Действующий
ограниченная пропускная способность судоходных каналов, отсутствие возможности обработки крупнотоннажных судов-контейнеровозов;
несоответствие уровня развития железнодорожной инфраструктуры как на ближних подходах к Порту, так и на дальних подходах к Санкт-Петербургу потребностям в увеличении объемов и скорости обработки портовых грузов;
Согласно прогнозу развития морских грузовых перевозок в регионе Балтийского моря до 2025 года в случае реализации всех запланированных мероприятий по развитию морских терминалов, расположенных в центральных районах Порта, дефицит портовых мощностей по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов и легковых автомобилей не только сохранится, но и увеличится (таблица 1).
Дефицит портовых мощностей в центральных районах Порта
по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов
и легковых автомобилей
N п/п | Вид грузов | Единица измерения | Дефицит портовых мощностей по годам | |||
2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2025 г. | |||
1 | Контейнерные | млн.т/год | 8,40 | 11,80 | 39,20 | 75,60 |
тыс.ТЕUгод | 840,00 | 1180,00 | 3920,00 | 7560,00 | ||
2 | Рефрижераторные | млн.т/год | 0,50 | 2,00 | 4,30 | 6,60 |
3 | Накатные | млн.т/год | 0,20 | 1,70 | 1,75 | 1,80 |
тыс.ед./год | 20,00 | 170,00 | 175,00 | 180,00 | ||
4 | Легковые автомобили | млн.т/год | 0,50 | 0,90 | 1,35 | 1,80 |
тыс.ед./год | 330,00 | 600,00 | 900,00 | 1200,00 | ||
Итого | млн.т/год | 9,60 | 16,40 | 46,60 | 85,80 |
Обработка перспективного оборота контейнерных, рефрижераторных, накатных грузов и легковых автомобилей и сокращение указанного дефицита возможны только в случае развития аванпортов.
В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", развитие аванпортов предусматривается в районе железнодорожной станции Бронка, в Г.Ломоносове, г.Кронштадте.
В настоящее время на территории перспективных аванпортов на о.Котлин функционирует один морской контейнерный терминал, на котором в 2007 году было перевалено 222,4 тыс.ТЕU.
Развитие указанных территорий в целях осуществления портовой деятельности позволит сформировать систему аванпортов.
Тенденция создания аналогичных районов соответствует общемировой практике развития крупных портов (Антверпен, Бремерхафен, Гамбург, Гент, Зеебрюгге, Йокогама, Роттердам и др.).
(га) | ||||
Площадь | Аванпорт | Всего | ||
Бронка | Кронштадт | Ломоносов | ||
Ориентировочная площадь территории аванпортов | 350,1 | 41,7 | 84,9 | 476,7 |
В том числе вновь образованная территория | 286,6 | 16,4 | 79,4 | 382,4 |
Реализация Концепции предполагает необходимость выполнения комплекса мероприятий по развитию аванпортов, в том числе строительство морских терминалов, развитие транспортных подходов к аванпортам, развитие инженерной инфраструктуры, строительство объектов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В целях оптимизации использования территории, расположенной в границах аванпортов, обеспечения потребностей экономики и населения Санкт-Петербурга и Российской Федерации в различных видах грузов развитие аванпортов целесообразно осуществлять в соответствии с целевыми показателями развития аванпортов, указанными в таблице 3.
N п/п | Наименование аванпорта | Примерный грузооборот по годам, млн.т/год | ||
2015 г. | 2020 г. | 2025 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Бронка, в том числе: | 17,60 | 18,90 | 48,90 |
1.1 | Морской терминал по перевалке контейнерных грузов N 1 | 15,00 | 15,00 | 15,00 |
1.2 | Морской терминал по перевалке контейнерных грузов N 2 | - | - | 30,00 |
1.3 | Морской терминал по перевалке накатных грузов | 2,60 | 2,60 | 2,60 |
1.4 | Морской терминал по перевалке легковых автомобилей | - | 1,30 | 1,30 |
2 | Кронштадт, в том числе: | 9,50 | 9,50 | 9,50 |
2.1 | Морской терминал по перевалке контейнерных грузов | 7,50 | 7,50 | 7,50 |
2.2 | Морской терминал по перевалке рефрижераторных, накатных и контейнерных грузов, из них: | 2,00 | 2,00 | 2,00 |
2.2.1 | Рефрижераторные грузы | 1,50 | 1,50 | 1,50 |
2.2.2 | Накатные грузы | 0,20 | 0,20 | 0,20 |
2.2.3 | Контейнерные грузы | 0,30 | 0,30 | 0,30 |
3 | Ломоносов, в том числе: | 11,65 | 11,65 | 11,65 |
3.1 | Морской терминал по перевалке рефрижераторных, контейнерных грузов и легковых автомобилей | 10,45 | 10,45 | 10,45 |
3.2 | Морской терминал по перевалке рефрижераторных грузов | 1,20 | 1,20 | 1,20 |
Всего | 38,75 | 40,05 | 70,05 |
Земельные участки для проектирования и строительства объектов инфраструктуры Порта, расположенные в границах аванпортов, предоставляются в установленном действующим законодательством порядке с учетом необходимости достижения целевых показателей развития аванпортов.
Достижение целевых показателей развития аванпортов возможно при условии реализации мероприятий, указанных в пунктах 6.2 и 6.3 Концепции.