(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 972-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
С учетом этих предпосылок предусматривается организация с государственным участием производства, на котором организуется изготовление унифицированных электронных модулей согласованной номенклатуры. Кроме того, такое производство будет принимать к исполнению другие заказы, востребованные рынком продукции, с целью обеспечения оптимальной загрузки оборудования.
Третьим приоритетным направлением является развитие технологий создания радиоэлектронных систем и комплексов. Для этих целей предполагается провести комплекс работ по следующим перспективным направлениям развития радиоэлектроники:
разработка базовых технологий создания информационно-управляющих систем и комплексов;
разработка технологий моделирования информационно-управляющих систем, включая системы реального времени;
разработка технологий обработки информации, адаптации, обучения и самообучения;
разработка технологий обеспечения информационной безопасности.
Увеличение объема выпуска изделий электронной техники и радиоэлектроники обусловлено необходимостью создания нового метрологического обеспечения разрабатываемой электронной продукции, унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций, а также необходимостью разработки и внедрения системы стандартизации и аттестации этих изделий на соответствие мировым требованиям с целью обеспечения конкурентоспособности. Предусматриваются разработка новых и совершенствование существующих методов испытаний электронной компонентной базы, унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций.
Реализация Программы и определение основных (экономически и научно обоснованных) направлений работ, осуществляемых в рамках Программы, обеспечит повышение ее эффективности и усиление контроля за выполнением комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Будет создана интегральная база данных, характеризующая этапы реализации Программы.
При разработке Программы будет полностью учтена система критериев формирования федеральных целевых программ.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Ставка на традиционное развитие отечественной электронной компонентной базы и радиоэлектроники в условиях свободной рыночной конъюнктуры и отказ от использования программно-целевого метода неизбежно приведут к инерционному развитию радиоэлектронного комплекса. Это повлечет за собой:
утерю отечественных ключевых электронных и радиоэлектронных технологий, что приведет к невозможности дальнейшего развития других отраслей промышленности, снизит конкурентоспособность отечественной продукции, поставит под угрозу возможность активного перехода к инновационной экономике;
невозможность обеспечения информационной безопасности государства в связи с обвальным использованием импортной элементной базы в стратегически значимых системах и комплексах управления, обработки и защиты информации, а также в аппаратуре для борьбы с помехами;
окончательное завоевание отечественного рынка импортной радиоэлектронной техникой, прежде всего телевизионной (в том числе цифровой), техникой связи, автомобильной, навигационной, медицинской, коммунальной и бытовой техникой;
отставание отечественной радиоэлектронной продукции от мирового уровня, что неминуемо негативно отразится на состоянии технологической и экономической независимости страны.
Отказ от использования программно-целевого метода для создания и развития в России отечественной радиоэлектронной техники нового поколения приведет к ситуации, когда в течение 6 - 8 лет практически полностью будет утрачено радиоэлектронное производство, и к полной импортозависимости в электронной и радиоэлектронной продукции.
Результатом отказа от использования программно-целевого метода будет неизбежная экономическая зависимость России от иностранного производителя и капитала, снижение уровня технологической и информационной безопасности страны.

IV. Возможные варианты решения проблемы развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Решение проблемы создания современного отечественного производства электронной компонентной базы и радиоэлектроники может развиваться по нескольким вариантам.
Первый вариант - создание условий для привлечения внешнего инвестора и обеспечения значительных внебюджетных вложений в развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники. В этом случае инвестиционная активность частного капитала будет направлена в основном на достижение наивысшей рентабельности выпускаемой продукции и обеспечение ее гарантированными рынками сбыта. Однако при этом важнейшие стратегические направления электроники - радиационно стойкая электронная компонентная база, твердотельная и вакуумная сверхвысокочастотная электроника останутся без инвестиционной поддержки и практически не будут развиваться. Следовательно, работы в области космонавтики, навигации, систем управления атомными объектами, авионики и связи не получат дальнейшего развития. Учитывая, что данные изделия невозможно купить на мировом рынке, ущерб составит сотни миллиардов рублей ежегодно. Особенно следует учесть, что в области космонавтики, навигации, авионики и связи Россия имеет международные договоры о сотрудничестве.
Второй вариант - использование государственных кредитов на строительство современных мощностей по выпуску ограниченной номенклатуры электронной и радиоэлектронной продукции без привязки к федеральным целевым программам. Этот традиционный путь технического перевооружения организаций не дает значительного экономического эффекта, так как будут отсутствовать соответствующие системные проекты получения конечной продукции. При этом будет завершена только часть проектов по реконструкции отдельных мощностей.
В этом случае потребуется усиление роли государства в управлении и координации действий, что неминуемо приведет к падению активности частного капитала.
Третий вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с целью разработки технологического базиса без выделения инвестиционных средств на модернизацию действующих и создание новых мощностей. При этом будет наблюдаться процесс успешного научного развития предприятий, однако в связи с устаревшей производственной базой не будет обеспечено массовое производство современных конечных изделий с необходимыми характеристиками.
Такой вариант уже реализовывался в России до 2007 года и привел к значительному отставанию отечественного уровня развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники от мирового уровня. Именно в сфере производства наше отставание является наибольшим.
Четвертый вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с выделением инвестиционных средств.
Этот путь ограничен 2 факторами - относительно небольшими суммами государственных средств для развития радиоэлектронного комплекса страны и практически неэффективной моделью вложения государственных средств в акционерные общества.
В этом случае также остается в стороне частный капитал, участвующий в развитии радиоэлектронной отрасли промышленности.
Пятый вариант - создание системы государственного финансирования проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы с выделением инвестиционных средств на реконструкцию действующих и создание новых мощностей с использованием внебюджетных средств.
Этот путь включает в себя все варианты при координирующей роли единой федеральной целевой программы. Эта модель развития основана на принципах тесного взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частное партнерство), в том числе и иностранного, и позволяет эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов и использования различных преференций бизнес-сообщества в отношении конечных результатов развития радиоэлектронной отрасли.
Нагрузка на бюджет при этом может быть существенно снижена за счет возрастающего финансирования из внебюджетных источников - собственных средств организаций и их иностранных партнеров, коммерческих кредитов и инвестиций.
Однако повышение уровня внебюджетного финансирования развития отрасли не может произойти скачкообразно. Частные инвестиции в отечественную радиоэлектронную промышленность в ее нынешнем состоянии еще длительное время будут иметь высокую степень риска.
Именно поэтому необходима организация партнерства государства с отечественными инвесторами в сочетании с привлечением авторитетных иностранных партнеров под государственные гарантии для реализации таких проектов.
Партнерство с иностранным бизнесом является определяющим, так как именно иностранные фирмы являются лидерами данного направления в мире. Только они обладают необходимыми технологиями и опытом организации такого производства, а также его эффективной коммерческой эксплуатации. В то же время бизнес быстрее реагирует на изменения отдельных сегментов мирового и отечественного рынков, проявляет больше внимания к инновациям в области радиоэлектроники, больше заинтересован в налаживании устойчивых международных связей с ведущими иностранными фирмами.
Наличие государственного участия и надежного технологического партнера является ключевым моментом обеспечения большего доверия инвесторов и их заинтересованности в таких проектах.
При этом государству отводится важнейшая роль в решении проблемы обеспечения безопасности, формировании системы государственно-частного партнерства, содействии бизнесу в организации инфраструктуры рынка радиоэлектронной отрасли, в развитии международных кооперационных связей и продвижении продукции отрасли на мировые рынки, в поддержании и развитии национальной электронной компонентной базы, в обеспечении гарантированного рынка государственных закупок и в решении задачи обеспечения радиоэлектронной промышленности высококвалифицированными специалистами, подготовленными в системе аттестованных государственных образовательных учреждений.
Основные показатели эффективности реализации вариантов решения проблемы приведены в приложении N 2.
Анализ этих вариантов показывает, что наиболее эффективным и реализуемым с минимальным возможным риском является последний вариант.
При этом необходима реализация определенной государственной стратегии создания в стране климата, привлекательного для внешнего и внутреннего инвесторов, и поддержки отечественного производства. С целью повышения эффективности реализации мероприятий Программы планируется разработать предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Программу предполагается выполнить в 2 этапа:
первый этап - 2008 - 2011 годы;
второй этап - 2012 - 2015 годы.
На первом этапе выполнения Программы предполагается в основном за счет средств частных инвесторов провести разработку базовых промышленных технологий микроэлектроники уровней 0,18 мкм и освоить в производстве к 2009 году технологический уровень 0,13 мкм, а также разработать и освоить в производстве новые классы электронной компонентной базы.
Одновременно планируется осуществить разработку унифицированного ряда электронных модулей на основе новой отечественной электронной компонентной базы для построения широкой номенклатуры радиоэлектронных средств двойного и гражданского назначения, а также базовых технологических процессов их производства и необходимого технологического оборудования.
Уже в 2011 году ожидается увеличение объемов производства радиоэлектроники в 2,2 раза по сравнению с 2008 годом, качественное изменение технического уровня конечной продукции, создание разветвленной отраслевой и межотраслевой системы дизайн-центров разработки электронной компонентной базы, аппаратуры и систем.
На втором этапе реализации Программы планируется сократить технологическое отставание радиоэлектронной промышленности от прогнозируемого мирового уровня и обеспечить отечественной электронике и радиоэлектронике интеграцию в международные программы развития на основе использования отечественных достижений в области наноматериалов и комплексных программно-аппаратных решений в области сложных систем. Будет построена единая сеть сквозного проектирования радиоэлектронной продукции, в которой на первом уровне будет обеспечиваться проектирование функционально сложной электронной компонентной базы, на втором уровне - проектирование управляющих электронных модулей и на третьем уровне - конечных радиоэлектронных изделий.
Отечественные достижения в области радиационно стойкой электронной компонентной базы, твердотельной сверхвысокочастотной электроники, наноэлектроники, интегрированных систем на кристалле, унифицированных электронных модулей для стационарной и мобильной радиоэлектронной продукции, беспроводных систем глобального обмена информацией позволят достойно конкурировать с передовыми зарубежными странами.
В 2015 году ожидается, что объем выпуска радиоэлектронной продукции составит 300 млрд. рублей и увеличится по сравнению с 2008 годом более чем в 5 раз.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Главной целью Программы является развитие научно-технического и производственного базиса по разработке и производству конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Возможность проектирования функционально сложной радиоэлектронной продукции и современная организация ее производства являются показателями технологической независимости и конкурентоспособности промышленности в целом.