Действующий
4.2.2 Руководство по качеству
Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:a) область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений (1.2);b) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;c) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
4.2.2.1 Руководство по качеству является документом, определяющим СМК организации строительной отрасли, в котором также должны быть отражены:
- политика и цели в области качества;
- структура организации, распределение ответственностей и полномочий;
- перечень процессов, переданных сторонним организациям.
Примечание - Организация строительной отрасли имеет право выбрать себе вариант структуры документа "Руководство по качеству", например:
- структура которого привязана к структуре ГОСТ Р ИСО 9001. В каждой главе описывают, как выполняется конкретное требование стандарта в подразделениях организации строительной отрасли;
- структура которого привязана к технологической цепочке производства. В каждой главе описывают, на какие требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 обращается особое внимание на различных этапах создания продукции;
- два документа различной степени подробности и режима доступа. Один - для общего доступа потребителей и всех заинтересованных лиц, другой - весьма подробный, вплоть до ограничения доступа и т.д.
4.2.3 Управление документацией
Документы системы менеджмента качества должны быть управляемыми. Записи, представляющие собой специальный вид документов, должны быть управляемыми согласно требованиям 4.2.4.Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая:a) официальное одобрение документов с точки зрения их достаточности до выпуска;b) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов;c) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;d) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;e) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;f) обеспечение идентификации и управление рассылкой документов внешнего происхождения, определенных организацией как необходимые для планирования и функционирования системы менеджмента качества;g) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
4.2.3.1 Для разработки, проверки, согласования, утверждения внесения изменений, хранения, актуализации по мере необходимости и уничтожения документов в организации строительной отрасли должны быть определены уполномоченные должностные лица, несущие ответственность за выполнение указанных работ и соответствие документов установленным требованиям.
4.2.3.2 Проектная документация по комплектности и содержанию должна соответствовать требованиям ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД, СПДС. Контроль за разработкой проектной документации должен осуществляться по ГОСТ Р 21.1001, ГОСТ Р 21.1101.
4.2.3.3 Организация строительной отрасли должна определить перечень и включить в состав документации СМК документы, разработанные вне организации, но необходимые для обеспечения требуемого качества продукции - федеральные законы, ТР, ГОСТ, СН, СНиП, актуальные положения и указания, утвержденные Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, правительством субъекта Федерации и т.д.
4.2.4 Управление записями
Записи, установленные для представления свидетельств соответствия требованиям и результативного функционирования системы менеджмента качества, должны находиться под управлением.Организация должна установить документированную процедуру для определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения, защиты, восстановления, сохранения и изъятия записей.Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
4.2.4.1 К записям, которые необходимо вести в организации строительной отрасли, относятся:
- отчеты, подтверждающие соответствие выполненных работ установленным требованиям (например, акты промышленной приемки основных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, паспорта используемого оборудования, документы о качестве используемых материалов и конструкций, отчеты по результатам проектирования и т.д.);
- отчеты о функционировании СМК (например, отчеты по результатам аудита, отчеты о выявленных несоответствиях и отчеты о проведенном обучении персонала и т.д.);
- отчеты о проведенных операциях (например, результаты рассмотрения контракта, протоколы, утвержденные чертежи, программы строительства, результаты производственного контроля и т.д.);
- отчеты о доработках (например, записи о проведенных доработках, доработанные и утвержденные методики, протоколы рассмотрения руководством и т.д.).
4.2.4.2 Сроки хранения записей, содержащих свидетельства соответствия СМК требованиям стандарта и результативности функционирования СМК, устанавливаются исходя из интересов организации.
4.2.4.3 Организация строительной отрасли должна отразить в контракте (договоре) записи по качеству, которые необходимо предоставлять заказчику.

5 Ответственность руководства

5.1 Обязательства руководства
Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:a) доведения до сведения персонала организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;b) разработки политики в области качества;c) обеспечения разработки целей в области качества;d) проведения анализа со стороны руководства;e) обеспечения необходимыми ресурсами.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
5.1.1 В число обязательств высшего руководства организации строительной отрасли по разработке, внедрению и поддержанию в рабочем состоянии СМК организации должны входить:
- определение ответственности, полномочий и порядка взаимодействия подразделений организации строительной отрасли;
- определение порядка взаимодействия организации строительной отрасли с заказчиком и соисполнителями в процессе создания строительной продукции и обеспечения ее качества.
5.2 Ориентация на потребителя
Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности (7.2.1 и 8.2.1).[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
5.2.1 Высшее руководство организации строительной отрасли должно формировать маркетинговую политику организации, включающую в себя:
- назначение ответственных за различные направления маркетинговой политики;
- способы взаимодействия с заказчиками строительной продукции и услуг основаны на взаимных консультациях, подтвержденных межведомственными соглашениями, нормативными правовыми актами, определяющими права, обязанности и ответственность сторон;
- обеспечение обратной связи с заказчиком. Жалобы, замечания и предложения со стороны заказчика строительной продукции и услуг следует регистрировать и рассматривать;
- формирование базы потребителей с использованием электронных программ;
- анализ новых потребностей заказчиков строительной продукции и услуг и потенциальных потребителей.
5.3 Политика в области качества
Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:a) соответствовала целям организации;b) включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;c) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;d) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;e) анализировалась на постоянную пригодность.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
5.3.1 Высшее руководство организации строительной отрасли должно утвердить политику в области качества в виде официального документа, с тем чтобы она могла быть доведена до исполнителей, заказчиков, потенциальных потребителей и других заинтересованных сторон и ее пригодность можно было отследить и скорректировать.
5.4 Планирование
5.4.1 Цели в области качества
Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
5.4.1.1 Высшее руководство организации строительной отрасли должно определить цели в области качества строительной продукции и услуг и разработать меры, направленные на их достижение.
5.4.1.2 Цели должны определять предполагаемые результаты и привязываться к срокам.
Примечание - К целям организации строительной отрасли следует отнести:
- повышение технического уровня продукции;
- внедрение новых технологических процессов;
- обеспечение производства современным оборудованием;