(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58856-2020 "Услуги на железнодорожном...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.8 электронный билет: Электронный документ, подтверждающий договор перевозки между пассажиром и перевозчиком.
Примечание - Представляет собой цифровую запись в базе данных перевозчика, содержащую идентификационные данные пассажира, данные о заказе и статус заказа, означающий наличие у пассажира права воспользоваться услугой перевозчика, а также наличие у перевозчика обязанности оказать услуги пассажиру в объеме и на условиях договора перевозки.
3.9 электронная регистрация на поезд: Подтверждение пассажиром согласия на осуществление проезда в поезде на основании договора перевозки, оформленного электронным билетом.
3.10 web-сайт: Совокупность программных, информационных и медийных средств, логически связанных между собой и воспринимаемых пользователем как единое целое.

4 Требования к доступности и удобству интернет-сайта и мобильного приложения

4.1 Доступность и удобство интернет-сайта и мобильного приложения должны быть обеспечены соблюдением требований ГОСТ Р ИСО 14915-1 в части реализации принципов проектирования при разработке интерфейса, ГОСТ Р ИСО 9241-110 в части организации диалога при взаимодействии человек - система, ГОСТ Р ИСО 9241-151 в части проектирования пользовательских интерфейсов сети Интернет, ГОСТ Р ИСО 9241-210 в части проектирования интерактивных систем.
4.2 Доступность интернет-сайта для слабовидящих и инвалидов по зрению должна быть обеспечена соблюдением требований ГОСТ Р 52872, а также подразделов 3.2-3.4 ГОСТ Р 54409 и раздела 10 ГОСТ Р 54410-2011.
4.3 Интернет-сайт должен быть доступен во всех официально используемых на территории Российской Федерации интернет-браузерах, поддерживающих современные языки программирования и разметки страниц.
4.4 Отображение структуры web-страниц должно быть корректным при использовании любого официально используемого на территории Российской Федерации интернет-браузера. Структура отображаемой web-страницы не должна нарушаться при различных настройках экрана пользователя.
4.5 Должна быть обеспечена корректная работа мобильного приложения на основных массово используемых на территории Российской Федерации мобильных платформах, включая их последние публичные версии.
Примечание - Допустимо не обеспечивать работу мобильного приложения на мобильных устройствах с неактуальной (устаревшей) версией операционной системы, а также работу интернет-сайта на неактуальных (устаревших) версиях браузера.
4.6 Ориентация экрана (вертикальная или горизонтальная) мобильного устройства не должна влиять на качество отображения информации в мобильном приложении.
4.7 Доступ к интернет-сайту и мобильному приложению должен быть обеспечен в круглосуточном режиме.
Примечание - Исключения могут составлять технологические перерывы для проведения работ, регламентированных владельцем интернет-сайта/мобильного приложения, с предварительным информированием о них пассажиров.
4.8 Интернет-сайт и мобильное приложение должны иметь интуитивно понятный пользовательский интерфейс и очевидную для пользователя навигацию (возможность перехода по навигационным элементам).
4.9 Основные способы навигации по интернет-сайту должны быть доступны для пользователя без прокручивания страницы.
4.10 Должна быть обеспечена возможность выбора языка при работе с интернетом-сайтом и мобильным приложением: русский или английский.
Примечание - При оказании услуги оформления проездных документов на международные поезда дальнего следования рекомендовано добавлять варианты использования других языков в зависимости от географии маршрутов следования поездов, на которые осуществляется оформление на интернет-сайте или в мобильном приложении.
4.11 Интернет-сайт и мобильное приложение должны предусматривать возможность создания личного кабинета пассажира.
4.12 При создании личного кабинета необходимо запрашивать у пассажира разрешение на отправку ему писем по электронной почте или смс-сообщений с целью информирования.
4.13 Должна быть предусмотрена исключающая доступ третьих лиц возможность восстановления данных в личном кабинете пассажира (логин, пароль) по его запросу.
4.14 Хранение персональных данных, вносимых через интернет-сайт и мобильное приложение, должно быть обеспечено в соответствии с положениями федерального закона [1].
4.15 Мобильное приложение после обновления должно обеспечивать сохранность использованных ранее данных.

5 Требования к набору услуг, предоставляемых пассажирам с помощью интернет-сайта и мобильного приложения

С помощью интернет-сайта и мобильного приложения пассажир должен иметь возможность получить следующие услуги, непосредственно связанные с поездкой железнодорожным транспортом:
- информационно-справочные услуги;
- оформление проездных документов;
- оформление дополнительных услуг;
- оплата оформленных на интернет-сайте и в мобильном приложении услуг;
- отслеживание статуса ранее оформленных услуг;
- оформление отказа от ранее оформленных услуг и возврата денежных средств (при наличии предварительной оплаты), если такой отказ или возврат допускается правилами перевозок пассажиров [2];
- обратная связь с организациями, осуществляющими железнодорожный перевозочный процесс в пассажирском сообщении.

6 Требования к качеству предоставления информационно-справочных услуг на интернет-сайте и в мобильном приложении

6.1 С помощью интернет-сайта и мобильного приложения пассажир должен иметь возможность получить следующую информацию в соответствии с разделом II правил [3]:
- правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, не противоречащие правилам [2];
- наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика;
- контактные данные подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;
- сведения о лицензии перевозчика на осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа (номер, срок ее действия, наименование выдавшего органа);
- расписание движения пассажирских поездов (по видам сообщения);
- схемы составов пассажирских поездов (по видам сообщения, в том числе пригородных, при предоставлении гарантированного посадочного места) с расположением мест, включая места общего пользования;
- наличие свободных мест в поездах;
- стоимость проезда и провоза ручной клади и багажа;
- сведения о договоре обязательного и добровольного страхования и страховщике;
- перечень услуг перевозчиков и владельцев инфраструктуры, входящих в стоимость проезда при различных классах обслуживания;
- перечень услуг перевозчиков и владельцев инфраструктуры, предоставляемых пассажиру за дополнительную плату;
- условия и стоимость предоставления услуг;
- бонусные программы и скидки;
- способы и правила оплаты услуг.
6.2 Рекомендовано размещать на интернет-сайте раздел с информацией, содержащей ответы на часто задаваемые пассажирами вопросы.
6.3 Информация на интернет-сайте и в мобильном приложении должна быть актуальной на момент просмотра.