Действующий
инерционный - государственная поддержка предприятий дизелестроения в процессе их постепенной переквалификации в предприятия по обслуживанию ранее поставленной техники с кардинальным сокращением численности персонала. Российские потребители со временем полностью переходят на импортные дизельные двигатели;
умеренный - государственная поддержка при приобретении лицензий ведущих мировых производителей на модели дизельных двигателей, отстающие от передовых, но имеющие перспективы как минимум на внутреннем рынке;
инновационный - разработка базовых модификаций и на их основе - типоразмерных рядов современных дизельных двигателей для различного применения, освоение их производства при активной государственной поддержке, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модификации существующих дизельных двигателей.
Первый вариант фактически означает сначала постепенное, а затем интенсивное сворачивание дизельного производства в России. В случае утери гражданского сектора спроса российские предприятия рано или поздно потеряют и государственный оборонный заказ, поскольку при упавших объемах производства постоянные расходы не позволят обеспечить приемлемую стоимость продукции. Государственная поддержка в данном случае направлена на реструктуризацию отрасли. При таком сценарии большинство российских потребителей продукции дизелестроения полностью переходит на поставки импортных дизельных двигателей, что влечет за собой определенные риски экономического и политического характера.
Второй вариант направлен на сохранение и развитие дизельного производства в России, при этом делается упор не на разработку собственных конструкций дизельных двигателей, а на лицензионное производство зарубежных конструкций. Данный сценарий позволит обеспечить внутренний рынок дизельными двигателями российского производства, однако при лицензионном производстве, как правило, налагаются жесткие ограничения на географию поставок продукции, поэтому внешние рынки для российских предприятий будут сокращаться.
Третий вариант приведет к разработке базовых модификаций и на их основе - типоразмерных рядов современных дизельных двигателей российской конструкции для различного применения, освоению их производства, а также к широкому развитию кооперации со смежными отраслями промышленности, поставляющими компоненты для дизельных двигателей. Данный сценарий в наибольшей степени отвечает интересам дизелестроения, интересам российских потребителей дизельных двигателей, а также приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.
увеличить гарантии успеха в освоении рынков высоко- и среднеоборотных дизельных двигателей различного применения;
повысить показатели эффективности и конкурентоспособности магистральных тепловозов за счет замены применяемых в настоящее время дизельных двигателей марки Д49 новыми моделями дизельных двигателей;
Реализация подпрограммы включает в себя разработку конструкции и опытных образцов базовых модификаций современных дизельных двигателей для различного применения, укомплектованных современными системами и компонентами, развитие экспериментальной базы для отработки новых конструктивных решений в области дизелестроения. Научное сопровождение разработок обеспечит их высокий технический уровень.
VI. Предложения по целям и задачам подпрограммы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации подпрограммы по годам
Основной целью подпрограммы является разработка и освоение производства конкурентоспособных типоразмерных рядов дизельных двигателей новой конструкции, а также создание задела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для сохранения конкурентоспособности российского дизелестроения в долгосрочной перспективе.
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку ряда перспективных дизельных двигателей;
организация научно-экспериментальной и стендовой базы для отработки новых конструктивных решений в области дизелестроения;
организация серийного производства новых дизельных двигателей разработанной конструкции, освоение и разработка новых высокотехнологических процессов производства деталей дизельных двигателей, а также решение вопросов кооперации со смежными отраслями.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы приведены в приложении N 2, а методика расчета целевых индикаторов и показателей приведена в приложении N 3.
Финансовое обеспечение подпрограммы предусматривает привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств организаций-исполнителей подпрограммы, с возможным привлечением российских и иностранных инвесторов, займов и кредитов.
Предельный (прогнозный) общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2011 - 2015 годах оценивается в размере 16067 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Около 49 процентов средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, составят средства федерального бюджета и 51 процент - внебюджетные средства. Объемы финансирования подпрограммы по направлениям расходов и источникам финансирования приведены в приложении N 4.
Объемы ресурсного обеспечения подпрограммы в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определялись по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения подпрограммы (с учетом действующих нормативов и показателей в сфере финансово-экономической деятельности организаций).
Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическим направлениям подпрограммы приведены в приложении N 5.
Средства федерального бюджета будут использоваться в первую очередь на создание научно-технической продукции. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности будет закреплено в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При формировании мероприятий подпрограммы, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников, будут получены подтверждения потенциальных инвесторов об их намерениях инвестировать собственные и привлеченные средства.
Координация и контроль деятельности организаций-исполнителей работ по привлечению и использованию средств внебюджетных источников будут осуществляться государственными заказчиками подпрограммы в отношении мероприятий подпрограммы, касающихся их сферы деятельности.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
обеспечить разработку конструкции базовых модификаций и на их основе - типоразмерных рядов современных дизельных двигателей для различного применения и их компонентов;
создать задел научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для дальнейшего совершенствования и разработки новых конструкций, что позволит обеспечить конкурентоспособность российского дизелестроения в долгосрочной перспективе;
надлежащим образом развить экспериментальную базу для отработки новых конструктивных решений в области дизелестроения;
преодолеть научно-техническое и технологическое отставание России от передовых стран в стратегически важном секторе промышленности;
повысить конкурентоспособность гражданской продукции для внутреннего рынка и расширить возможности по поставке российской дизелестроительной продукции и техники с ее применением на экспорт;
обеспечить высокий социальный эффект от создания 1100 новых рабочих мест в дизелестроении и от обеспечения занятости около 5000 человек в смежных отраслях промышленности;
обеспечить потребности государственных потребителей дизельных двигателей и техники с их применением (Министерства обороны Российской Федерации, Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).