Действующий
передвижной набрызгбетонный узел, включающий набрызгбетон-машину в сочетании с самоходным или перемещаемым тягой агрегатом для нанесения набрызгбетона и установки анкеров, а также доставочными рельсовыми или безрельсовыми средствами;
технологический состав для доставки в выработку и подачу к соплу сухой смеси в сочетании с самоходным или перемещаемым тягой агрегатом для нанесения набрызгбетона и установки анкеров.
Основное технологическое оборудование современных механизированных комплексов для набрызгбетонирования приведено в приложении 13.
3.63. Монтаж армосетки при армировании набрызгбетонного покрытия надлежит проводить с буровой рамы, люлек самоходных буровых агрегатов или специальных тележек.
3.64. Оборудование механизированных комплексов следует монтировать на передвижных или самоходных транспортных средствах (шасси, тележках, платформах, автомобилях и пр.) в соответствии со схемами, приведенными в
3.65. В состав механизированных комплексов должны, как правило, включаться также следующие приспособления, инструменты и средства малой механизации:
телескопные перфораторы (или перфораторы с пневмоподатчиками) с буровым инструментом для разовых малообъемных буровых работ;
сварочный трансформатор для монтажа поддерживающего каркаса армосетки и срезки выступающих концов анкеров;
маневровые лебедки для перемещения технологических платформ и тележек в рабочей зоне прирельсового транспорта;
3.66. Для обеспечения энергией отдельных механизмов технологического оборудования их электрические кабели, воздушные и водяные шланги должны быть оснащены быстроразъемными соединениями для подключения оборудования к соответствующим тоннельным коммуникациям.
3.67. Организация работ по возведению конструкций крепления из набрызгбетона должна определяться общей схемой организации строительства, т.е. принятыми в проекте транспортной схемой, типом используемых при строительстве транспортных средств, способом и местом приготовления сухой смеси, технологией набрызгбетонных работ и т.п.
3.68. Оборудование для нанесения набрызгбетона должно быть обеспечено электроэнергией, сжатым воздухом и технической водой. Давление сжатого воздуха в сети должно быть не менее 0,5 МПа (5 кгс/ ), расход 8-10 /мин на одну машину. Давление воды должно превышать давление воздуха не менее чем на 0,1 МПа (1 кгс/ ) при расходе не менее 12 л/мин.
3.69. В случае приготовления сухой смеси вблизи объекта на специальном бетонном заводе ее доставку в выработку следует производить в технологических сосудах или в герметичных капсулах.
3.70. Сухую смесь рекомендуется приготовлять централизованно на бетонных заводах с упаковкой в капсулы или мешки, что позволяет стабильно обеспечить требуемое качество покрытия, улучшить санитарно-технические условия на рабочем месте при большей простоте механизации работ и меньших потерях сухой смеси.
3.71. Ведение взрывных работ в непосредственной близости от покрытия из набрызгбетона допускается при наборе им прочности не менее 1 МПа (10 кгс/ ).
3.72. Нанесение набрызгбетонного покрытия при креплении подземных выработок должно выполняться специализированной бригадой, имеющей в своем составе опытного крепильщика, на которого возлагается операционный контроль (контроль качества выполнения всех технологических операций по нанесению покрытия).
3.73. Входной контроль качества используемых материалов и готовых смесей следует осуществлять в соответствии с общими правилами контроля выполнения строительных работ.
СНиП Ш-44-77 должен включать в себя проверку соответствия технологического процесса (приготовление и транспортировка исходной набрызгбетонной смеси; подготовка поверхности под набрызг; техническое состояние комплекса оборудования; режимы нанесения набрызгбетонного покрытия; соблюдение требований по уходу за уложенным бетоном) требованиям, установленным проектом производства работ.
3.74. Операционный контроль в соответствии со 3.75. Контроль за приготовлением сухой смеси и транспортировкой (расход компонентов и время перемешивания) рекомендуется проводить непосредственно на месте приготовления (на БСУ). Результаты контроля следует заносить в журнал.
3.76. Режим набрызгбетонирования и соответствие работ по набрызгбетонированию ППР контролируется производителем работ.
3.77. Техническое состояние оборудования и питающих систем следует контролировать в соответствии с инструкцией по эксплуатации комплекса с фиксацией результатов контроля в специальном журнале с указанием места, даты и лица, осуществляющего контроль.
Вид испытаний | Частота проведенных испытаний(1) | Допустимые отклонения от проекта | Исполнитель отбора образцов | Исполнитель проведения испытаний | Государственные стандарты, методики испытания |
Прочность при сжатии | 1 раз на 50 м тоннеля | Только в большую сторону | Бригада и обслуживающий установку персонал | Строительные лаборатории | ГОСТ 10180-78; ГОСТ 18105-86; ГОСТ 18105.0-80; ГОСТ 18105.2-80 |
Водонепроницаемость | 1 раз на 200 м тоннеля | То же | То же | То же | ГОСТ 12730.5-84 |
Морозостойкость | То же | " | " | " | ГОСТ 10060-86 или по методике ускоренных испытаний (приложение 16) |
Сцепление с грунтом | 1 раз на 50 м тоннеля | " | " | " | По методике приложения 8 |
Прочность на растяжение осевое | Тоже | " | " | " | ГОСТ 10180-78, ГОСТ 18105-86 |
Толщина набрызг-бетонного покрытия | 1 раз на 10 м тоннеля | 10% | " | Начальник смены | Три замера на 100 м2 покрытия при установке маяков или щупов |
(1) При изменении исходных материалов или условий производства работ проводятся все контрольные испытания.
Взамен ГОСТ 10180-78 в части определения прочности бетона по контрольным образцам постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1989 г. N 168 с 1 января 1991 г. введен в действие ГОСТ 10180-90
Взамен ГОСТ 18105.0-80 - ГОСТ 18105.2-80 постановлением Госстроя СССР от 13 августа 1986 г. N 108 с 1 января 1987 г. введен в действие ГОСТ 18105-86
В журнал заносятся также замечания по работе оборудования и задание на следующую смену дежурным слесарю и электрику.
3.78. Контроль за качеством уложенного набрызгбетона должен заключаться в визуальном осмотре и регулярном простукивании покрытия. На поверхности набрызгбетона не должно быть усадочных трещин, вздутий и отслоений. Глухой звук (бунение) указывает на неплотность прилегания набрызгбетона к породе или отслаивание по толщине. Обнаруженные дефектные места (оплывы, отслоения, выкрашивания, мелкие отдельные трещины и т.д.) подлежат устранению путем вырубки, очистки, промывки струей распыленной воды, а затем заделки набрызгбетоном.
Все указанные виды операционного контроля следует проводить ежесменно с фиксацией данных контроля в соответствующих журналах (приложение 15).
3.79. Приемочный контроль является завершающей частью технологического процесса на определенной стадии строительства и осуществляется постадийно с использованием инструментальных, в том числе неразрушающих методов. Состав работ по контролю крепи из набрызгбетона, частота проведения контрольных испытаний, а также допустимые отклонения от проекта приведены в
3.80. Приемочно-сдаточный контроль законченного тоннеля осуществляется сначала рабочей комиссией, а затем государственной, при этом учитываются результаты входного, операционного и постадийного приемочного контроля.