Действующий
В Челябинской области проживают более 740 тыс. детей. Повышение уровня и качества жизни детей и семей с детьми является одним из приоритетных направлений государственной и региональной социальной политики.
Челябинская область выполняет все обязательства в отношении предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки детям и семьям с детьми. Создана необходимая законодательная и нормативная база в сфере социальной защиты детей и семей с детьми. Целенаправленно проводится работа по улучшению их благополучия, в том числе социально уязвимых категорий детей. К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
В последние годы отмечается тенденция к сокращению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Челябинской области. По состоянию на 1 января 2018 года на территории Челябинской области проживало 13 067 детей, оставшихся без попечения родителей; на 1 января 2019 года - 12 873 ребенка; на 1 января 2020 года - 12 561 ребенок.
Для продолжения работы по сокращению численности детей-сирот, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, необходимо проведение работы по их устройству в семьи граждан. С целью поддержки граждан, принявших на воспитание в свои семьи детей-сирот, осуществляются меры социальной поддержки, установленные Законом Челябинской области от 25.10.2007 г. N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье".
Данная работа, в том числе по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства городских округов и муниципальных районов Челябинской области.
Так, в 2017 году в семьи граждан с учетом возвратов в кровные семьи был устроен 2 791 ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, в 2018 году данный показатель составил 2658 детей, а в 2019 году - 2 476 детей.
Наиболее сложным вопросом в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является жилищный вопрос, прежде всего это касается тех детей, которые не имеют жилья.
По состоянию на 1 января 2020 года общая численность всех граждан, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, составляет 5 679 человек, из них старше 18 лет - 3 248 граждан.
Реализация мероприятий позволит своевременно обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства, создать благоприятные условия для их социальной адаптации в современном обществе и повысить качество их жизни.
При реализации семейной политики в Челябинской области в последние годы сделан особый акцент на увеличение рождаемости и укрепление государственной поддержки семей с детьми.
Действующая система выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует поддержку семьи, материнства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей.
Укрепление государственной поддержки семей с детьми, в том числе семей, находящихся в социально опасном положении, - одно из важных направлений деятельности.
Масштабность, сложность, многообразие проблемы обуславливают необходимость ее комплексного решения, в том числе разработки и осуществления мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
По состоянию на 1 января 2021 года численность граждан из числа ветеранов и других категорий граждан, принадлежащих к федеральным категориям льготников, составляет более 250 тысяч человек, число граждан, принадлежащих к региональным категориям льготников, составляет более 500 тысяч человек.
Меры социальной поддержки в Челябинской области предоставляются указанным гражданам в форме ежемесячных и ежегодных денежных выплат, единовременной материальной помощи, компенсаций, субсидий и социального обеспечения.
Выполнение Челябинской областью всех обязательств и стабильное финансирование расходов в отношении предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста позволят реально повысить доходы ветеранов, жертв политических репрессий и других отдельных категорий граждан Челябинской области в соответствии с законодательством Челябинской области в среднем на 9 процентов в месяц.
В соответствии с действующим законодательством организовано социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарной, полустационарной формах и на дому.
В 2020 году предоставлены социальные услуги гражданам в стационарной, полустационарной форме и на дому.
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения в 2020 году, составляет 100 процентов.
на развитие стационарозамещающих технологий, в том числе совершенствование полустационарного социального обслуживания и социального обслуживания на дому граждан, страдающих психическими расстройствами;
на обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для граждан пожилого возраста, в том числе за счет создания и развития системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
В целях совершенствования социокультурного развития граждан пожилого возраста, приобщения их к новому информационному полю и повышения доступности государственных услуг широкому кругу получателей планируется расширить предоставление социально-педагогических услуг, направленных на содействие в овладении пожилыми гражданами навыками работы на персональном компьютере, на формирование информационной компетентности как средства гражданской активности и преодоления социального одиночества.
Немаловажную роль в повышении качества жизни пожилых граждан играет своевременное и комплексное оказание медицинской помощи, в том числе принятие мер, направленных на профилактику заболеваний; развитие гериатрической медицинской помощи.
С учетом важности культурно-досуговой деятельности в повышении образовательного и культурного уровня граждан пожилого возраста в государственную программу включены мероприятия по реализации творческого потенциала граждан пожилого возраста.
Государственная программа также предусматривает создание условий для эффективного использования трудовых возможностей и повышения конкурентоспособности граждан старшего поколения на рынке труда.
Реализация мероприятий государственной программы позволит повысить качество жизни граждан пожилого возраста и других категорий граждан, проживающих на территории Челябинской области, укрепить их здоровье и увеличить период активного долголетия и ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, где определено, что "предстоит провести либерализацию рынка социальных услуг, допустить к государственному заказу частные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации".
3. Развитие некоммерческого сектора экономики является одним из долгосрочных приоритетов государственной политики Российской Федерации, что нашло отражение в
На современном этапе развития рынка услуг в социальной сфере наблюдается увеличение интереса и доверия государства к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций как поставщиков, способных повысить качество услуг, удовлетворенность граждан - их получателей. В отдельных случаях СОНКО оказывают уникальные услуги, которые отсутствуют в государственной и муниципальной сети, но востребованы у населения. Привлечение СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере позволяет сократить бюджетные расходы, которые несет государство в связи с социальными обязательствами. Об этом свидетельствуют принимаемые на уровне государства управленческие решения, а также развитие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы предоставления гражданам услуг в социальной сфере.
Стимулирует регионы к развитию партнерских отношений с СОНКО проводимый Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно, начиная с 2017 года, рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Рейтинг составляется с учетом перечня показателей, которые утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2017 г. N 1284-р, на основе данных, представленных Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики и субъектами Российской Федерации.
Деятельность СОНКО удостоилась особого внимания в рамках состоявшегося 27 декабря 2018 года заседания Государственного совета, посвященного развитию добровольчества (волонтерства) и СОНКО. Были рассмотрены вопросы государственной поддержки некоммерческого сектора, осуществляющего социально ориентированную деятельность, укрепления его экономического потенциала и участия в оказании услуг в социальной сфере. По итогам заседания Государственного совета Президент Российской Федерации дал ряд поручений Правительству Российской Федерации (Перечень поручений от 16 января 2019 года N Пр-38ГС).
Выработке предложений по совершенствованию государственной политики в социальной сфере, содействию развитию благотворительности и попечительства в социальной сфере посвящена работа Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, который возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова.
По состоянию на январь 2019 года в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области состояло 3434 некоммерческих организации. За 2019 год на территории Челябинской области зарегистрировано 22 некоммерческие организации.
Одним из основных документов Челябинской области, отражающих долговременную поддержку СОНКО и их взаимодействие с органами государственной власти по реализации социально-экономических задач региона, является Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года".
В рамках реализации Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в Челябинской области поддержка СОНКО осуществляется в следующих формах:
законодательством о налогах и сборах;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с
законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах.
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с
По состоянию на 1 января 2020 года в реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Министерства юстиции Российской Федерации состоит 7 организаций Челябинской области. В реестре поставщиков социальных услуг сферы социальной защиты - 142 организации социального обслуживания, в том числе 18 СОНКО, 2 коммерческие организации и 122 государственных и муниципальных учреждения социального обслуживания. Тем не менее одной из наиболее острых проблем остается проблема продвижения СОНКО на рынок предоставления социально значимых услуг населению.
Чтобы изменить данную ситуацию, в Челябинской области создаются возможности для доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению:
сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая доступ СОНКО на рынок социальных услуг, единые требования к государственным и негосударственным поставщикам социальных услуг;
проведен анализ принятых региональных нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет устранения барьеров для участия СОНКО в предоставлении социальных услуг;
к государственным и негосударственным поставщикам социальных услуг предъявляются единые требования (разработаны и утверждены порядки предоставления социальных услуг, нормативы подушевого финансирования, тарифы на оказание социальных услуг);
к поставщикам социальных услуг не предъявляются требования в части штатных расписаний, соответствия работников профессиональным стандартам. Кроме того, требования к опыту работы на рынке социальных услуг сокращены с трех до одного года.
Продолжена работа по созданию инфраструктуры поддержки СОНКО в муниципальных образованиях Челябинской области. Органам местного самоуправления даны рекомендации по разработке муниципальных программ поддержки СОНКО. Управлением общественных связей Правительства Челябинской области совместно с Ресурсным центром по развитию и поддержке СОНКО с 2017 года проводится Школа заместителей глав и иных уполномоченных лиц, курирующих вопросы развития некоммерческого сектора экономики и/или поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Челябинской области (далее именуется - Школа). Школа ежегодно проводится для всех муниципальных образований Челябинской области на общей площадке с привлечением федеральных экспертов. В рамках программы Школы рассматриваются вопросы, касающиеся возможности привлечения внебюджетных средств (грантов и целевых пожертвований) российских инфраструктурных организаций для финансирования проектов некоммерческих организаций; возможности сотрудничества с всероссийскими благотворительными фондами, изучаются типовые методики разработки и реализации муниципальных программ и оценивается их эффективность; изучаются особенности разработки порядков предоставления субсидий некоммерческим организациям с учетом изменений действующих норм законодательства. Итогом работы стало увеличение количества муниципальных программ (подпрограмм) поддержки СОНКО с 10 в 2018 году до 24 в 2020 году. Кроме того, в 13 муниципальных образованиях Челябинской области различные ведомственные программы содержат мероприятия по поддержке СОНКО. Минсоцотношений ежегодно осуществляется мониторинг поддержки СОНКО в муниципальных образованиях Челябинской области, итоги которого размещаются на официальном сайте Минсоцотношений.