяет Государствам-членам ЕС воздержаться от вынесения неприемлемых решений в отношении данных субъектов и, с другой стороны, не поступать в ущерб защите национальных интересов.
(51) Данное Решение содержит нормы права, согласно которым
органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров, должны выполнять свои функции. Одновременно с этим настоящее Решение касается специфики функционирования малого и среднего предпринимательства и закрепляет высокие требования, которым должно соответствовать качество проверяемых товаров.
(52) В течение одного года со дня публикации настоящего Решения в Официальном журнале ЕС Европейская Комиссия должна предоставить развернутый анализ, проведенный в области применения маркировки, содержащий в себе, в случае необходимости, предложения по совершенствованию законодательства.
Приняли решение о следующем:
1. Товары, поставляемые на рынок Европейского сообщества, должны соответствовать нормам законодательства.
2. Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие
первичные поставки товаров на рынок Европейского сообщества, в связи с их ведущей ролью в рамках цепи поставок, ответственны за соответствие качества их товаров нормам законодательства.
3.
Субъекты предпринимательской деятельности несут ответственность за объективность, полноту информации, которую они сообщают по поводу своих товаров. Данная информация также должна соответствовать правилам, установленным законодательством Европейского сообщества.
Настоящее Решение устанавливает основные принципы и ссылается на закрепленные в законодательстве Европейского сообщества основополагающие нормы права, которые унифицируют условия торговли товарами (Законодательство Европейского сообщества в области стандартизации).
Законодательство Европейского сообщества в области стандартизации базируется на основных принципах, изложенных в данном Решении, и отсылочных нормах
Приложений I,
II и
III. Тем не менее, законодательство Европейского союза может отклоняться от основных принципов и норм, если этого требует специфика той или иной отрасли, в особенности, если сформированная правовая система в данной сфере уже функционирует.
Статья 3
Уровень защиты общественных интересов
1.
Законодательство Европейского сообщества в области стандартизации должно закреплять различные ограничения, в том числе посредством установления специальных требований, определяющих уровень защиты общественных интересов. При этом в законодательстве должны указываться те результаты, которые преследуют установленные ограничения.
2. Когда ссылка на упоминаемые выше требования представляется невозможной или нецелесообразной в целях обеспечения защиты потребителей, поддержания здравоохранения, охраны окружающей среды, а также защиты иных общественных интересов, в нормах законодательства Европейского сообщества могут отражаться отдельные детали.