Действующий
В сети автомобильных дорог общего пользования эксплуатируются 300 мостовых сооружений общей протяженностью 18 729 погонных метров.
Доля автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям за 2022 год составила 54,57 процентов, и к 2030 году увеличится до 60,03 процентов.
Челябинская область имеет развитую маршрутную сеть, представленную автомобильным и железнодорожным транспортом.
Самым распространенным видом пассажирского транспорта общего пользования в Челябинской области являются автобусы. Сеть автобусных маршрутов включает в себя межмуниципальные маршруты, связывающие территории двух или более двух муниципальных образований между собой, и муниципальные маршруты, выполняющие роль транспортного сообщения между населенными пунктами внутри определенного муниципального образования.
В целях повышения качества транспортного обслуживания в Челябинской области продолжается обновление подвижного состава. Так, за период с 2019 для муниципальных образований области приобретено и модернизировано более 700 единиц транспорта. Только в городе Челябинске обновлено более 100 трамвайных вагонов, 290 автобусов, в том числе большого и особо большого класса. Впервые запущены в эксплуатацию низкопольные троллейбусы.
С 2022 года организованы регулярные перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом общего пользования по маршрутам регулируемого тарифа, что позволило обеспечить перевозку пассажиров по наиболее социально-значимым межмуниципальным и муниципальным маршрутам, в том числе садовым сезонным.
С 2022 года в рамках транспортной реформы осуществляется введение новых востребованных маршрутов, обновление подвижного состава и транспортной инфраструктуры в Челябинском и Копейском городских округах и Сосновском муниципальном районе.
Вклад в транспортное обслуживание населения Челябинской области вносит и пригородное железнодорожное сообщение. Протяженность маршрутов пригородных поездов составляет более тысячи километров.
С 2022 года в целях улучшения транспортной связности территории Челябинской области реализованы проекты по продлению пути следования сообщением "Челябинск - Карталы" до города Магнитогорска (электропоезд "Ласточка"), сообщением "Челябинск - Магнитогорск" до станции Новоабзаково с промежуточной остановкой на горнолыжном центре "Банное" (электропоезд "Ласточка"), сообщением "Челябинск - Екатеринбург" (экспресс-поезд РА-3 "Орлан"), на направлениях "Челябинск - Миасс", "Челябинск - Златоуст" и "Челябинск-Карталы" обновлены подвижны составы (ЭП2Д).
Объем отправленных пассажиров пригородным железнодорожным транспортом за 2022 год составил 2,9 млн пассажиров, и к 2030 году увеличится до 3,0 млн пассажиров.
Повышение уровня экономической связанности территории обеспечивается за счет расширения сети авиационных маршрутов. В 2022 году количество перевезенных пассажиров составило 141 тыс. пассажиров по 25 субсидируемым маршрутам, по сравнению с 2019 годом количество субсидируемых авиамаршрутов и пассажиропоток увеличились в 2 раза.
По итогам 2023 года удовлетворенность качеством транспортного обслуживания пассажирским транспортом общего пользования в городских агломерациях оценивается на уровне не менее 13 процентов, а к 2030 году достигнет 35 процентов.
Необходимым условием для реализации и улучшения качества жизни населения в настоящее время становится развитие транспортной инфраструктуры.
С 2021 года в Челябинской области проводится активная работа по приведению объектов транспортной инфраструктуры в соответствие с нормативными требованиями: обустроено 200 остановочных пунктов в соответствии с требованиями доступности для маломобильных групп населения, на 16,36 км увеличена протяженность трамвайных путей, обособленных бордюрным камнем, обустроено 179 остановок общественного транспорта.
С начала 2022 года в Челябинской области реализуется инфраструктурный проект "Метротрамвай с интеграцией в трамвайную сеть в городе Челябинске", в рамках которого планируется построить две линии скоростного транспорта в городе Челябинске, модернизировать существующую трамвайную сеть и обновить подвижной состав.
Реализация инфраструктурного проекта позволит заменить практически полностью количество выпускаемые на линию трамвайные вагоны на современные низкопольные и ввести в эксплуатацию две линии скоростного транспорта в городе Челябинске. Линии свяжут скоростным легкорельсовым транспортом Северо-Запад и Металлургический район города Челябинска с железнодорожным вокзалом, что позволит увеличить рост пассажиропотока в два раза, повысить качество транспортного обслуживания жителей территорий новой жилой застройки.
Приоритеты настоящей государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ 474);
Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 г. N 2765-р (далее - Единый план);
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. N 3363-р;
государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596;
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 г. N 1748 (далее - Стратегия 2035).
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкиваются отрасли дорожное хозяйство и транспорт, а также достижения стратегических целей и задач в сфере развития дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области определены цель и задачи, сформированы структура и система показателей Программы.
Цель Программы - улучшение транспортной связанности территорий путем развития дорожно-транспортной инфраструктуры, маршрутной сети и повышение экологичности транспортного комплекса Челябинской области. Для этого реализуются следующие направления (подпрограммы):
Цель, задачи и сроки реализации Программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом 474, и Единого плана.
В рамках реализации Программы обеспечена взаимосвязь с национальными целями "Комфортная и безопасная среда для жизни" через декомпозированные показатели государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", а также показатели, установленные Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" (предусмотрены разделом 2 Программы).
При формировании структурных элементов Программы также учтены положения государственных программ Российской Федерации:
"Развитие транспортной системы", в рамках которой заключаются соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Челябинской области в целях софинансирования расходных обязательств Челябинской области на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений и по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек;
"Развитие энергетики", в рамках которой заключаются соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области в целях софинансирования расходных обязательств Челябинской области, при поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива.
приведение в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, дорожной сети городских агломераций;
внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения и снижение уровня их перегрузки в результате выполнения дорожных работ;
повышение качества и доступности транспортного обслуживания населения в результате реализации инфраструктурного проекта "Комплексное развитие территории Челябинской агломерации, включая развитие транспортной инфраструктуры";