Действующий
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.16-2011 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 561-ст) (с изменениями и дополнениями)
Standardization in the Russian Federation. Preliminary national Standards. Instructions for development, taking over, application and cancellation
Дата введения: 1 апреля 2012 г.
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов Российской Федерации, а также правила их применения, проведения мониторинга применения и отмены
Примечание - В настоящем стандарте применены термины, которые установлены в статье 2 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
[1] и межгосударственном стандарте на термины и определения в области стандартизации
[2].
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.2-2020 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года,, и по опубликованным в текущем году выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты". Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Разработку предварительных национальных стандартов (далее - предстандарты) осуществляют для содействия социально-экономическому развитию Российской Федерации и ее интеграции в мировую экономику, технического перевооружения промышленности и внедрения передовых технологий, а также для достижения технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики.
3.2 При разработке и применении предстандартов решают следующие задачи:
- ускоренное внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- применение в Российской Федерации международных документов, не являющихся международными стандартами (см. ГОСТ Р 1.7-2014, раздел 9), и национальных стандартов промышленно развитых стран;
- гармонизация с международными, региональными стандартами;
- предварительная апробация установленных в предстандартах требований (правил) и накопление дополнительной информации об инновационных объектах стандартизации, которые необходимы для разработки национальных стандартов Российской Федерации.
3.3 Требования, устанавливаемые в предстандарте, должны основываться на современные достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и способствовать научно-техническому прогрессу.
3.4 Исключен с 1 июля 2013 г.
3.5 Требования, устанавливаемые в предстандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, требованиям действующих стандартов и сводов правил, которые включены в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
4 Правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов
4.1 Организация разработки предварительного национального стандарта
4.1.1 Заказчиком разработки предстандарта может быть федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, иной заинтересованный федеральный орган исполнительной власти, общественное объединение, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.
4.1.2 Разработчиком предстандарта может быть любое лицо (юридическое или физическое), компетентность которого в отношении разработки данного предстандарта определяет заказчик этой работы.
1 В случае, когда заказчиком предстандарта выступает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации или иной федеральный орган исполнительной власти, выбор разработчика предстандарта осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством, в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
2 Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта предстандарта определяется техническим заданием и/или договором на его разработку. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта предстандарта заказчику для рассмотрения до его направления в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
При необходимости может быть создана рабочая группа, в состав которой включают представителей различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.
4.2 Разработка проекта предварительного национального стандарта
4.2.1 Разработчик готовит проект предстандарта и пояснительную записку к нему (см.
4.2.6).
4.2.2 В качестве основы для разработки предстандарта могут быть использованы:
- международный стандарт или международный документ, не являющийся международным стандартом;
- стандарт организации или технические условия, если при практическом применении данного документа получены положительные результаты, которые подтверждены информацией о накопленном опыте и наилучших результатах применения этого документа (в том числе о практике его применения для целей подтверждения соответствия продукции).
В обоснованных случаях в качестве основы для разработки предстандарта также может быть использован региональный стандарт или иной региональный документ в области стандартизации, а также проект международного или регионального стандарта или прогрессивный национальный стандарт или свод правил иностранного государства.
Проект предстандарта может быть разработан по результатам научно-исследовательской (опытно-конструкторской, опытно-технологической или проектной) работы, относящейся к данному объекту и аспекту стандартизации, или с использованием иной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
4.2.3 Не допускается включение в предстандарт объектов, которые защищены патентом.
Примечание - Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах на изобретение (полезную модель или промышленный образец) в процессе публичного обсуждения проекта предстандарта или после введения утвержденного предстандарта в действие. В последнем случае федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации приостанавливает действие предстандарта до внесения в него поправки для исключения из него объекта патентного права.
4.2.4 При применении в качестве основы для разработки предстандарта международного или регионального стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом, или национального стандарта иностранного государства) соблюдают правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.
4.2.5 Наименование, построение, изложение и оформление проекта предстандарта - по ГОСТ Р 1.5-2012 (разделы 3 - 5), а титульный лист предстандарта - по форме, установленной в ГОСТ Р 1.5-2012 (приложение Б).
4.2.5.1 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.5.2 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.5.3 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.5.4 Исключен с 1 июля 2013 г.