Действующий
В 2023 году Главным управлением в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)" осуществлялся федеральный государственный лесной контроль (надзор) на территории лесного фонда в границах Челябинской области.
Обязательные требования, ранее составлявшие предмет федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и предметы федерального государственного пожарного надзора в лесах и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений, осуществляемых при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), объединены в предмет федерального государственного лесного контроля (надзора).
Согласно части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.
Организация и осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ, Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 и Положением о Главном управлении, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2006 г. N 385.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2006 г. N 385 Главное управление определено уполномоченным органом на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Челябинской области.
Согласно статьи 97 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в рамках федерального государственного лесного надзора.
Непосредственную деятельность по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) осуществляет отдел федерального государственного лесного контроля (надзора) Главного управления и Государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Челябинской области". При осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) проводятся:
мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (рейдовые осмотры (обследования) лесных участков);
С 1 июля 2021 года в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного лесного контроля используется термин "контролируемые лица", под которыми понимаются граждане и организации, осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора) (далее - контролируемые лица).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) на 2023 год были установлены особые условия осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора).
В соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год Главным управлением не утверждался.
Работа проводилась в рамках лесной охраны, в соответствии со статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.12.2021 г. N 955 "Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны".
II. Организация и осуществление вида государственного контроля (надзора), меры государственного реагирования по его результатам
По результатам патрулирования лесных участков было выявлено 344 случая нарушений требований лесного законодательства, из них:
- 194 случая незаконной рубки лесных насаждений, объем незаконной рубки составил 4,9 тыс.м 3, что ниже по количеству на 29 случаев и выше уровня прошлого года по объему незаконных рубок на 19%. Ущерб от незаконной рубки составил 103,5 млн. рублей;
- 108 случаев прочих нарушений лесного законодательства (нарушение порядка заготовки древесины, самовольное использование лесов и другие).
Из общего количества выявленных нарушений 180 нарушений совершено установленными лицами, 134 случая зарегистрировано на арендованных лесных участках.
Общий размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, составляет 168,6 млн. рублей.
В целях повышения информатизации осуществления государственного лесного контроля в течение 2023 года эксплуатировалась государственная информационная система "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" и государственная информационная система "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
За 2023 год Главным управлением совместно с Государственным казенным учреждением "Управление лесничествами Челябинской области", правоохранительными органами и органами прокуратуры возбуждено 634 административных дела.
К административной ответственности привлечено 493 нарушителя, из них по 267 делам вынесены предупреждения, по 226 делам вынесены постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 2 347,2 тыс. рублей:
На 31 декабря 2023 года взыскано 127 административных штрафов на общую сумму 1 128,5 тыс. рублей, что составляет 48 процентов от общего количества наложенных административных штрафов.
По видам составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, из общего числа лиц, привлеченных к административной ответственности в 2023 году, приходится 1,4 процентов на самовольное использование лесов (статья 7.9 КоАП РФ), 4,7 процентов на незаконную рубку лесных насаждений (статья 8.28 КоАП РФ), 59,4 процентов на нарушения правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32 КоАП РФ), 1,2 процентов на нарушения правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31 КоАП РФ), 13,2 процентов на нарушения правил использования лесов (статья 8.25 КоАП РФ). Оставшиеся 20,1 процентов приходятся на прочие административные правонарушения (не предоставление сведений, информации отчетов - 19,7; неоплата штрафа - 20,25; невыполнение предписания - 19,5).
В правоохранительные органы направлено 175 материалов по нарушениям, содержащим признаки уголовного преступления, из них: 175 - по фактам незаконной рубки лесных насаждений (статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ);