(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 126-90"Крепление выработок...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
тормозные башмаки (для технологических тележек и платформ в прирельсовом транспорте);
комплект предупредительных знаков и сигналов для обозначения границ опасных зон.
3.66. Для обеспечения энергией отдельных механизмов технологического оборудования их электрические кабели, воздушные и водяные шланги должны быть оснащены быстроразъемными соединениями для подключения оборудования к соответствующим тоннельным коммуникациям.
3.67. Организация работ по возведению конструкций крепления из набрызгбетона должна определяться общей схемой организации строительства, т.е. принятыми в проекте транспортной схемой, типом используемых при строительстве транспортных средств, способом и местом приготовления сухой смеси, технологией набрызгбетонных работ и т.п.
Основные схемы организации работ и рекомендации по их выбору приведены в справочном приложении 13.
3.68. Оборудование для нанесения набрызгбетона должно быть обеспечено электроэнергией, сжатым воздухом и технической водой. Давление сжатого воздуха в сети должно быть не менее 0,5 МПа (5 кгс/ ), расход 8-10 /мин на одну машину. Давление воды должно превышать давление воздуха не менее чем на 0,1 МПа (1 кгс/ ) при расходе не менее 12 л/мин.
3.69. В случае приготовления сухой смеси вблизи объекта на специальном бетонном заводе ее доставку в выработку следует производить в технологических сосудах или в герметичных капсулах.
3.70. Сухую смесь рекомендуется приготовлять централизованно на бетонных заводах с упаковкой в капсулы или мешки, что позволяет стабильно обеспечить требуемое качество покрытия, улучшить санитарно-технические условия на рабочем месте при большей простоте механизации работ и меньших потерях сухой смеси.
3.71. Ведение взрывных работ в непосредственной близости от покрытия из набрызгбетона допускается при наборе им прочности не менее 1 МПа (10 кгс/ ).

Обеспечение и контроль качества набрызгбетонного покрытия

3.72. Нанесение набрызгбетонного покрытия при креплении подземных выработок должно выполняться специализированной бригадой, имеющей в своем составе опытного крепильщика, на которого возлагается операционный контроль (контроль качества выполнения всех технологических операций по нанесению покрытия).
3.73. Входной контроль качества используемых материалов и готовых смесей следует осуществлять в соответствии с общими правилами контроля выполнения строительных работ.
3.74. Операционный контроль в соответствии со СНиП Ш-44-77 должен включать в себя проверку соответствия технологического процесса (приготовление и транспортировка исходной набрызгбетонной смеси; подготовка поверхности под набрызг; техническое состояние комплекса оборудования; режимы нанесения набрызгбетонного покрытия; соблюдение требований по уходу за уложенным бетоном) требованиям, установленным проектом производства работ.
3.75. Контроль за приготовлением сухой смеси и транспортировкой (расход компонентов и время перемешивания) рекомендуется проводить непосредственно на месте приготовления (на БСУ). Результаты контроля следует заносить в журнал.
3.76. Режим набрызгбетонирования и соответствие работ по набрызгбетонированию ППР контролируется производителем работ.
3.77. Техническое состояние оборудования и питающих систем следует контролировать в соответствии с инструкцией по эксплуатации комплекса с фиксацией результатов контроля в специальном журнале с указанием места, даты и лица, осуществляющего контроль.
Таблица 6
Вид испытаний
Частота проведенных испытаний(1)
Допустимые отклонения от проекта
Исполнитель отбора образцов
Исполнитель проведения испытаний
Государственные стандарты, методики испытания
Прочность при сжатии1 раз на 50 м тоннеляТолько в большую сторонуБригада и обслуживающий установку персоналСтроительные лабораторииГОСТ 10180-78; ГОСТ 18105-86; ГОСТ 18105.0-80; ГОСТ 18105.2-80
Водонепроницаемость1 раз на 200 м тоннеля
То же
То же
То же
ГОСТ 12730.5-84
МорозостойкостьТо же
"
"
"
ГОСТ 10060-86 или по методике ускоренных испытаний (приложение 16)
Сцепление с грунтом1 раз на 50 м тоннеля
"
"
"
По методике приложения 8
Прочность на растяжение осевоеТоже
"
"
"
ГОСТ 10180-78, ГОСТ 18105-86
Толщина набрызг-бетонного покрытия1 раз на 10 м тоннеля
10%
"
Начальник смены
Три замера на 100 м2 покрытия при установке маяков или щупов
______________________________
(1) При изменении исходных материалов или условий производства работ проводятся все контрольные испытания.
Взамен ГОСТ 10180-78 в части определения прочности бетона по контрольным образцам постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1989 г. N 168 с 1 января 1991 г. введен в действие ГОСТ 10180-90
Взамен ГОСТ 18105.0-80 - ГОСТ 18105.2-80 постановлением Госстроя СССР от 13 августа 1986 г. N 108 с 1 января 1987 г. введен в действие ГОСТ 18105-86
В журнал заносятся также замечания по работе оборудования и задание на следующую смену дежурным слесарю и электрику.
3.78. Контроль за качеством уложенного набрызгбетона должен заключаться в визуальном осмотре и регулярном простукивании покрытия. На поверхности набрызгбетона не должно быть усадочных трещин, вздутий и отслоений. Глухой звук (бунение) указывает на неплотность прилегания набрызгбетона к породе или отслаивание по толщине. Обнаруженные дефектные места (оплывы, отслоения, выкрашивания, мелкие отдельные трещины и т.д.) подлежат устранению путем вырубки, очистки, промывки струей распыленной воды, а затем заделки набрызгбетоном.
Все указанные виды операционного контроля следует проводить ежесменно с фиксацией данных контроля в соответствующих журналах (приложение 15).
3.79. Приемочный контроль является завершающей частью технологического процесса на определенной стадии строительства и осуществляется постадийно с использованием инструментальных, в том числе неразрушающих методов. Состав работ по контролю крепи из набрызгбетона, частота проведения контрольных испытаний, а также допустимые отклонения от проекта приведены в табл. 6.
3.80. Приемочно-сдаточный контроль законченного тоннеля осуществляется сначала рабочей комиссией, а затем государственной, при этом учитываются результаты входного, операционного и постадийного приемочного контроля.
3.81. Для повышения эффективности контроля качества возводимых тоннельных конструкций рекомендуется использовать статистические методы выборочного контроля на любой стадии возведения сооружения.
При всех видах производственного контроля должна быть выполнена оценка качества.

4. Анкерная крепь

Конструкции и материалы анкеров

4.1. По характеру восприятия и передачи нагрузок анкеры подразделяются на две группы: закрепленные в породе концами и омоноличенные по всей длине.
Анкеры первой группы, усилия закрепления которых сохраняются или увеличиваются по мере извлечения их из шпуров, следует рассматривать как разновидность податливой крепи нарастающего сопротивления. Конец стержня со вставленным в прорезь клином образует замок анкера. Из анкеров этой группы наибольшее распространение имеют клинощелевые (рис. 4).
1457 × 1925 пикс.     Открыть в новом окне
Анкеры второй группы (омоноличиваемые) обладают высокой жесткостью: при возрастании нагрузки до предельной у них практически не наблюдается перемещений. Они подразделяются на набивные, нагнетаемые, анкеры типа "Перфо", сталеполимерные и предварительно-напряженные. Наиболее просты по конструкции и технологии установки набивные железобетонные анкеры.
4.2. При выборе типа анкера необходимо руководствоваться следующим.
Клинощелевые анкеры просты по устройству и в грунтах с коэффициентом крепости более 4 (сопротивление одноосному сжатию более 40 МПа) обладают достаточной прочностью закрепления в грунте.
Распорные анкеры (первая группа, рис. 5) можно применять в грунтах с коэффициентом крепости не ниже 3. Однако их конструкция более сложна и они могут быть изготовлены только в заводских условиях. Прочность их закрепления в массиве сравнительно невелика.
Железобетонные и сталеполимерные анкеры (вторая группа) при достаточной длине замка обеспечивают высокую прочность закрепления во всех фунтах, где анкерное крепление применимо. Они могут воспринимать поперечные смещения грунтов, так как их армирующие стержни омоноличены со слоями пород по всей длине шпура. Недостатком этих анкеров является невозможность их нагружения омоноличивающим раствором до необходимой прочности.
4.3. Анкерную крепь можно использовать как в качестве самостоятельной конструкции (одиночные анкеры с опорными шайбами и анкеры с сеткой), так и в сочетании с подхватами, арками, армированным и неармированным набрызгбетонным покрытием.
1794 × 2038 пикс.     Открыть в новом окне
4.4. Анкеры рекомендуется применять также в качестве монтажных элементов при установке арок, подтяжки ограждающих и арматурных сеток и т.п.
4.5. Одиночные анкеры следует применять только в монолитных, слаботрещиноватых и весьма устойчивых фунтах.
4.6. Анкерами с опорными шайбами и армирующей сеткой размерами 50x50 мм (диаметр проволоки 3 мм) следует крепить выработки, заложенные в устойчивых грунтах, в которых возможны небольшие отслоения. Сетку разрешается устанавливать в зависимости от степени трещиноватости грунтов только по своду, либо по своду и стенам выработки.
4.7. Анкерами с подхватом, объединяющим один их ряд, следует крепить выработки в грунтах средней устойчивости, трещиноватых и слаботрещиноватых. В качестве подхватов в зависимости от величины ожидаемых отслоений между анкерами следует применять полосовую сталь или прокатные профили.
4.8. Анкеры следует устанавливать рядами, желательно в шахматном порядке. Расстояние между анкерами должно определяться расчетом (см. пп. 4.42; 4.43) и указываться в проекте (паспорте) крепления.
4.9. В местах возможных (вероятных) локальных вывалов в промежутках между проектными анкерами должна быть предусмотрена постановка по месту дополнительных анкеров, количество, диаметр и глубина которых назначается производителем работ.
4.10. В подземных выработках со сводчатой кровлей анкеры следует располагать радиально. В выработках с плоской кровлей крайние анкеры необходимо устанавливать под, углом 30° к вертикали, но с таким расчетом, чтобы конец анкера выходил за пределы пролета выработки не менее чем на 40 см; средние анкеры устанавливаются вертикально (рис. 6).