(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10005-2019 "Менеджмент качества....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
b) обучение использованию планов качества; в одних организациях (например, занимающихся менеджментом проектов) планы качества могут использоваться как составная часть системы менеджмента качества, в то время как в других планы качества могут использоваться при необходимости (в этом случае может потребоваться специальное обучение пользователей правильному применению планов качества);
c) мониторинг соответствия планам качества; организация несет ответственность за мониторинг всех планов качества, которые она выполняет, что может включать в себя:
1) оперативный контроль за запланированными мероприятиями,
2) анализ выполнения промежуточных этапов,
3) проведение аудитов.
Аудиты, как правило, проводят на выборочной основе, особенно если используют несколько краткосрочных планов.
Если планы качества предоставляются потребителям или заинтересованным сторонам, то последние могут устанавливать требования к мониторингу соответствия планам качества.
Мониторинг, выполненный внутренними или внешними заинтересованными сторонами, может содействовать:
- оценке обязательств организации по эффективному внедрению плана качества;
- оценке практического внедрения плана качества;
- определению риска с учетом требований конкретной ситуации;
- выполнению корректирующих действий, при необходимости;
- идентификации возможностей улучшения плана качества и связанных действий.

7.3 Пересмотр плана качества

Организации следует пересматривать план качества:
a) для отражения всех изменений во входных данных или рисках плана качества, включая:
1) конкретную ситуацию, для которой разрабатывался план качества,
2) процессы производства продукции и оказания услуг,
3) систему менеджмента организации,
4) законодательные и нормативные требования;
b) введения согласованных улучшений в план качества.
Уполномоченному(ым) лицу(ам) следует анализировать изменения плана качества на предмет последствий, адекватности и результативности. Результаты пересмотра плана качества следует доводить до сведения всех пользователей, потребителей, заинтересованных сторон и/или внешних поставщиков. Обмен информацией с потребителями и другими заинтересованными сторонами следует осуществлять в соответствии с требованиями к продукции и услугам, предоставляемым внешними поставщиками. Документированную информацию, затронутую изменениями в плане качества, следует пересматривать при необходимости.
Организации следует рассматривать вопрос о способе и обстоятельствах выдачи разрешения по отклонениям от плана качества, включая:
- перечень лиц, уполномоченных на запрос таких отклонений;
- способ совершения запроса;
- содержание и форму предоставляемой информации;
- перечень лиц, наделенных ответственностью и полномочиями для принятия или отказа от таких отклонений.

7.4 Обратная связь и улучшение

Где это возможно, опыт, полученный в ходе применения плана качества, следует анализировать и оценивать. Организация может также анализировать применение плана качества совместно с потребителями, внешними поставщиками и другими заинтересованными сторонами.
Полученную информацию следует использовать для улучшения планов качества организации и соответствующих систем менеджмента.
Приложение А
(справочное)

Структура и содержание плана

Настоящее приложение содержит примеры некоторых форм, в которых могут быть разработаны планы качества.
Представленные примеры не следует рассматривать как полные в части содержания плана качества, описанного в разделе 6.
На практике планы качества могут быть сложнее, так как, как правило, охватывают все процессы, применимые к конкретной ситуации.
Планы качества могут быть представлены в любом формате, подходящем для выполнения согласованных требований. В определенных обстоятельствах текстовый формат может быть более подходящим, чем схематический, так же как и схематический формат может быть дополнен текстом. Также могут быть использованы другие формы, более подходящие для конкретной ситуации.
Если план качества доступен в электронном виде, ссылки на документированную информацию, такую как стандартные операционные процедуры (СОП) или программное обеспечение менеджмента процессов, могут быть доступны через гиперссылку.
Следующие примеры включают в себя:
- пример 1 - текстовый формат плана качества, который может быть использован, например, как шаблон плана качества для инженерного проекта;
- пример 2 - план качества в формате таблицы, который может быть использован, например, как план качества по обработке материалов;
- пример 3 - план качества в формате блок-схемы, который может быть использован, например, как план качества для услуг.
Пример 1 - Шаблон текстовой формы плана качества
1 Введение1.1 Цель и область применения плана качества проектаЦелью настоящего плана качества проекта является документирование процессов обеспечения качества, которые компания XYZ будет осуществлять с целью результативного управления качеством проекта от стадии планирования до стадии поставки. Он определяет процедуры, процессы и системы менеджмента, которые должны быть использованы для управления инжиниринговыми услугами и услугами проектного менеджмента.Следует описать связь с планом управления проектом, системой менеджмента качества компании XYZ и т.д.1.2 Обзор проектаПриводят описание проекта, включая планируемые этапы и график.1.3 Область услугОпределяют область услуг, включенных в план качества проекта.1.4 Определенные риски проектаПеречисляют/описывают определенные риски проекта, например: специфические характеристики, связанные со средой клиента, средой проекта, партнерами по проекту, требованиями, поставляемыми результатами, ресурсами, обменом информацией, конфиденциальностью.2 Распределение ресурсов и обмен информацией2.1 Роли, ответственности и полномочияОпределяют роли, ответственности и полномочия, рассматривая вариант оформления в виде таблицы.2.2 Обмен информациейОпределяют каналы обмена информацией и полномочия, особенно в случаях участия в проекте нескольких сторон.2.3 Компетентность, осведомленность и подготовкаСодержание данного раздела используют в тех случаях, когда имеется потребность в особой компетентности, осведомленности или подготовке в рамках проекта.3 Менеджмент качества3.1 Политика в области качества и СМККопия заявления о политике в области качества компании XYZ включена в приложение А.Определяют применение системы менеджмента качества компании XYZ в рамках данного плана качества проекта.3.2 Цели в области качества и KPIsКлючевыми целями в области качества для данного проекта являются...Ключевые показатели результативности (KPIs) перечислены в...3.3 АудитыДля обеспечения того, что проект осуществляется в соответствии с системой менеджмента компании XYZ, будут проводиться аудиты проекта в рамках программы внутренних аудитов.Если аудиты проекта планируются как часть процесса контроля проектов, намечают планируемый график.3.4 Управление несоответствиямиЗаписи о несоответствиях сохраняются в...4 Предоставление проекта4.1 Входные данные для проектаОпределяют обработку и управление входными данными для проекта.4.2 Изменение объема работЛюбые изменения в объеме работ должны быть учтены в рамках процесса менеджмента изменений. Члены группы несут ответственность за уведомление руководителя проекта о любых потенциальных или фактических изменениях в объеме работ.4.3 Контроль проектаВключают описание процессов, используемых для контроля проекта.4.4 Управление результатами проектаОпределяют или перечисляют результаты с указанием ответственности за контроль выполнения.4.5 Проверка, анализ, верификация и утверждениеОписывают процессы и ответственности за проведение проверки (включая проверку методов и применение стандартов/предыдущих проектных решений и стратегий валидации), анализа, верификации и утверждения.5 Управление документированной информацией5.1 Структура файлов компьютерных сетейВ рамках компании XYZ для настоящего проекта принята структура файлов компьютерных сетей...5.2 Процесс управления документированной информациейОписывают/перечисляют, каким образом осуществляется управление различными типами документов.5.3 Входные, выходные данные и сопроводительные документыОписывают/перечисляют, каким образом управляются различные типы документов. Определяют, каким образом осуществляются управление и регистрация входящих документов, запросов на изменения, исходящих документов и сопроводительных записей.6 Результаты проектаОписание, перечень или таблица результатов и соответствующая информация.7 Требования к утверждениюТребования компании XYZ и заказчика к утверждению, а также отношения с другими заинтересованными сторонами, если применимо.8 Распространение результатовПроцесс распространения результатов и какая документированная информация должна быть сохранена.9 Управление изменениямиПриводят внутренние и внешние требования, предъявляемые к управлению изменениями, включая изменения после поставки документированной информации.10 Идентификация и прослеживаемостьОписание или приведение ссылок на требования по идентификации и прослеживаемости для результатов плана качества.ПриложенияНапример:Приложение А - политика в области качества компании XYZПриложение В - Содержание плана управления контрактом
Пример 2 - План качества в виде таблицы
ПК-005
Продукция/производственная линия: химические вещества установленного класса
Подготовлен:
Утвержден:
Ред.:
Дата:
Вид деятельности
Описание
Документ/ процедура
Участок/ подразделение
Область примененияНастоящий план качества применим к процессам производства и распределения химических веществ установленного класса
-
-
Цели в области качестваНаши цели в области качества: выпуск качественной продукции (93 %); своевременность поставки (+/-1 день)
QSP-005
Различные
Ответственность руководстваОписание работ и матрица ответственности персонала, вовлеченного в планирование, выполнение, управление и мониторинг продвижения работ в соответствии с настоящим планом, должны содержаться в ссылочных документах
QSP-020
SOP-800
Высшее руководство/ управление персоналом
ДокументацияСпециальные требования к управлению документацией отсутствуют. Документы, связанные с контрактом, должны храниться как минимум пять лет
QSP-050
Технические службы
ЗаписиИдентифицированные и сохраненные записи должны поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств выполнения работ, влияющих на качество. Записи должны храниться как минимум пять лет
QSP-055
Управление качеством
РесурсыТребования к хранению, обработке и транспортированию сырья и компонентов установлены в документе/VSB/ materials.doc.
QSP-020
Руководство
РесурсыТребуется, чтобы весь персонал успешно прошел обучение по работе с материалами, указанными в спецификации к договору
SOP-810
Управление персоналом
РесурсыСпециальная инфраструктура и специальные условия рабочей среды не применяются
-
-
Анализ требований/ спецификации потребителяВсе полученные коммерческие предложения и все спецификации потребителя, а также полученные заказы будут анализироваться до их принятия, для того чтобы гарантировать надлежащее определение требований, успешное разрешение всех разногласий и подтверждение способности компании выполнить заданные требования
SOP-100
SOP-110
SOP-120
Служба маркетинга и сбыта/ технические службы/ производство/ управление качеством
Обмен информацией с потребителемОбратная связь с потребителем осуществляется либо через веб-сайт либо заполнением формы SOP-190F1, а также проведением ежемесячных совещаний с потребителем и командой управления контрактом
SOP-150
SOP-190
Служба маркетинга и сбыта
Проектирование и разработкаВсе принятые спецификации потребителя, которые существенно отличаются от обычных спецификаций компании, требуют анализа и утверждения (SOP-200). Это может потребовать утверждения потребителем образца, а также верификации и валидации процесса
SOP-200
SOP-220
Технические службы
ЗакупкиВся критически важная продукция, закупаемая компанией, подлежит входному контролю и испытаниям, как того требуют действующие спецификации на сырье и упаковку. Цистерны и вагоны с насыпными материалами не будут разгружаться до тех пор, пока все требуемые испытания не будут успешно завершены. Несоответствующие материалы могут быть приняты с уступкой (отклонениями), либо утилизированы, либо возвращены поставщику
SOP-300
SOP-310
SOP-400
SOP-470
SOP-490
Управление закупками/ управление материалами
ПроизводствоПрименяют стандартные операционные процедуры
SOP-500
Производство
Идентификация и прослеживаемостьПрименяют стандартные операционные процедуры
SOP-440
SOP-540
Управление материалами/ производство
Собственность потребителяСобственность потребителя и методы испытаний потребителя должны быть выполнены и защищены с помощью формальной системы, позволяющей обеспечить их сохранность и конфиденциальность полученной информации
SOP-110
Служба маркетинга и сбыта/ технические службы
Стандартные операционные процедуры применяют к специальным упаковочным материалам, предоставленным потребителем
SOP-410
Управление материалами/ производство
Хранение и обращениеЗакупленные материалы, незавершенную или готовую продукцию необходимо хранить в безопасных контейнерах, баках и складских помещениях. Следует использовать безопасные методы обработки для предупреждения порчи, ухудшения или загрязнения продукции. Сыпучую продукцию должны поставлять в специально оборудованных вагонах
SOP-400
SOP-700
SOP-750
Управление материалами
Несоответствующая продукцияПродукция, не соответствующая требованиям окончательной стадии приемки, должна быть помещена в специальную карантинную зону или контейнер. Требуется наличие подписанного потребителем разрешения на отклонение перед отгрузкой всей несоответствующей продукции
SOP-570
SOP-580
SOP-590
Производство/ технические службы/ управление качеством
Мониторинг и измерениеДолжны существовать или быть подготовлены планы выборочного контроля и испытаний, охватывающие все процессы реализации продукции
SOP-600
Управление качеством
Контрольное и измерительное оборудованиеКомпания должна поддерживать в рабочем состоянии номенклатуру измерительного и испытательного оборудования, охватывающую весь диапазон работ по разработке, производству и управлению. Все требуемые калибровки должны быть выполнены на месте или изготовителем оборудования
SOP-610
Управление качеством
АудитВсе установки могут быть подвергнуты внутреннему аудиту, аудиту со стороны потребителя и со стороны надзорных органов
SOP-675
Управление качеством
Пример 3 - План качества в виде блок-схемы
2027 × 1958 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок А.1 - Пример плана качества в виде блок-схемы
Приложение В
(справочное)

Схематическое представление процессного подхода, применяемого к планам качества