Действующий
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2009 г. N 8 "О Концепции развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург"
В целях обеспечения эффективного развития Большого порта Санкт-Петербург Правительство Санкт-Петербурга
1. Одобрить Концепцию развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург (далее - Концепция) согласно
2. Комитету по транспорту осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и организациями Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с реализацией
Концепция развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург (далее - Концепция) разработана в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р (далее - Транспортная стратегия), и Стратегией развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 741 (далее - Стратегия).
В соответствии с Транспортной стратегией в области морского транспорта необходимо развивать мощности морских портов с учетом создания экономически обоснованных резервов для обеспечения увеличивающихся объемов перевалки грузов. В этих целях Транспортной стратегией предусматривается развитие объектов инфраструктуры в Большом порту Санкт-Петербург (далее - Порт), строительство новых перегрузочных комплексов в портах Балтийского бассейна.
Согласно Стратегии одним из приоритетных направлений деятельности по развитию Порта является привлечение в Порт новых линий по перевозке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов, создание терминалов для их обслуживания, совершенствование работы с ними, увеличение доли высокотехнологичных экологически чистых грузов в общем грузообороте Порта.
В целях изменения структуры грузооборота Порта за счет роста числа контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов Стратегией предусмотрено форсированное развитие новых районов Порта.
аванпорт - район Порта, расположенный на расстоянии не менее пяти километров от центральных районов Порта;
центральные районы Порта - исторически сложившиеся районы Порта, расположенные в Кировском районе Санкт-Петербурга.
В 2007 году в структуре грузооборота Порта, который достиг 59,6 млн.т, доля контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов составила 48,4 процента. Морские терминалы по их перевалке находятся в основном на территории центральных районов Порта.
В ближайшей перспективе могут быть достигнуты предельные параметры грузооборота указанных морских терминалов. Это связано со следующими обстоятельствами:
ограниченные возможности территориального развития центральных районов Порта из-за плотной окружающей, в том числе жилой, застройки и занятости береговой линии промышленными предприятиями;
ограниченная пропускная способность судоходных каналов, отсутствие возможности обработки крупнотоннажных судов-контейнеровозов;
несоответствие уровня развития железнодорожной инфраструктуры как на ближних подходах к Порту, так и на дальних подходах к Санкт-Петербургу потребностям в увеличении объемов и скорости обработки портовых грузов;
Согласно прогнозу развития морских грузовых перевозок в регионе Балтийского моря до 2025 года в случае реализации всех запланированных мероприятий по развитию морских терминалов, расположенных в центральных районах Порта, дефицит портовых мощностей по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов и легковых автомобилей не только сохранится, но и увеличится (таблица 1).
Дефицит портовых мощностей в центральных районах Порта
по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов
и легковых автомобилей
N п/п | Вид грузов | Единица измерения | Дефицит портовых мощностей по годам | |||
2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2025 г. | |||
1 | Контейнерные | млн.т/год | 8,40 | 11,80 | 39,20 | 75,60 |
тыс.ТЕUгод | 840,00 | 1180,00 | 3920,00 | 7560,00 | ||
2 | Рефрижераторные | млн.т/год | 0,50 | 2,00 | 4,30 | 6,60 |
3 | Накатные | млн.т/год | 0,20 | 1,70 | 1,75 | 1,80 |
тыс.ед./год | 20,00 | 170,00 | 175,00 | 180,00 | ||
4 | Легковые автомобили | млн.т/год | 0,50 | 0,90 | 1,35 | 1,80 |
тыс.ед./год | 330,00 | 600,00 | 900,00 | 1200,00 | ||
Итого | млн.т/год | 9,60 | 16,40 | 46,60 | 85,80 |
Обработка перспективного оборота контейнерных, рефрижераторных, накатных грузов и легковых автомобилей и сокращение указанного дефицита возможны только в случае развития аванпортов.
В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", развитие аванпортов предусматривается в районе железнодорожной станции Бронка, в Г.Ломоносове, г.Кронштадте.
В настоящее время на территории перспективных аванпортов на о.Котлин функционирует один морской контейнерный терминал, на котором в 2007 году было перевалено 222,4 тыс.ТЕU.