(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. N 710-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. N 710-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию подпрограммы "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы.
2. Определить государственным заказчиком подпрограммы "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (далее - подпрограмма) Минпромторг России.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования подпрограммы на 2011 - 2015 годы за счет средств федерального бюджета составляет 7972 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минпромторгу России обеспечить разработку проекта подпрограммы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин
Москва
21 апреля 2011 г.
N 710-р

Концепция
подпрограммы "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. N 710-р)

Настоящая Концепция направлена на разработку подпрограммы "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54 (далее соответственно - подпрограмма, Программа).

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей подпрограммы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Производство дизельных двигателей является одним из важнейших направлений в машиностроении, оказывающим значительное влияние на решение экономических, социальных, оборонных, экологических и научно-технических проблем в России и в других промышленно развитых странах.
Дизельные двигатели используются в качестве привода для наземного (автомобильного и железнодорожного), водного транспорта, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, военной техники, автономных постоянной работы, аварийных и резервных источников электроснабжения. Характеристики дизельных двигателей определяют эксплуатационные, энергетические, экономические, массогабаритные и экологические показатели конечной техники и показатели надежности, значительно влияют на стоимость жизненного цикла техники, которая более чем наполовину определяется затратами на горюче-смазочные материалы в течение всего срока службы.
Производство дизельных двигателей собственной конструкции для Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе для обеспечения подвижности различных видов вооружений и военной техники, мобильной энергетики, развертывание их выпуска в мобилизационный период непосредственно обеспечивают обороноспособность страны и имеют стратегическое значение.
Организация производства дизельных двигателей собственной конструкции для железнодорожного подвижного состава, кораблей Военно-Морского Флота и судов гражданского флота, установок малой энергетики и технологических установок является важнейшей государственной задачей.
Проблемой, на решение которой направлена подпрограмма, является недостаточный уровень конкурентоспособности производимых в Российской Федерации дизельных двигателей, их компонентов и современных российских разработок в этой области.
Основными составляющими этой проблемы являются:
неполное удовлетворение потребности потребителей в мощных дизельных двигателях, а также их требований к конструкции дизельных двигателей, сдерживающее развитие российского транспортного машиностроения и других отраслей промышленности;
неразвитая система качественного сервисного обслуживания;
ограничение перспективы возможного экспорта дизельных двигателей;
отсутствие потенциала в конструкциях и технологиях для соответствия международным экологическим требованиям в ближайшей перспективе, которое создаст серьезные проблемы в отношении возможности поставки на традиционные зарубежные рынки транспортных средств, оснащаемых дизельными силовыми установками российского производства;
сравнительно высокое соотношение "цена - качество", снижающее возможности выхода на зарубежные рынки, которое постепенно приведет к полному вытеснению продукции российского производства с внутреннего рынка и зависимости от зарубежных производителей;
низкие ресурсные показатели дизельных установок, снижающие их привлекательность для потенциальных потребителей.
От решения указанной проблемы зависит эффективное обеспечение промышленной безопасности страны, укрепление ее обороноспособности, экономический подъем и повышение конкурентоспособности российского двигателестроения, а также рост благосостояния населения страны.
Указанные факторы приводят к малому объему производства и продажи дизельных двигателей, что не позволяет тратить необходимые средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и подготовку производства.
Реализация подпрограммы направлена на разработку и организацию производства перспективных модификаций дизельных двигателей различной мощности, частоты вращения и массогабаритных параметров, отвечающих современным требованиям судостроения, транспортного машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, резервной и аварийной энергетики, производства тяжелой спецтехники и атомной энергетики, а также на создание задела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для сохранения конкурентоспособности российского дизелестроения в долгосрочной перспективе. Необходимым условием достижения намеченной цели является организация производства современных высокотехнологичных компонентов дизельных двигателей, так как в последнее время от качества отдельных компонентов зависит технологичность самого двигателя в целом. Более того, без такого производства невозможно в дальнейшем наладить эксплуатационно-ремонтную базу.
Подпрограмма обладает значительным мультипликативным эффектом. Реализация подпрограммы укрепит российский конструкторско-технологический потенциал, позволит не только развивать разработку и производство компонентов и создавать на их базе новые модели дизельных двигателей, но и осваивать передовые производственные технологии, которые будут затем вовлечены в промышленную кооперацию. Развитие гибких и ориентированных на рынок специализированных производств компонентов и систем, осуществляющих работы от идеи до конкурентного агрегата, будет способствовать росту конкурентоспособности российского машиностроения в целом. Специализированные производства могут быстрее интегрироваться в мировую сеть поставщиков комплектующих и окажутся более привлекательными для иностранных инвестиций.
Объем производства дизельных двигателей, за исключением автотракторных дизелей, в России в настоящее время составляет около 20 млрд. рублей, а с учетом импорта рынок оценивается в 35 - 40 млрд. рублей в год. В натуральном выражении потребность российского рынка в дизельных двигателях составляет 2,5 - 3 тыс. штук. В связи с реализацией программ развития судостроения и обновления подвижного состава на железнодорожном транспорте, увеличением работ в области резервной энергетики, в том числе для атомных станций, к 2015 году ожидается увеличение объема рынка до 45 млрд. рублей в ценах соответствующих лет.
Дизельный двигатель составляет основу таких промышленных изделий, как тепловозы, суда, многоосная специальная колесная и гусеничная техника, для которых дизельные двигатели являются практически безальтернативной энергетической установкой. Покупка зарубежных двигателей для комплектации такой техники крайне нежелательна или невозможна, иностранные же компании, как правило, соглашаются только на поставку комплектной продукции. Утеря производства конкурентоспособных российских дизельных двигателей фактически будет означать прекращение производства в России указанных промышленных изделий, совокупный рынок которых составляет в настоящее время более 200 млрд. рублей ежегодно, а при реализации масштабных программ развития отраслей-потребителей дизельных двигателей (судостроения, транспортного машиностроения, атомной энергетики и др.) рынок таких промышленных изделий должен кратно увеличиться к 2015 году. В отсутствие производства в России конкурентоспособных дизельных двигателей реализация указанных программ будет существенно затруднена или сорвана.
Таким образом, реализация подпрограммы в полной мере соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Устранение препятствий, сдерживающих развитие российского дизелестроения, требует применения адекватных комплексных методов и механизмов решения проблемы. Необходимость применения программно-целевого метода объясняется рядом факторов, среди которых основными являются следующие:
масштабность и государственная значимость проблемы;
ресурсоемкость решения проблемы;
необходимость согласования мероприятий по развитию дизелестроения с текущими и перспективными задачами реализации других государственных программ.
Мероприятия по развитию дизелестроения направлены на удовлетворение потребностей государственных и коммерческих заказчиков в современных дизельных двигателях и промышленной продукции с их применением.
Развитие дизелестроения целесообразно осуществлять программно-целевыми методами, так как под общим наименованием "дизелестроение" понимается широкий спектр разнородных промышленных предприятий.
Компоненты дизельных двигателей, необходимые для создания перспективных типоразмерных рядов дизелей, производятся не только на предприятиях дизелестроения, но и в других отраслях российской промышленности. Производители дизельных двигателей также имеют свою специализацию. Кроме того, потребители дизельных двигателей и промышленной продукции с их применением не консолидированы и относятся к разным отраслям - судостроение, автомобилестроение, тяжелое транспортное машиностроение, машиностроение средств энергетики, атомная энергетика, топливно-энергетический комплекс.
Анализ Программы показывает, что вопросам развития дизелестроения уделяется недостаточное внимание. Так, в Программе в отношении дизелестроения присутствует лишь одно мероприятие, направленное на создание материалов для систем очистки выхлопных газов дизельных двигателей.
Реализация мероприятий по развитию дизелестроения с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации этих мероприятий.
Анализ рынка дизельных двигателей показывает, что потребителям различных отраслей промышленности прежде всего требуются семейства (типоразмерные ряды) промышленных дизельных двигателей, в том числе включающие среднеоборотные и высокооборотные дизельные двигатели.
Среднеоборотные дизельные двигатели включают:
рядные дизели и дизель-генераторные установки для маневровых, маневрово-вывозных и горочных локомотивов - в диапазоне мощности 500 - 1500 кВт;
рядные дизели для пропульсивных комплексов судов - в диапазоне мощности 500 - 3000 кВт;
рядные дизели и дизель-генераторные установки малой энергетики и стационарных технологических средств - в диапазоне мощности 500 - 3000 кВт;
V-образные дизели и дизель-генераторные установки для магистральных грузовых и пассажирских локомотивов - в диапазоне мощности 2000 - 3700 кВт;
V-образные дизели для дизель-редукторных агрегатов пропульсивных комплексов судов и кораблей Военно-Морского Флота - в диапазоне мощности 2000 - 5900 кВт;
V-образные дизели и дизель-генераторные установки малой энергетики и стационарных технологических средств - в диапазоне мощности 2000 - 5900 кВт;