(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 6 февраля 2024 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

I. Стратегические приоритеты государственной программы Челябинской области "Развитие дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области"

1. Оценка текущего состояния сферы социально-экономического развития Челябинской области.
Челябинская область - один из основных индустриальных, динамично развивающихся регионов Российской Федерации, крупнейший транспортный узел, связанный путями сообщения со всем евразийским континентом. По территории Челябинской области проходят федеральные автомобильные дороги М5, М36, М51, а также Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Действуют международные аэропорты в городе Челябинске и Магнитогорске. Промышленное развитие области определяют металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, строительный, аграрно-промышленный комплексы.
Для пространственного развития Челябинской области стратегическое значение имеют автомобильные дороги. Они связывают ее территорию, обеспечивают жизнедеятельность городских и сельских населенных пунктов, во многом определяют возможности их развития. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки. Более 50 процентов отраслей экономики Челябинской области ориентированы в своей деятельности на использование автомобильного транспорта, эффективность которого связана с уровнем развития автомобильных дорог.
Дорожное хозяйство является важной составной частью производственной инфраструктуры региона и представляет собой мощный имущественный комплекс.
Для поддержания дорожного комплекса Челябинской области имеются все необходимые для этого условия:
регион богат природными ресурсами: в Челябинской области присутствует порядка 300 месторождений инертных материалов, на территории области расположено более 170 карьеров и горнодобывающих предприятий, практически в каждом районе есть в наличии карьеры, обеспечивающие продукцией (щебень, песок, скальный грунт и другие) предприятия дорожной отрасли;
наличие дробильно-сортировочных установок, производящих щебень всех фракций, а также асфальтобетонных заводов для производства асфальтобетонных смесей, используемых в дорожном строительстве. В настоящее время в области 45 действующих карьеров с дробильно-сортировочным оборудованием и 36 асфальтобетонных заводов;
в регионе производятся практически все виды дорожно-строительной техники, за исключением асфальтоукладчиков и катков (ЧТЗ, Челябинский машиностроительный завод, СпецДорМаш, ДСТ-УРАЛ, СпецАгрегат, ЧЗСМ, ЧЗТТ, ЧЗДТ, Урал и прочие).
Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии за 2023 год составил 80,311 процентов, а к 2030 году увеличится до уровня не менее 90,0935 процентов.
По состоянию на 1 января 2023 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения на территории Челябинской области составила 26 481,1 километров, в том числе:
8 724,0 километра - автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения;
17 757,1 километров - автомобильные дороги общего пользования местного значения.
Основная часть региональных автомобильных дорог (91 процент) - дороги III и IV категорий. Протяженность дорог I категории составляет 1 процент (88 километров). Около 26,5 процентов региональных автомобильных дорог имеют дорожные одежды переходного и низшего типов.
В сети автомобильных дорог общего пользования эксплуатируются 300 мостовых сооружений общей протяженностью 18 729 погонных метров.
Доля автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям за 2022 год составила 54,57 процентов, и к 2030 году увеличится до 60,03 процентов.
Челябинская область имеет развитую маршрутную сеть, представленную автомобильным и железнодорожным транспортом.
Самым распространенным видом пассажирского транспорта общего пользования в Челябинской области являются автобусы. Сеть автобусных маршрутов включает в себя межмуниципальные маршруты, связывающие территории двух или более двух муниципальных образований между собой, и муниципальные маршруты, выполняющие роль транспортного сообщения между населенными пунктами внутри определенного муниципального образования.
В целях повышения качества транспортного обслуживания в Челябинской области продолжается обновление подвижного состава. Так, за период с 2019 для муниципальных образований области приобретено и модернизировано более 700 единиц транспорта. Только в городе Челябинске обновлено более 100 трамвайных вагонов, 290 автобусов, в том числе большого и особо большого класса. Впервые запущены в эксплуатацию низкопольные троллейбусы.
С 2022 года организованы регулярные перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом общего пользования по маршрутам регулируемого тарифа, что позволило обеспечить перевозку пассажиров по наиболее социально-значимым межмуниципальным и муниципальным маршрутам, в том числе садовым сезонным.
С 2022 года в рамках транспортной реформы осуществляется введение новых востребованных маршрутов, обновление подвижного состава и транспортной инфраструктуры в Челябинском и Копейском городских округах и Сосновском муниципальном районе.
Вклад в транспортное обслуживание населения Челябинской области вносит и пригородное железнодорожное сообщение. Протяженность маршрутов пригородных поездов составляет более тысячи километров.
С 2022 года в целях улучшения транспортной связности территории Челябинской области реализованы проекты по продлению пути следования сообщением "Челябинск - Карталы" до города Магнитогорска (электропоезд "Ласточка"), сообщением "Челябинск - Магнитогорск" до станции Новоабзаково с промежуточной остановкой на горнолыжном центре "Банное" (электропоезд "Ласточка"), сообщением "Челябинск - Екатеринбург" (экспресс-поезд РА-3 "Орлан"), на направлениях "Челябинск - Миасс", "Челябинск - Златоуст" и "Челябинск-Карталы" обновлены подвижны составы (ЭП2Д).
Объем отправленных пассажиров пригородным железнодорожным транспортом за 2022 год составил 2,9 млн пассажиров, и к 2030 году увеличится до 3,0 млн пассажиров.
Повышение уровня экономической связанности территории обеспечивается за счет расширения сети авиационных маршрутов. В 2022 году количество перевезенных пассажиров составило 141 тыс. пассажиров по 25 субсидируемым маршрутам, по сравнению с 2019 годом количество субсидируемых авиамаршрутов и пассажиропоток увеличились в 2 раза.
По итогам 2023 года удовлетворенность качеством транспортного обслуживания пассажирским транспортом общего пользования в городских агломерациях оценивается на уровне не менее 13 процентов, а к 2030 году достигнет 35 процентов.
Необходимым условием для реализации и улучшения качества жизни населения в настоящее время становится развитие транспортной инфраструктуры.
С 2021 года в Челябинской области проводится активная работа по приведению объектов транспортной инфраструктуры в соответствие с нормативными требованиями: обустроено 200 остановочных пунктов в соответствии с требованиями доступности для маломобильных групп населения, на 16,36 км увеличена протяженность трамвайных путей, обособленных бордюрным камнем, обустроено 179 остановок общественного транспорта.
С начала 2022 года в Челябинской области реализуется инфраструктурный проект "Метротрамвай с интеграцией в трамвайную сеть в городе Челябинске", в рамках которого планируется построить две линии скоростного транспорта в городе Челябинске, модернизировать существующую трамвайную сеть и обновить подвижной состав.
Реализация инфраструктурного проекта позволит заменить практически полностью количество выпускаемые на линию трамвайные вагоны на современные низкопольные и ввести в эксплуатацию две линии скоростного транспорта в городе Челябинске. Линии свяжут скоростным легкорельсовым транспортом Северо-Запад и Металлургический район города Челябинска с железнодорожным вокзалом, что позволит увеличить рост пассажиропотока в два раза, повысить качество транспортного обслуживания жителей территорий новой жилой застройки.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере развития дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области.
Приоритеты настоящей государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ 474);
Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 г. N 2765-р (далее - Единый план);
Национальным проектом "Безопасные качественные дороги";
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. N 3363-р;
государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596;
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 г. N 1748 (далее - Стратегия 2035).
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкиваются отрасли дорожное хозяйство и транспорт, а также достижения стратегических целей и задач в сфере развития дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области определены цель и задачи, сформированы структура и система показателей Программы.
Цель Программы - улучшение транспортной связанности территорий путем развития дорожно-транспортной инфраструктуры, маршрутной сети и повышение экологичности транспортного комплекса Челябинской области. Для этого реализуются следующие направления (подпрограммы):
1) в целях реализации приоритета Стратегии 2035 "Развитие городских агломераций и транспортной инфраструктуры" для увеличения пропускной способности и улучшения параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, а также национального проекта "Безопасные качественные дороги" выделено направление (подпрограмма) "Дорожное хозяйство";
2) в целях комплексного развития территории Челябинской агломерации, включая развитие транспортной инфраструктуры, выделено направление (подпрограмма) "Инфраструктурные проекты";
3) для развития пассажирского транспорта общего пользования, включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов, выделено направление (подпрограмма) "Транспорт";
4) в целях обеспечения эффективного выполнения функций, возложенных на Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, а также подведомственных казенных учреждений, выделено направление (подпрограмма) "Обеспечение реализации государственной программы Челябинской области "Развитие дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации.
Цель, задачи и сроки реализации Программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом 474, и Единого плана.
В рамках реализации Программы обеспечена взаимосвязь с национальными целями "Комфортная и безопасная среда для жизни" через декомпозированные показатели государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", а также показатели, установленные Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" (предусмотрены разделом 2 Программы).
При формировании структурных элементов Программы также учтены положения государственных программ Российской Федерации:
"Развитие транспортной системы", в рамках которой заключаются соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Челябинской области в целях софинансирования расходных обязательств Челябинской области на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений и по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек;
"Развитие энергетики", в рамках которой заключаются соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области в целях софинансирования расходных обязательств Челябинской области, при поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива.