(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 972-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В этом случае потребуется усиление роли государства в управлении и координации действий, что неминуемо приведет к падению активности частного капитала.
Третий вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с целью разработки технологического базиса без выделения инвестиционных средств на модернизацию действующих и создание новых мощностей. При этом будет наблюдаться процесс успешного научного развития предприятий, однако в связи с устаревшей производственной базой не будет обеспечено массовое производство современных конечных изделий с необходимыми характеристиками.
Такой вариант уже реализовывался в России до 2007 года и привел к значительному отставанию отечественного уровня развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники от мирового уровня. Именно в сфере производства наше отставание является наибольшим.
Четвертый вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с выделением инвестиционных средств.
Этот путь ограничен 2 факторами - относительно небольшими суммами государственных средств для развития радиоэлектронного комплекса страны и практически неэффективной моделью вложения государственных средств в акционерные общества.
В этом случае также остается в стороне частный капитал, участвующий в развитии радиоэлектронной отрасли промышленности.
Пятый вариант - создание системы государственного финансирования проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы с выделением инвестиционных средств на реконструкцию действующих и создание новых мощностей с использованием внебюджетных средств.
Этот путь включает в себя все варианты при координирующей роли единой федеральной целевой программы. Эта модель развития основана на принципах тесного взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частное партнерство), в том числе и иностранного, и позволяет эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов и использования различных преференций бизнес-сообщества в отношении конечных результатов развития радиоэлектронной отрасли.
Нагрузка на бюджет при этом может быть существенно снижена за счет возрастающего финансирования из внебюджетных источников - собственных средств организаций и их иностранных партнеров, коммерческих кредитов и инвестиций.
Однако повышение уровня внебюджетного финансирования развития отрасли не может произойти скачкообразно. Частные инвестиции в отечественную радиоэлектронную промышленность в ее нынешнем состоянии еще длительное время будут иметь высокую степень риска.
Именно поэтому необходима организация партнерства государства с отечественными инвесторами в сочетании с привлечением авторитетных иностранных партнеров под государственные гарантии для реализации таких проектов.
Партнерство с иностранным бизнесом является определяющим, так как именно иностранные фирмы являются лидерами данного направления в мире. Только они обладают необходимыми технологиями и опытом организации такого производства, а также его эффективной коммерческой эксплуатации. В то же время бизнес быстрее реагирует на изменения отдельных сегментов мирового и отечественного рынков, проявляет больше внимания к инновациям в области радиоэлектроники, больше заинтересован в налаживании устойчивых международных связей с ведущими иностранными фирмами.
Наличие государственного участия и надежного технологического партнера является ключевым моментом обеспечения большего доверия инвесторов и их заинтересованности в таких проектах.
При этом государству отводится важнейшая роль в решении проблемы обеспечения безопасности, формировании системы государственно-частного партнерства, содействии бизнесу в организации инфраструктуры рынка радиоэлектронной отрасли, в развитии международных кооперационных связей и продвижении продукции отрасли на мировые рынки, в поддержании и развитии национальной электронной компонентной базы, в обеспечении гарантированного рынка государственных закупок и в решении задачи обеспечения радиоэлектронной промышленности высококвалифицированными специалистами, подготовленными в системе аттестованных государственных образовательных учреждений.
Основные показатели эффективности реализации вариантов решения проблемы приведены в приложении N 2.
Анализ этих вариантов показывает, что наиболее эффективным и реализуемым с минимальным возможным риском является последний вариант.
При этом необходима реализация определенной государственной стратегии создания в стране климата, привлекательного для внешнего и внутреннего инвесторов, и поддержки отечественного производства. С целью повышения эффективности реализации мероприятий Программы планируется разработать предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Программу предполагается выполнить в 2 этапа:
первый этап - 2008 - 2011 годы;
второй этап - 2012 - 2015 годы.
На первом этапе выполнения Программы предполагается в основном за счет средств частных инвесторов провести разработку базовых промышленных технологий микроэлектроники уровней 0,18 мкм и освоить в производстве к 2009 году технологический уровень 0,13 мкм, а также разработать и освоить в производстве новые классы электронной компонентной базы.
Одновременно планируется осуществить разработку унифицированного ряда электронных модулей на основе новой отечественной электронной компонентной базы для построения широкой номенклатуры радиоэлектронных средств двойного и гражданского назначения, а также базовых технологических процессов их производства и необходимого технологического оборудования.
Уже в 2011 году ожидается увеличение объемов производства радиоэлектроники в 2,2 раза по сравнению с 2008 годом, качественное изменение технического уровня конечной продукции, создание разветвленной отраслевой и межотраслевой системы дизайн-центров разработки электронной компонентной базы, аппаратуры и систем.
На втором этапе реализации Программы планируется сократить технологическое отставание радиоэлектронной промышленности от прогнозируемого мирового уровня и обеспечить отечественной электронике и радиоэлектронике интеграцию в международные программы развития на основе использования отечественных достижений в области наноматериалов и комплексных программно-аппаратных решений в области сложных систем. Будет построена единая сеть сквозного проектирования радиоэлектронной продукции, в которой на первом уровне будет обеспечиваться проектирование функционально сложной электронной компонентной базы, на втором уровне - проектирование управляющих электронных модулей и на третьем уровне - конечных радиоэлектронных изделий.
Отечественные достижения в области радиационно стойкой электронной компонентной базы, твердотельной сверхвысокочастотной электроники, наноэлектроники, интегрированных систем на кристалле, унифицированных электронных модулей для стационарной и мобильной радиоэлектронной продукции, беспроводных систем глобального обмена информацией позволят достойно конкурировать с передовыми зарубежными странами.
В 2015 году ожидается, что объем выпуска радиоэлектронной продукции составит 300 млрд. рублей и увеличится по сравнению с 2008 годом более чем в 5 раз.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Главной целью Программы является развитие научно-технического и производственного базиса по разработке и производству конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Возможность проектирования функционально сложной радиоэлектронной продукции и современная организация ее производства являются показателями технологической независимости и конкурентоспособности промышленности в целом.
Основные задачи Программы:
обеспечение отечественных радиоэлектронных средств и систем, в первую очередь имеющих стратегическое значение для страны, российской электронной компонентной базой необходимого технического уровня;
разработка базовых промышленных технологий и конструкций радиоэлектронных компонентов и приборов;
техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе передовых технологий;
создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры в обеспечение российской продукции и стратегически значимых систем;
опережающее развитие вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования сложных электронных компонентов, аппаратуры и систем для достижения мирового уровня.
Ожидается, что реализация мероприятий Программы даст комплексный эффект, в том числе:
увеличится объем продаж отечественной электронной продукции, унифицированных электронных модулей и радиоэлектронных изделий на внутреннем и внешнем рынках;
значительно сократится технологическое отставание российской радиоэлектронной промышленности от мирового уровня;
обеспечатся существенно большие возможности для развития всех отраслей промышленности и осуществится переход к "экономике знаний";
создадутся условия для более эффективной реализации национальных проектов, объявленных Президентом Российской Федерации;
появится рыночно ориентированная инфраструктура радиоэлектронной промышленности с учетом реструктуризации системы проектирования и производства радиоэлектронных изделий (системоориентированные центры проектирования, дизайн-центры, "кремниевые фабрики", научно-технологический центр по микросистемотехнике, маркетинговые и торговые центры, дилерские сети и т.д.);
расширится экспорт высокотехнологичной продукции промышленности России;
активизируется инновационная деятельность и ускорится внедрение результатов научно-технической деятельности в массовое производство;
обеспечится обновляемость основных фондов организаций радиоэлектронной отрасли и стимулируется создание современного высокотехнологичного производства;
будут созданы крупные и эффективные интегрированные структуры, способные конкурировать с лучшими западными фирмами;
организуется производство массовой интеллектуально насыщенной и конкурентоспособной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции, реализующей современные телекоммуникационные услуги, включая радио и телевидение, услуги и средства электронных информационных систем;
повысится качество жизни населения, отвечающее стандартам высокоразвитых стран мира по интеллектуализации среды обитания и возможностям использования электроники и информационных систем;
увеличится число рабочих мест в радиоэлектронной отрасли, снизится отток талантливой части научно-технических кадров, повысится спрос на квалифицированные научно-технические кадры, будет обеспечено привлечение молодых специалистов и ученых, а также улучшится возрастная структура кадров.
В бюджетной сфере будет обеспечено увеличение базы налогообложения за счет значительного повышения объема продажи изделий радиоэлектронной отрасли.
В качестве основного показателя, позволяющего оценивать ход выполнения Программы, принято считать увеличение объемов продажи конкурентоспособной электронной и радиоэлектронной продукции. В 2007 году общий объем реализации указанной продукции составит 50 млрд. рублей. Ожидается, что в 2015 году аналогичный показатель составит около 300 млрд. рублей. Темпы роста объемов производства будут сопоставимы с мировыми показателями и соответствовать задаче новой экономической доктрины России по увеличению валового внутреннего продукта. Увеличение объемов продажи в 2009 - 2013 годах в основном будет обусловлено вводом в строй модернизированных производственных площадей. Дальнейшее увеличение объемов продажи будет обеспечиваться строительством новых производственных мощностей.