(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2020 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
С учетом важности культурно-досуговой деятельности в повышении образовательного и культурного уровня граждан пожилого возраста в государственную программу включены мероприятия по реализации творческого потенциала граждан пожилого возраста.
Государственная программа также предусматривает создание условий для эффективного использования трудовых возможностей и повышения конкурентоспособности граждан старшего поколения на рынке труда.
Реализация мероприятий государственной программы позволит повысить качество жизни граждан пожилого возраста и других категорий граждан, проживающих на территории Челябинской области, укрепить их здоровье и увеличить период активного долголетия и ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
3. Развитие некоммерческого сектора экономики является одним из долгосрочных приоритетов государственной политики Российской Федерации, что нашло отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, где определено, что "предстоит провести либерализацию рынка социальных услуг, допустить к государственному заказу частные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации".
На современном этапе развития рынка услуг в социальной сфере наблюдается увеличение интереса и доверия государства к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций как поставщиков, способных повысить качество услуг, удовлетворенность граждан - их получателей. В отдельных случаях СОНКО оказывают уникальные услуги, которые отсутствуют в государственной и муниципальной сети, но востребованы у населения. Привлечение СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере позволяет сократить бюджетные расходы, которые несет государство в связи с социальными обязательствами. Об этом свидетельствуют принимаемые на уровне государства управленческие решения, а также развитие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы предоставления гражданам услуг в социальной сфере.
Стимулирует регионы к развитию партнерских отношений с СОНКО проводимый Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно, начиная с 2017 года, рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Рейтинг составляется с учетом перечня показателей, которые утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2017 г. N 1284-р, на основе данных, представленных Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики и субъектами Российской Федерации.
Деятельность СОНКО удостоилась особого внимания в рамках состоявшегося 27 декабря 2018 года заседания Государственного совета, посвященного развитию добровольчества (волонтерства) и СОНКО. Были рассмотрены вопросы государственной поддержки некоммерческого сектора, осуществляющего социально ориентированную деятельность, укрепления его экономического потенциала и участия в оказании услуг в социальной сфере. По итогам заседания Государственного совета Президент Российской Федерации дал ряд поручений Правительству Российской Федерации (Перечень поручений от 16 января 2019 года N Пр-38ГС).
Выработке предложений по совершенствованию государственной политики в социальной сфере, содействию развитию благотворительности и попечительства в социальной сфере посвящена работа Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, который возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова.
По состоянию на январь 2019 года в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области состояло 3434 некоммерческих организации. За 2019 год на территории Челябинской области зарегистрировано 22 некоммерческие организации.
Одним из основных документов Челябинской области, отражающих долговременную поддержку СОНКО и их взаимодействие с органами государственной власти по реализации социально-экономических задач региона, является Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года".
В рамках реализации Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в Челябинской области поддержка СОНКО осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
По состоянию на 1 января 2020 года в реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Министерства юстиции Российской Федерации состоит 7 организаций Челябинской области. В реестре поставщиков социальных услуг сферы социальной защиты - 142 организации социального обслуживания, в том числе 18 СОНКО, 2 коммерческие организации и 122 государственных и муниципальных учреждения социального обслуживания. Тем не менее одной из наиболее острых проблем остается проблема продвижения СОНКО на рынок предоставления социально значимых услуг населению.
В настоящее время социально значимые услуги оказывают преимущественно государственные и муниципальные бюджетные учреждения. СОНКО находятся в менее выгодной позиции по сравнению с бюджетными учреждениями. Они не имеют постоянного гарантированного финансирования, зачастую не располагают собственной материально-технической базой, испытывают недостаток инвестиций, не гарантируют соответствие своей деятельности стандартам и регламентам предоставления социально значимых услуг. По вышеперечисленным причинам СОНКО не рассматриваются населением как поставщики социально значимых услуг, исполнительные органы не всегда рассчитывают на них при решении задач государственной политики в социальной сфере. Данная ситуация приводит к тому, что указанные организации вынуждены ограничивать свою деятельность социально значимыми услугами, оказание которых не требует высокой квалификации работников, их проекты носят несистемный характер.
Чтобы изменить данную ситуацию, в Челябинской области создаются возможности для доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению:
сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая доступ СОНКО на рынок социальных услуг, единые требования к государственным и негосударственным поставщикам социальных услуг;
проведен анализ принятых региональных нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет устранения барьеров для участия СОНКО в предоставлении социальных услуг;
к государственным и негосударственным поставщикам социальных услуг предъявляются единые требования (разработаны и утверждены порядки предоставления социальных услуг, нормативы подушевого финансирования, тарифы на оказание социальных услуг);
к поставщикам социальных услуг не предъявляются требования в части штатных расписаний, соответствия работников профессиональным стандартам. Кроме того, требования к опыту работы на рынке социальных услуг сокращены с трех до одного года.
Продолжена работа по созданию инфраструктуры поддержки СОНКО в муниципальных образованиях Челябинской области. Органам местного самоуправления даны рекомендации по разработке муниципальных программ поддержки СОНКО. Управлением общественных связей Правительства Челябинской области совместно с Ресурсным центром по развитию и поддержке СОНКО с 2017 года проводится Школа заместителей глав и иных уполномоченных лиц, курирующих вопросы развития некоммерческого сектора экономики и/или поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Челябинской области (далее именуется - Школа). Школа ежегодно проводится для всех муниципальных образований Челябинской области на общей площадке с привлечением федеральных экспертов. В рамках программы Школы рассматриваются вопросы, касающиеся возможности привлечения внебюджетных средств (грантов и целевых пожертвований) российских инфраструктурных организаций для финансирования проектов некоммерческих организаций; возможности сотрудничества с всероссийскими благотворительными фондами, изучаются типовые методики разработки и реализации муниципальных программ и оценивается их эффективность; изучаются особенности разработки порядков предоставления субсидий некоммерческим организациям с учетом изменений действующих норм законодательства. Итогом работы стало увеличение количества муниципальных программ (подпрограмм) поддержки СОНКО с 10 в 2018 году до 24 в 2020 году. Кроме того, в 13 муниципальных образованиях Челябинской области различные ведомственные программы содержат мероприятия по поддержке СОНКО. Минсоцотношений ежегодно осуществляется мониторинг поддержки СОНКО в муниципальных образованиях Челябинской области, итоги которого размещаются на официальном сайте Минсоцотношений.
СОНКО Челябинской области вовлекаются в реализацию государственной политики в социальной сфере:
участвуют в деятельности консультативных советов при исполнительных органах социальной сферы и попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы;
проводят общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов по направлениям деятельности;
участвуют в оценке результативности и эффективности реализуемых исполнительными органами программ (мероприятий) в области социальной политики.
В целях устранения существующих проблем по поддержке СОНКО необходимо продолжить работу по следующим направлениям:
совершенствование механизмов конкурсного распределения субсидий СОНКО;
расширение информационной поддержки СОНКО, в том числе распространение презентационных материалов СОНКО среди целевой аудитории;
повышение квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих по вопросам организации оказания услуг в социальной сфере СОНКО, добровольчества (волонтерства);
реализация обучающих мероприятий для работников и добровольцев (волонтеров) СОНКО, направленных на расширение компетенций СОНКО при предоставлении социальных услуг, в том числе на базе ресурсных центров поддержки СОНКО;
вовлечение представителей СОНКО в решение вопросов социальной политики Челябинской области.
Таким образом, мероприятия государственной программы направлены на развитие комплексного подхода к повышению эффективности государственной поддержки СОНКО, благотворительности и волонтерства, повышению конкурентоспособности СОНКО на рынке социальных услуг. Они способствуют более эффективному взаимодействию государственных органов власти, СОНКО и потребителей услуг в области решения проблем социальной сферы.
4. Около 70 процентов областного бюджета ежегодно направляется на предоставление мер социальной поддержки, социальных выплат, компенсаций и пособий, что позволяет в полной мере реализовывать все публичные обязательства перед жителями Челябинской области. Выплачиваются более 30 видов пособий, компенсаций, субсидий, выплат почти полутора миллионам жителей Челябинской области.
Минсоцотношений и органы социальной защиты населения муниципальных образований Челябинской области обеспечивают реализацию гражданами права на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Из бюджета Челябинской области предоставляются субсидии местным бюджетам на организацию работы органов управления социальной защиты населения муниципальных образований Челябинской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий граждан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Челябинской области.
Работы по исполнению всех мероприятий, предусмотренных государственной программой, в полной мере соответствуют полномочиям Минсоцотношений, установленным Положением о Министерстве социальных отношений Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 г. N 406 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства социальных отношений Челябинской области".
Минсоцотношений определяет цели и приоритеты развития отдельных видов деятельности в сфере социальной защиты населения, определяет потребность в предоставлении социальных услуг за счет бюджетных средств, а также обеспечивает организацию и финансирование деятельности учреждений системы социальной защиты населения.
Челябинская область выполняет все обязательства в отношении предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки различным категориям граждан. Создана необходимая законодательная и нормативная база в сфере социальной защиты населения, многофункциональная сеть государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей, семей с детьми, лиц без определенного места жительства.
В системе социальной защиты населения Челябинской области функционирует 86 организаций социального обслуживания.
На сегодняшний день остается актуальной проблема реабилитации детей-инвалидов. Общая численность детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Челябинской области, за 2017 год составила 10 574 ребенка, за 2018 год - 10 954 ребенка, за 2019 год - 11 722 ребенка.
В настоящее время реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются 4 организациями системы социального обслуживания Челябинской области.
Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграции в общество остается в числе главных задач деятельности исполнительных органов Челябинской области, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области. В последние годы наметилась устойчивая тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Но считать безнадзорность устраненной нельзя, поэтому необходимо совершенствование не только системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и ее деятельности, необходимо повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства на межведомственном уровне. Для решения этих задач в Челябинской области создана и функционирует сеть учреждений: 15 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 3 социальных приюта для детей и подростков, 1 центр помощи семье и детям.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов. В Челябинской области функционирует Государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования "Техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба", в котором профессиональную подготовку получают инвалиды с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.
Одним из приоритетных направлений социальной защиты населения является социальная реабилитация инвалидов. Реабилитация инвалидов методами физической культуры, спорта и туризма дает возможность неформального общения инвалидов различных категорий, способствует развитию и укреплению межличностных отношений. Данная работа осуществляется в 1 реабилитационном центре для инвалидов.
Для предоставления качественных социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке государства, обеспечения доступности социальных услуг, снижения очередности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании в стационарной форме, необходимо проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой, в том числе направленных на обеспечение жизнедеятельности граждан, находящихся в учреждениях социального обслуживания населения, в соответствии с установленными нормами, а также укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.
5. В Челябинской области постоянно ведется работа по обеспечению моральной и материальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи от государства.
Реализация мероприятий настоящей государственной программы направлена на достижение указанной цели и имеет большое социальное значение в условиях современного общества, является важным шагом в усилении социальной защищенности ветеранов, пенсионеров и других категорий граждан.
Решение данной задачи достигается путём: