(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 6 февраля 2024 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Челябинской области
В.В. Мамин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Челябинской области
от 19 декабря 2019 г. N 552-П
(в редакции постановления Правительства
Челябинской области
от 6 февраля 2024 г. N 82-П)

Государственная программа
Челябинской области "Развитие дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области"

I. Стратегические приоритеты государственной программы Челябинской области "Развитие дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области"

1. Оценка текущего состояния сферы социально-экономического развития Челябинской области.
Челябинская область - один из основных индустриальных, динамично развивающихся регионов Российской Федерации, крупнейший транспортный узел, связанный путями сообщения со всем евразийским континентом. По территории Челябинской области проходят федеральные автомобильные дороги М5, М36, М51, а также Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Действуют международные аэропорты в городе Челябинске и Магнитогорске. Промышленное развитие области определяют металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, строительный, аграрно-промышленный комплексы.
Для пространственного развития Челябинской области стратегическое значение имеют автомобильные дороги. Они связывают ее территорию, обеспечивают жизнедеятельность городских и сельских населенных пунктов, во многом определяют возможности их развития. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки. Более 50 процентов отраслей экономики Челябинской области ориентированы в своей деятельности на использование автомобильного транспорта, эффективность которого связана с уровнем развития автомобильных дорог.
Дорожное хозяйство является важной составной частью производственной инфраструктуры региона и представляет собой мощный имущественный комплекс.
Для поддержания дорожного комплекса Челябинской области имеются все необходимые для этого условия:
регион богат природными ресурсами: в Челябинской области присутствует порядка 300 месторождений инертных материалов, на территории области расположено более 170 карьеров и горнодобывающих предприятий, практически в каждом районе есть в наличии карьеры, обеспечивающие продукцией (щебень, песок, скальный грунт и другие) предприятия дорожной отрасли;
наличие дробильно-сортировочных установок, производящих щебень всех фракций, а также асфальтобетонных заводов для производства асфальтобетонных смесей, используемых в дорожном строительстве. В настоящее время в области 45 действующих карьеров с дробильно-сортировочным оборудованием и 36 асфальтобетонных заводов;
в регионе производятся практически все виды дорожно-строительной техники, за исключением асфальтоукладчиков и катков (ЧТЗ, Челябинский машиностроительный завод, СпецДорМаш, ДСТ-УРАЛ, СпецАгрегат, ЧЗСМ, ЧЗТТ, ЧЗДТ, Урал и прочие).
Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии за 2023 год составил 80,311 процентов, а к 2030 году увеличится до уровня не менее 90,0935 процентов.
По состоянию на 1 января 2023 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения на территории Челябинской области составила 26 481,1 километров, в том числе:
8 724,0 километра - автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения;
17 757,1 километров - автомобильные дороги общего пользования местного значения.
Основная часть региональных автомобильных дорог (91 процент) - дороги III и IV категорий. Протяженность дорог I категории составляет 1 процент (88 километров). Около 26,5 процентов региональных автомобильных дорог имеют дорожные одежды переходного и низшего типов.
В сети автомобильных дорог общего пользования эксплуатируются 300 мостовых сооружений общей протяженностью 18 729 погонных метров.
Доля автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям за 2022 год составила 54,57 процентов, и к 2030 году увеличится до 60,03 процентов.
Челябинская область имеет развитую маршрутную сеть, представленную автомобильным и железнодорожным транспортом.
Самым распространенным видом пассажирского транспорта общего пользования в Челябинской области являются автобусы. Сеть автобусных маршрутов включает в себя межмуниципальные маршруты, связывающие территории двух или более двух муниципальных образований между собой, и муниципальные маршруты, выполняющие роль транспортного сообщения между населенными пунктами внутри определенного муниципального образования.
В целях повышения качества транспортного обслуживания в Челябинской области продолжается обновление подвижного состава. Так, за период с 2019 для муниципальных образований области приобретено и модернизировано более 700 единиц транспорта. Только в городе Челябинске обновлено более 100 трамвайных вагонов, 290 автобусов, в том числе большого и особо большого класса. Впервые запущены в эксплуатацию низкопольные троллейбусы.
С 2022 года организованы регулярные перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом общего пользования по маршрутам регулируемого тарифа, что позволило обеспечить перевозку пассажиров по наиболее социально-значимым межмуниципальным и муниципальным маршрутам, в том числе садовым сезонным.
С 2022 года в рамках транспортной реформы осуществляется введение новых востребованных маршрутов, обновление подвижного состава и транспортной инфраструктуры в Челябинском и Копейском городских округах и Сосновском муниципальном районе.
Вклад в транспортное обслуживание населения Челябинской области вносит и пригородное железнодорожное сообщение. Протяженность маршрутов пригородных поездов составляет более тысячи километров.
С 2022 года в целях улучшения транспортной связности территории Челябинской области реализованы проекты по продлению пути следования сообщением "Челябинск - Карталы" до города Магнитогорска (электропоезд "Ласточка"), сообщением "Челябинск - Магнитогорск" до станции Новоабзаково с промежуточной остановкой на горнолыжном центре "Банное" (электропоезд "Ласточка"), сообщением "Челябинск - Екатеринбург" (экспресс-поезд РА-3 "Орлан"), на направлениях "Челябинск - Миасс", "Челябинск - Златоуст" и "Челябинск-Карталы" обновлены подвижны составы (ЭП2Д).
Объем отправленных пассажиров пригородным железнодорожным транспортом за 2022 год составил 2,9 млн пассажиров, и к 2030 году увеличится до 3,0 млн пассажиров.
Повышение уровня экономической связанности территории обеспечивается за счет расширения сети авиационных маршрутов. В 2022 году количество перевезенных пассажиров составило 141 тыс. пассажиров по 25 субсидируемым маршрутам, по сравнению с 2019 годом количество субсидируемых авиамаршрутов и пассажиропоток увеличились в 2 раза.
По итогам 2023 года удовлетворенность качеством транспортного обслуживания пассажирским транспортом общего пользования в городских агломерациях оценивается на уровне не менее 13 процентов, а к 2030 году достигнет 35 процентов.
Необходимым условием для реализации и улучшения качества жизни населения в настоящее время становится развитие транспортной инфраструктуры.
С 2021 года в Челябинской области проводится активная работа по приведению объектов транспортной инфраструктуры в соответствие с нормативными требованиями: обустроено 200 остановочных пунктов в соответствии с требованиями доступности для маломобильных групп населения, на 16,36 км увеличена протяженность трамвайных путей, обособленных бордюрным камнем, обустроено 179 остановок общественного транспорта.
С начала 2022 года в Челябинской области реализуется инфраструктурный проект "Метротрамвай с интеграцией в трамвайную сеть в городе Челябинске", в рамках которого планируется построить две линии скоростного транспорта в городе Челябинске, модернизировать существующую трамвайную сеть и обновить подвижной состав.
Реализация инфраструктурного проекта позволит заменить практически полностью количество выпускаемые на линию трамвайные вагоны на современные низкопольные и ввести в эксплуатацию две линии скоростного транспорта в городе Челябинске. Линии свяжут скоростным легкорельсовым транспортом Северо-Запад и Металлургический район города Челябинска с железнодорожным вокзалом, что позволит увеличить рост пассажиропотока в два раза, повысить качество транспортного обслуживания жителей территорий новой жилой застройки.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере развития дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области.
Приоритеты настоящей государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ 474);
Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 г. N 2765-р (далее - Единый план);
Национальным проектом "Безопасные качественные дороги";
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. N 3363-р;
государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596;
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 г. N 1748 (далее - Стратегия 2035).
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкиваются отрасли дорожное хозяйство и транспорт, а также достижения стратегических целей и задач в сфере развития дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области определены цель и задачи, сформированы структура и система показателей Программы.
Цель Программы - улучшение транспортной связанности территорий путем развития дорожно-транспортной инфраструктуры, маршрутной сети и повышение экологичности транспортного комплекса Челябинской области. Для этого реализуются следующие направления (подпрограммы):
1) в целях реализации приоритета Стратегии 2035 "Развитие городских агломераций и транспортной инфраструктуры" для увеличения пропускной способности и улучшения параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, а также национального проекта "Безопасные качественные дороги" выделено направление (подпрограмма) "Дорожное хозяйство";
2) в целях комплексного развития территории Челябинской агломерации, включая развитие транспортной инфраструктуры, выделено направление (подпрограмма) "Инфраструктурные проекты";
3) для развития пассажирского транспорта общего пользования, включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов, выделено направление (подпрограмма) "Транспорт";
4) в целях обеспечения эффективного выполнения функций, возложенных на Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, а также подведомственных казенных учреждений, выделено направление (подпрограмма) "Обеспечение реализации государственной программы Челябинской области "Развитие дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации.
Цель, задачи и сроки реализации Программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом 474, и Единого плана.