Действующий
- пояснительной запиской к проекту предстандарта, представленной разработчиком;
- протоколом заседания ТК, на котором было принято решение комитета по проекту предстандарта (если оно проводилось);
- отзывами заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц, которые получены входе публичного обсуждения проекта предстандарта;
- документом, содержащим информацию об использованных результатах научных исследований или испытаний.
При этом проект предстандарта, представленный на утверждение, и его копии должны удовлетворять требованиям, установленным в 4.3.1.
4.3.8 Секретариат ТК предлагает разработчику направить проект предстандарта для проведения редактирования и нормоконтроля в уполномоченную федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на это организацию. При положительных результатах нормоконтроля проекта предстандарта на каждом листе его оригинала проставляют штамп "В НАБОР".
4.3.9 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации обеспечивает размещение на своем официальном сайте в сети Интернет материалов, полученных в соответствии с
4.3.7. При этом не подлежат размещению оригинал документа, который использован в качестве основы для разработки предстандарта (см.
4.2.2), и его перевод на русский язык.
Примечание - В соответствии с Федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации" (часть 10 статьи 25)
[1] эти материалы находятся на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации до принятия им решения об утверждении предстандарта или отклонении его проекта.
4.4 Утверждение предварительного национального стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие
4.4.1 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в течение 30 дней на основании документов, представленных ТК, и с учетом высказанного в ходе публичного обсуждения мнения заинтересованных лиц и результатов нормоконтроля проекта принимает решение об утверждении предстандарта или отклонении его проекта.
4.4.1.1 Решение об утверждении предстандарта оформляют организационно-распорядительным документом федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.
4.4.1.2 В организационно-распорядительном документе федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации указывают:
- дату введения предстандарта в действие;
- дату окончания срока действия предстандарта.
При этом дату введения предстандарта в действие устанавливают с учетом срока проведения организационно-технических мероприятий, в том числе опубликования предстандарта и организации его доступности заинтересованным лицам, а дату окончания срока действия предстандарта устанавливают с учетом того, что этот срок не должен превышать трех лет.
4.4.2 Регистрацию утвержденного предстандарта, публикацию уведомления об его утверждении в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС), размещение этого уведомления на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет и официальное опубликование данного предстандарта осуществляют в соответствии с порядками
[5],
[6], установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.
4.4.2.1 При регистрации утвержденного предстандарта ему присваивают обозначение в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункты 7.2 - 7.4, 7.6, 7.7).
4.4.2.2 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.4.2.3 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.4.2.4 В уведомлении об утверждении предстандарта указывают, что федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует проведение мониторинга применения данного предстандарта и собирает сведения о его практическом применении, замечания и предложения по его содержанию. В уведомлении также приводят адрес, на который заинтересованные лица могут направить данные сведения, замечания и предложения в соответствии с
6.1.
4.4.3 Исключен с 18 июля 2016 г.
4.4.4 При получении отрицательного заключения ТК (иной организации, проводившей экспертизу) на проект предстандарта, а также в иных обоснованных случаях федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение об отклонении данного проекта. В этом случае в семидневный срок разработчику предстандарта направляют письмо с обоснованием отклонения предложенного им проекта. Копию этого письма направляют в секретариат ТК, который представил данный проект в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
Примечание - В соответствии с Федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации" (часть 14 статьи 25)
[1] решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении проекта предстандарта может быть обжаловано в суде только после его обжалования в досудебном порядке.
5 Правила применения предварительных национальных стандартов
5.1 Предстандарты применяют при производстве и постановке на производство принципиально новых (инновационных) видов продукции, при внедрении новых методов испытаний и измерений, при переходе на новые способы управления производством, при организации новых (инновационных) технологических процессов и иныхобоснованных случаях.
5.2 Предстандарты могут быть применены непосредственно или косвенно путем разработки на их основе стандартов организаций и технических документов (например, технических условий).
5.3 Применение предстандартов является добровольным.
Применение предстандарта может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:
- организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (органа);
- нормативных ссылок на данный предстандарт в собственных стандартах организации или технической документации;
- соглашений или договоров (контрактов) со ссылками на предстандарт;
- применения обозначения предстандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации;
- иного публичного заявления о соответствии продукции предстандарту.
Решение о применении предстандарта в организации рекомендуется принимать по результатам технико-экономической оценки целесообразности его применения.
5.4 Не допускаются ссылки на предстандарта в национальных стандартах Российской Федерации и сводах правил, а также в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации.
При ссылках на предстандарты в стандартах организаций, технических условиях, иных нормативных и технических документах рекомендуется учитывать временный характер предстандартов и обусловленную этим необходимость замены данных ссылок при отмене ссылочного предстандарта.
Примечание - При ссылках на предстандарты и использовании их обозначений в маркировке продукции могут быть применены соответствующие рекомендации по межгосударственной стандартизации
[4].
5.5 Не допускается обновление действующего предстандарта путем его пересмотра или разработки изменения к предстандарту. В исключительных случаях (при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей) допускается обновление действующего предстандарта путем внесения в него поправки.
Поправку к предстандарту оформляют и утверждают в соответствии с правилами, установленными для национальных стандартов в ГОСТ Р 1.2-2020 (раздел 7).
5.6 При подтверждении соответствия продукции требованиям предстандарта не допускается применение знака национальной системы стандартизации.
5.7 Не допускается включение предстандартов в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, и в перечень документов в области стандартизации, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
6 Правила проведения мониторинга применения предварительных национальных стандартов и их отмены
6.1 Заинтересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юридические и физические лица не позднее, чем за четыре месяца до истечения установленного срока действия предстандарта направляют в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, а также разработчику предстандарта отзывы, содержащие сведения о его практическом применении, замечания и предложения по содержанию предстандарта и мнение о целесообразности (нецелесообразности) его утверждения в качестве национального стандарта Российской Федерации.
6.2 В обоснованных случаях
* федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение об отмене предстандарта до истечения установленного срока его действия.
6.3 Если не принято решение о досрочной отмене предстандарта, то федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации направляет разработчику предстандарта отзывы заинтересованных федеральных и иных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.
6.4 Разработчик рассматривает полученные отзывы и собранные им иным путем сведения о применении предстандарта, осуществляет оценку результатов мониторинга его применения и направляет свое заключение по данному вопросу (с отзывами заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц) в секретариат ТК, за которым закреплен данный предстандарт, не позднее, чем за 75 дней до истечения срока действия предстандарта.
6.5 Исключен с 18 июля 2016 г.
6.6 Секретариат ТК рассматривает заключение разработчика по результатам мониторинга применения предстандарта, отзывы заинтересованных лиц и органов власти, с учетом высказанных в них мнений оценивает целесообразность или нецелесообразность утверждения предстандарта в качестве национального стандарта и предлагает членам комитета дать свои предложения по этому вопросу.
6.7 Члены ТК на основании собственных данных о применении предстандарта и с учетом полученных от секретариата ТК материалов оценивают целесообразность его утверждения в качестве национального стандарта, готовят свои предложения по этому вопросу и направляют их в секретариат ТК. При этом срок рассмотрения данного вопроса членами комитета не должен превышать 30 календарных дней.
6.8 Секретариат ТК с учетом предложений членов комитета готовит мотивированное предложение об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены).