(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 972-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
решение вопросов импортозамещения унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций.
Вторым приоритетным направлением является создание типовых базовых технологических процессов.
Создание типовых базовых технологических процессов производства унифицированных электронных модулей, устройств и аппаратуры в целом является важнейшим условием достижения низкой стоимости и высокой надежности радиоэлектронных средств различного назначения. При этом должны предусматриваться разработка и освоение в производстве следующих новых технологий и материалов:
технологии изготовления сверхвысокочастотных полосковых плат с рабочими частотами до 40 ГГц, адаптированных к новой электронной компонентной базе сверхвысокочастотного диапазона;
технологии изготовления высокоплотных печатных плат с микроотверстиями, в том числе с прямой металлизацией отверстий;
технологии новых покрытий (никель-золото, иммерсионное олово), обеспечивающих повышение надежности пайки поверхностно-монтируемых компонентов, в том числе интегральных схем в корпусах различного типа;
технологии изготовления прецизионных печатных плат 5-го класса;
технологии изготовления печатных плат со встроенными пассивными компонентами, что позволит сократить на 20 - 30  процентов трудоемкость сборочных работ;
технологии изготовления термонагруженных печатных плат с большой теплопроводностью и высокими диэлектрическими свойствами;
лазерные технологии изготовления печатных плат;
квазимонолитная технология производства сверхвысокочастотных арсенид-галлиевых специализированных усилителей с рабочими частотами до 5 ГГц и далее до 18 ГГц в сочетании с тонкопленочной технологией высокого уровня;
технологии сборки, монтажа и контроля унифицированных электронных модулей на основе новой компонентной базы, новых технологических и конструкционных материалов, в том числе высокоточное дозирование паст на контактных площадках, высокоточная установка компонентов без необходимости визуального контроля и прямого доступа к паяемым контактам;
новые методы присоединения, сварки, пайки, в том числе с применением бессвинцовых припоев;
новые методы производственного контроля сборки и пайки корпусов различного типа;
новые материалы для производства печатных плат и других коммутационных изделий;
наноструктурированные материалы для компаундов, клеев, влагозащитных покрытий с высоким уровнем эксплуатационных характеристик.
В настоящее время имеется ряд предпосылок для создания сборочного производства радиоэлектронной продукции по контракту.
В России уже создано такое производство в области коммерческой электроники на основе частных инвестиций, при этом для указанных целей имеется возможность приобретения зарубежного высокоэффективного автоматизированного технологического оборудования.
С учетом этих предпосылок предусматривается организация с государственным участием производства, на котором организуется изготовление унифицированных электронных модулей согласованной номенклатуры. Кроме того, такое производство будет принимать к исполнению другие заказы, востребованные рынком продукции, с целью обеспечения оптимальной загрузки оборудования.
Третьим приоритетным направлением является развитие технологий создания радиоэлектронных систем и комплексов. Для этих целей предполагается провести комплекс работ по следующим перспективным направлениям развития радиоэлектроники:
разработка базовых технологий создания информационно-управляющих систем и комплексов;
разработка технологий моделирования информационно-управляющих систем, включая системы реального времени;
разработка технологий обработки информации, адаптации, обучения и самообучения;
разработка технологий обеспечения информационной безопасности.
Увеличение объема выпуска изделий электронной техники и радиоэлектроники обусловлено необходимостью создания нового метрологического обеспечения разрабатываемой электронной продукции, унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций, а также необходимостью разработки и внедрения системы стандартизации и аттестации этих изделий на соответствие мировым требованиям с целью обеспечения конкурентоспособности. Предусматриваются разработка новых и совершенствование существующих методов испытаний электронной компонентной базы, унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций.
Реализация Программы и определение основных (экономически и научно обоснованных) направлений работ, осуществляемых в рамках Программы, обеспечит повышение ее эффективности и усиление контроля за выполнением комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Будет создана интегральная база данных, характеризующая этапы реализации Программы.
При разработке Программы будет полностью учтена система критериев формирования федеральных целевых программ.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Ставка на традиционное развитие отечественной электронной компонентной базы и радиоэлектроники в условиях свободной рыночной конъюнктуры и отказ от использования программно-целевого метода неизбежно приведут к инерционному развитию радиоэлектронного комплекса. Это повлечет за собой:
утерю отечественных ключевых электронных и радиоэлектронных технологий, что приведет к невозможности дальнейшего развития других отраслей промышленности, снизит конкурентоспособность отечественной продукции, поставит под угрозу возможность активного перехода к инновационной экономике;
невозможность обеспечения информационной безопасности государства в связи с обвальным использованием импортной элементной базы в стратегически значимых системах и комплексах управления, обработки и защиты информации, а также в аппаратуре для борьбы с помехами;
окончательное завоевание отечественного рынка импортной радиоэлектронной техникой, прежде всего телевизионной (в том числе цифровой), техникой связи, автомобильной, навигационной, медицинской, коммунальной и бытовой техникой;
отставание отечественной радиоэлектронной продукции от мирового уровня, что неминуемо негативно отразится на состоянии технологической и экономической независимости страны.
Отказ от использования программно-целевого метода для создания и развития в России отечественной радиоэлектронной техники нового поколения приведет к ситуации, когда в течение 6 - 8 лет практически полностью будет утрачено радиоэлектронное производство, и к полной импортозависимости в электронной и радиоэлектронной продукции.
Результатом отказа от использования программно-целевого метода будет неизбежная экономическая зависимость России от иностранного производителя и капитала, снижение уровня технологической и информационной безопасности страны.

IV. Возможные варианты решения проблемы развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Решение проблемы создания современного отечественного производства электронной компонентной базы и радиоэлектроники может развиваться по нескольким вариантам.
Первый вариант - создание условий для привлечения внешнего инвестора и обеспечения значительных внебюджетных вложений в развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники. В этом случае инвестиционная активность частного капитала будет направлена в основном на достижение наивысшей рентабельности выпускаемой продукции и обеспечение ее гарантированными рынками сбыта. Однако при этом важнейшие стратегические направления электроники - радиационно стойкая электронная компонентная база, твердотельная и вакуумная сверхвысокочастотная электроника останутся без инвестиционной поддержки и практически не будут развиваться. Следовательно, работы в области космонавтики, навигации, систем управления атомными объектами, авионики и связи не получат дальнейшего развития. Учитывая, что данные изделия невозможно купить на мировом рынке, ущерб составит сотни миллиардов рублей ежегодно. Особенно следует учесть, что в области космонавтики, навигации, авионики и связи Россия имеет международные договоры о сотрудничестве.
Второй вариант - использование государственных кредитов на строительство современных мощностей по выпуску ограниченной номенклатуры электронной и радиоэлектронной продукции без привязки к федеральным целевым программам. Этот традиционный путь технического перевооружения организаций не дает значительного экономического эффекта, так как будут отсутствовать соответствующие системные проекты получения конечной продукции. При этом будет завершена только часть проектов по реконструкции отдельных мощностей.
В этом случае потребуется усиление роли государства в управлении и координации действий, что неминуемо приведет к падению активности частного капитала.
Третий вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с целью разработки технологического базиса без выделения инвестиционных средств на модернизацию действующих и создание новых мощностей. При этом будет наблюдаться процесс успешного научного развития предприятий, однако в связи с устаревшей производственной базой не будет обеспечено массовое производство современных конечных изделий с необходимыми характеристиками.
Такой вариант уже реализовывался в России до 2007 года и привел к значительному отставанию отечественного уровня развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники от мирового уровня. Именно в сфере производства наше отставание является наибольшим.
Четвертый вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с выделением инвестиционных средств.
Этот путь ограничен 2 факторами - относительно небольшими суммами государственных средств для развития радиоэлектронного комплекса страны и практически неэффективной моделью вложения государственных средств в акционерные общества.
В этом случае также остается в стороне частный капитал, участвующий в развитии радиоэлектронной отрасли промышленности.
Пятый вариант - создание системы государственного финансирования проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы с выделением инвестиционных средств на реконструкцию действующих и создание новых мощностей с использованием внебюджетных средств.
Этот путь включает в себя все варианты при координирующей роли единой федеральной целевой программы. Эта модель развития основана на принципах тесного взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частное партнерство), в том числе и иностранного, и позволяет эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов и использования различных преференций бизнес-сообщества в отношении конечных результатов развития радиоэлектронной отрасли.
Нагрузка на бюджет при этом может быть существенно снижена за счет возрастающего финансирования из внебюджетных источников - собственных средств организаций и их иностранных партнеров, коммерческих кредитов и инвестиций.
Однако повышение уровня внебюджетного финансирования развития отрасли не может произойти скачкообразно. Частные инвестиции в отечественную радиоэлектронную промышленность в ее нынешнем состоянии еще длительное время будут иметь высокую степень риска.
Именно поэтому необходима организация партнерства государства с отечественными инвесторами в сочетании с привлечением авторитетных иностранных партнеров под государственные гарантии для реализации таких проектов.