(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 972-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Третий вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с целью разработки технологического базиса без выделения инвестиционных средств на модернизацию действующих и создание новых мощностей. При этом будет наблюдаться процесс успешного научного развития предприятий, однако в связи с устаревшей производственной базой не будет обеспечено массовое производство современных конечных изделий с необходимыми характеристиками.
Такой вариант уже реализовывался в России до 2007 года и привел к значительному отставанию отечественного уровня развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники от мирового уровня. Именно в сфере производства наше отставание является наибольшим.
Четвертый вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с выделением инвестиционных средств.
Этот путь ограничен 2 факторами - относительно небольшими суммами государственных средств для развития радиоэлектронного комплекса страны и практически неэффективной моделью вложения государственных средств в акционерные общества.
В этом случае также остается в стороне частный капитал, участвующий в развитии радиоэлектронной отрасли промышленности.
Пятый вариант - создание системы государственного финансирования проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы с выделением инвестиционных средств на реконструкцию действующих и создание новых мощностей с использованием внебюджетных средств.
Этот путь включает в себя все варианты при координирующей роли единой федеральной целевой программы. Эта модель развития основана на принципах тесного взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частное партнерство), в том числе и иностранного, и позволяет эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов и использования различных преференций бизнес-сообщества в отношении конечных результатов развития радиоэлектронной отрасли.
Нагрузка на бюджет при этом может быть существенно снижена за счет возрастающего финансирования из внебюджетных источников - собственных средств организаций и их иностранных партнеров, коммерческих кредитов и инвестиций.
Однако повышение уровня внебюджетного финансирования развития отрасли не может произойти скачкообразно. Частные инвестиции в отечественную радиоэлектронную промышленность в ее нынешнем состоянии еще длительное время будут иметь высокую степень риска.
Именно поэтому необходима организация партнерства государства с отечественными инвесторами в сочетании с привлечением авторитетных иностранных партнеров под государственные гарантии для реализации таких проектов.
Партнерство с иностранным бизнесом является определяющим, так как именно иностранные фирмы являются лидерами данного направления в мире. Только они обладают необходимыми технологиями и опытом организации такого производства, а также его эффективной коммерческой эксплуатации. В то же время бизнес быстрее реагирует на изменения отдельных сегментов мирового и отечественного рынков, проявляет больше внимания к инновациям в области радиоэлектроники, больше заинтересован в налаживании устойчивых международных связей с ведущими иностранными фирмами.
Наличие государственного участия и надежного технологического партнера является ключевым моментом обеспечения большего доверия инвесторов и их заинтересованности в таких проектах.
При этом государству отводится важнейшая роль в решении проблемы обеспечения безопасности, формировании системы государственно-частного партнерства, содействии бизнесу в организации инфраструктуры рынка радиоэлектронной отрасли, в развитии международных кооперационных связей и продвижении продукции отрасли на мировые рынки, в поддержании и развитии национальной электронной компонентной базы, в обеспечении гарантированного рынка государственных закупок и в решении задачи обеспечения радиоэлектронной промышленности высококвалифицированными специалистами, подготовленными в системе аттестованных государственных образовательных учреждений.
Основные показатели эффективности реализации вариантов решения проблемы приведены в приложении N 2.
Анализ этих вариантов показывает, что наиболее эффективным и реализуемым с минимальным возможным риском является последний вариант.
При этом необходима реализация определенной государственной стратегии создания в стране климата, привлекательного для внешнего и внутреннего инвесторов, и поддержки отечественного производства. С целью повышения эффективности реализации мероприятий Программы планируется разработать предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Программу предполагается выполнить в 2 этапа:
первый этап - 2008 - 2011 годы;
второй этап - 2012 - 2015 годы.
На первом этапе выполнения Программы предполагается в основном за счет средств частных инвесторов провести разработку базовых промышленных технологий микроэлектроники уровней 0,18 мкм и освоить в производстве к 2009 году технологический уровень 0,13 мкм, а также разработать и освоить в производстве новые классы электронной компонентной базы.
Одновременно планируется осуществить разработку унифицированного ряда электронных модулей на основе новой отечественной электронной компонентной базы для построения широкой номенклатуры радиоэлектронных средств двойного и гражданского назначения, а также базовых технологических процессов их производства и необходимого технологического оборудования.
Уже в 2011 году ожидается увеличение объемов производства радиоэлектроники в 2,2 раза по сравнению с 2008 годом, качественное изменение технического уровня конечной продукции, создание разветвленной отраслевой и межотраслевой системы дизайн-центров разработки электронной компонентной базы, аппаратуры и систем.
На втором этапе реализации Программы планируется сократить технологическое отставание радиоэлектронной промышленности от прогнозируемого мирового уровня и обеспечить отечественной электронике и радиоэлектронике интеграцию в международные программы развития на основе использования отечественных достижений в области наноматериалов и комплексных программно-аппаратных решений в области сложных систем. Будет построена единая сеть сквозного проектирования радиоэлектронной продукции, в которой на первом уровне будет обеспечиваться проектирование функционально сложной электронной компонентной базы, на втором уровне - проектирование управляющих электронных модулей и на третьем уровне - конечных радиоэлектронных изделий.
Отечественные достижения в области радиационно стойкой электронной компонентной базы, твердотельной сверхвысокочастотной электроники, наноэлектроники, интегрированных систем на кристалле, унифицированных электронных модулей для стационарной и мобильной радиоэлектронной продукции, беспроводных систем глобального обмена информацией позволят достойно конкурировать с передовыми зарубежными странами.
В 2015 году ожидается, что объем выпуска радиоэлектронной продукции составит 300 млрд. рублей и увеличится по сравнению с 2008 годом более чем в 5 раз.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Главной целью Программы является развитие научно-технического и производственного базиса по разработке и производству конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Возможность проектирования функционально сложной радиоэлектронной продукции и современная организация ее производства являются показателями технологической независимости и конкурентоспособности промышленности в целом.
Основные задачи Программы:
обеспечение отечественных радиоэлектронных средств и систем, в первую очередь имеющих стратегическое значение для страны, российской электронной компонентной базой необходимого технического уровня;
разработка базовых промышленных технологий и конструкций радиоэлектронных компонентов и приборов;
техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе передовых технологий;
создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры в обеспечение российской продукции и стратегически значимых систем;
опережающее развитие вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования сложных электронных компонентов, аппаратуры и систем для достижения мирового уровня.
Ожидается, что реализация мероприятий Программы даст комплексный эффект, в том числе:
увеличится объем продаж отечественной электронной продукции, унифицированных электронных модулей и радиоэлектронных изделий на внутреннем и внешнем рынках;
значительно сократится технологическое отставание российской радиоэлектронной промышленности от мирового уровня;
обеспечатся существенно большие возможности для развития всех отраслей промышленности и осуществится переход к "экономике знаний";
создадутся условия для более эффективной реализации национальных проектов, объявленных Президентом Российской Федерации;
появится рыночно ориентированная инфраструктура радиоэлектронной промышленности с учетом реструктуризации системы проектирования и производства радиоэлектронных изделий (системоориентированные центры проектирования, дизайн-центры, "кремниевые фабрики", научно-технологический центр по микросистемотехнике, маркетинговые и торговые центры, дилерские сети и т.д.);
расширится экспорт высокотехнологичной продукции промышленности России;
активизируется инновационная деятельность и ускорится внедрение результатов научно-технической деятельности в массовое производство;
обеспечится обновляемость основных фондов организаций радиоэлектронной отрасли и стимулируется создание современного высокотехнологичного производства;
будут созданы крупные и эффективные интегрированные структуры, способные конкурировать с лучшими западными фирмами;
организуется производство массовой интеллектуально насыщенной и конкурентоспособной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции, реализующей современные телекоммуникационные услуги, включая радио и телевидение, услуги и средства электронных информационных систем;
повысится качество жизни населения, отвечающее стандартам высокоразвитых стран мира по интеллектуализации среды обитания и возможностям использования электроники и информационных систем;
увеличится число рабочих мест в радиоэлектронной отрасли, снизится отток талантливой части научно-технических кадров, повысится спрос на квалифицированные научно-технические кадры, будет обеспечено привлечение молодых специалистов и ученых, а также улучшится возрастная структура кадров.
В бюджетной сфере будет обеспечено увеличение базы налогообложения за счет значительного повышения объема продажи изделий радиоэлектронной отрасли.
В качестве основного показателя, позволяющего оценивать ход выполнения Программы, принято считать увеличение объемов продажи конкурентоспособной электронной и радиоэлектронной продукции. В 2007 году общий объем реализации указанной продукции составит 50 млрд. рублей. Ожидается, что в 2015 году аналогичный показатель составит около 300 млрд. рублей. Темпы роста объемов производства будут сопоставимы с мировыми показателями и соответствовать задаче новой экономической доктрины России по увеличению валового внутреннего продукта. Увеличение объемов продажи в 2009 - 2013 годах в основном будет обусловлено вводом в строй модернизированных производственных площадей. Дальнейшее увеличение объемов продажи будет обеспечиваться строительством новых производственных мощностей.
Если основной показатель оценивает выполнение цели Программы, то индикатор реализации Программы позволяет контролировать степень выполнения задач Программы. В качестве индикатора реализации Программы предлагается выбрать уровень современной отечественной электронной компонентной базы, который будет оцениваться по освоенному в производстве технологическому уровню изделий электронной техники (оценка проводится по величине минимального размера элемента в микроэлектронных технологиях).