(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2020 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"

Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель Правительства
Челябинской области
А.Л. Текслер
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 17 декабря 2020 г. N 689-П

Государственная программа
Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы
-
Министерство социальных отношений Челябинской области (далее именуется - Минсоцотношений)
Соисполнители государственной программы
-
Правительство Челябинской области;Министерство культуры Челябинской области;Министерство здравоохранения Челябинской области;Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области;Министерство образования и науки Челябинской области;Министерство информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области;Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области;Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области
Подпрограммы государственной программы
-
подпрограмма "Дети Южного Урала";подпрограмма "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и иных категорий граждан";подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций";подпрограмма "Функционирование системы социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан"
Основная цель государственной программы
-
повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите государства
Основные задачи государственной программы
-
создание благоприятных условий для улучшения положения детей и семей с детьми;оказание адресной социальной поддержки отдельным категориям граждан, поддержание и повышение качества их жизни;увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций Челябинской области (далее именуются - СОНКО);совершенствование системы социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан
Целевые показатели (индикаторы) конечного результата
-
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к общему количеству детского населения, проживающего в Челябинской области (от 0 до 17 лет включительно);уровень бедности;доля населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума среди мужчин в возрасте 60 лет и более и женщин в возрасте 55 лет и более;доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;доля граждан, получающих социальные и медицинские услуги, в общем числе выявленных граждан, нуждающихся в долговременном уходе;доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе;доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов;удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) и лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, и ветхих зданий в общем количестве зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) и лиц без определенного места жительства и занятий;отношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Челябинской области;удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в общем количестве организаций всех форм собственности
Сроки и этапы реализации государственной программы
-
государственная программа реализуется в 2021- 2025 годах в один этап
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы
-
общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2021-2025 годах составит 221 788 491,22 тыс. рублей, в том числе за счет средств:федерального бюджета - 55 462 406,06 тыс. рублей, из них по годам:2021 год - 18 321 373,22 тыс. рублей;2022 год - 17 504 974,94 тыс. рублей;2023 год - 9 782 882,10 тыс. рублей;2024 год - 5 758 776,70 тыс. рублей;2025 год - 4 094 399,10 тыс. рублей;областного бюджета - 166 325 482,86 тыс. рублей, из них по годам:2021 год - 26 538 079,46 тыс. рублей;2022 год - 32 707 553,40 тыс. рублей;2023 год - 34 833 601,20 тыс. рублей;2024 год - 35 332 286,80 тыс. рублей;2025 год - 36 913 962,00 тыс. рублей;средства, поступившие из внебюджетных источников, - 602,30 тыс. рублей, из них по годам:2022 год - 602,30 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
-
в результате реализации государственной программы планируется достичь следующих показателей:ежегодное снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к общему количеству детского населения, проживающего в Челябинской области (от 0 до 17 лет включительно), до 1,60 процента;снижение уровня бедности до 9,5 процента;сохранение доли населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума среди мужчин в возрасте 60 лет и более и женщин в возрасте 55 лет и более на уровне 7,7 процента;увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, до 100 процентов;увеличение доли граждан, получающих социальные и медицинские услуги, в общем числе выявленных граждан, нуждающихся в долговременном уходе, до 100 процентов;увеличение доли граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе, до 40 процентов;увеличение доли граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов до 22,83 процента;отсутствие зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) и лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, и ветхих зданий в общем количестве зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) и лиц без определенного места жительства и занятий;доведение отношения средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Челябинской области до 100 процентов;увеличение удельного веса негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в общем количестве организаций всех форм собственности до 19,1 процента

Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы

1. Государственная программа Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области" разработана с учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста" от 9 сентября 2014 года N Пр-2159, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, положений Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года".
В Челябинской области проживают более 740 тыс. детей. Повышение уровня и качества жизни детей и семей с детьми является одним из приоритетных направлений государственной и региональной социальной политики.
Челябинская область выполняет все обязательства в отношении предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки детям и семьям с детьми. Создана необходимая законодательная и нормативная база в сфере социальной защиты детей и семей с детьми. Целенаправленно проводится работа по улучшению их благополучия, в том числе социально уязвимых категорий детей. К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
В последние годы отмечается тенденция к сокращению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Челябинской области. По состоянию на 1 января 2018 года на территории Челябинской области проживало 13 067 детей, оставшихся без попечения родителей; на 1 января 2019 года - 12 873 ребенка; на 1 января 2020 года - 12 561 ребенок.
Для продолжения работы по сокращению численности детей-сирот, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, необходимо проведение работы по их устройству в семьи граждан. С целью поддержки граждан, принявших на воспитание в свои семьи детей-сирот, осуществляются меры социальной поддержки, установленные Законом Челябинской области от 25.10.2007 г. N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье".
Данная работа, в том числе по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства городских округов и муниципальных районов Челябинской области.
Так, в 2017 году в семьи граждан с учетом возвратов в кровные семьи был устроен 2 791 ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, в 2018 году данный показатель составил 2658 детей, а в 2019 году - 2 476 детей.
Наиболее сложным вопросом в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является жилищный вопрос, прежде всего это касается тех детей, которые не имеют жилья.
По состоянию на 1 января 2020 года общая численность всех граждан, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, составляет 5 679 человек, из них старше 18 лет - 3 248 граждан.
Реализация мероприятий позволит своевременно обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства, создать благоприятные условия для их социальной адаптации в современном обществе и повысить качество их жизни.
При реализации семейной политики в Челябинской области в последние годы сделан особый акцент на увеличение рождаемости и укрепление государственной поддержки семей с детьми.
Действующая система выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует поддержку семьи, материнства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей.
Укрепление государственной поддержки семей с детьми, в том числе семей, находящихся в социально опасном положении, - одно из важных направлений деятельности.
Масштабность, сложность, многообразие проблемы обуславливают необходимость ее комплексного решения, в том числе разработки и осуществления мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Одной из стратегических задач государства является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан путем обеспечения комплексного социального обслуживания, повышения качества и доступности социальных услуг, поддержания активного долголетия, поддержания способности пожилых граждан к трудовой деятельности, а также повышения уровня благосостояния иных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства.
По состоянию на 1 января 2021 года численность граждан из числа ветеранов и других категорий граждан, принадлежащих к федеральным категориям льготников, составляет более 250 тысяч человек, число граждан, принадлежащих к региональным категориям льготников, составляет более 500 тысяч человек.
Меры социальной поддержки в Челябинской области предоставляются указанным гражданам в форме ежемесячных и ежегодных денежных выплат, единовременной материальной помощи, компенсаций, субсидий и социального обеспечения.
Выполнение Челябинской областью всех обязательств и стабильное финансирование расходов в отношении предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста позволят реально повысить доходы ветеранов, жертв политических репрессий и других отдельных категорий граждан Челябинской области в соответствии с законодательством Челябинской области в среднем на 9 процентов в месяц.
В соответствии с действующим законодательством организовано социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарной, полустационарной формах и на дому.
В 2020 году предоставлены социальные услуги гражданам в стационарной, полустационарной форме и на дому.
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения в 2020 году, составляет 100 процентов.
В рамках настоящей государственной программы предусмотрена реализация мероприятий, направленных:
на развитие стационарозамещающих технологий, в том числе совершенствование полустационарного социального обслуживания и социального обслуживания на дому граждан, страдающих психическими расстройствами;
на обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для граждан пожилого возраста, в том числе за счет создания и развития системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
В целях совершенствования социокультурного развития граждан пожилого возраста, приобщения их к новому информационному полю и повышения доступности государственных услуг широкому кругу получателей планируется расширить предоставление социально-педагогических услуг, направленных на содействие в овладении пожилыми гражданами навыками работы на персональном компьютере, на формирование информационной компетентности как средства гражданской активности и преодоления социального одиночества.
Немаловажную роль в повышении качества жизни пожилых граждан играет своевременное и комплексное оказание медицинской помощи, в том числе принятие мер, направленных на профилактику заболеваний; развитие гериатрической медицинской помощи.
С учетом важности культурно-досуговой деятельности в повышении образовательного и культурного уровня граждан пожилого возраста в государственную программу включены мероприятия по реализации творческого потенциала граждан пожилого возраста.
Государственная программа также предусматривает создание условий для эффективного использования трудовых возможностей и повышения конкурентоспособности граждан старшего поколения на рынке труда.
Реализация мероприятий государственной программы позволит повысить качество жизни граждан пожилого возраста и других категорий граждан, проживающих на территории Челябинской области, укрепить их здоровье и увеличить период активного долголетия и ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
3. Развитие некоммерческого сектора экономики является одним из долгосрочных приоритетов государственной политики Российской Федерации, что нашло отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, где определено, что "предстоит провести либерализацию рынка социальных услуг, допустить к государственному заказу частные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации".
На современном этапе развития рынка услуг в социальной сфере наблюдается увеличение интереса и доверия государства к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций как поставщиков, способных повысить качество услуг, удовлетворенность граждан - их получателей. В отдельных случаях СОНКО оказывают уникальные услуги, которые отсутствуют в государственной и муниципальной сети, но востребованы у населения. Привлечение СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере позволяет сократить бюджетные расходы, которые несет государство в связи с социальными обязательствами. Об этом свидетельствуют принимаемые на уровне государства управленческие решения, а также развитие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы предоставления гражданам услуг в социальной сфере.
Стимулирует регионы к развитию партнерских отношений с СОНКО проводимый Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно, начиная с 2017 года, рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Рейтинг составляется с учетом перечня показателей, которые утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2017 г. N 1284-р, на основе данных, представленных Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики и субъектами Российской Федерации.
Деятельность СОНКО удостоилась особого внимания в рамках состоявшегося 27 декабря 2018 года заседания Государственного совета, посвященного развитию добровольчества (волонтерства) и СОНКО. Были рассмотрены вопросы государственной поддержки некоммерческого сектора, осуществляющего социально ориентированную деятельность, укрепления его экономического потенциала и участия в оказании услуг в социальной сфере. По итогам заседания Государственного совета Президент Российской Федерации дал ряд поручений Правительству Российской Федерации (Перечень поручений от 16 января 2019 года N Пр-38ГС).
Выработке предложений по совершенствованию государственной политики в социальной сфере, содействию развитию благотворительности и попечительства в социальной сфере посвящена работа Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, который возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова.
По состоянию на январь 2019 года в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области состояло 3434 некоммерческих организации. За 2019 год на территории Челябинской области зарегистрировано 22 некоммерческие организации.
Одним из основных документов Челябинской области, отражающих долговременную поддержку СОНКО и их взаимодействие с органами государственной власти по реализации социально-экономических задач региона, является Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года".
В рамках реализации Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в Челябинской области поддержка СОНКО осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;