(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.2-2020 "Стандартизация в Российской...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- сведения о проведенных научно-исследовательских работах, технических предложениях, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работах, а также аналитических работах, послуживших основой для разработки первой редакции проекта национального стандарта (при наличии);
- сведения о наличии в Федеральном информационном фонде стандартов переводов международных, региональных стандартов, стандартов и сводов правил иностранных государств, на которые даны нормативные ссылки в стандарте, использованном в качестве основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации;
- сведения о взаимосвязи проекта национального стандарта с проектами или действующими в Российской Федерации другими национальными и межгосударственными стандартами, сводами правил, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (одностороннему прекращению применения на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов);
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;
- сведения о технических комитетах по стандартизации, в областях деятельности которых возможно пересечение с областью применения разрабатываемого проекта национального стандарта (далее - технических комитетах по стандартизации в смежной области деятельности);
- сведения о разработчике стандарта с указанием его организационно-правовой формы, почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты.
В случае разработки национального стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента, в пояснительной записке к проекту национального стандарта указывают структурные элементы стандарта (разделы, подразделы, пункты, подпункты, приложения либо стандарт в целом), применение которых обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.
Пояснительную записку подписывает руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.
5.2.1.3 Разработчик направляет первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат ТК (ПТК), за которым закреплена соответствующая область деятельности или объект стандартизации (далее - секретариат ТК).
При необходимости изменения наименования разрабатываемого стандарта по отношению к наименованию стандарта, указанному в Программе национальной стандартизации, разработчик указывает это в пояснительной записке к проекту стандарта, приводя обоснование необходимости изменения наименования разрабатываемого стандарта.
Секретариат ТК (ПТК) в срок, не превышающий 10 рабочих дней, осуществляет проверку соответствия первой редакции проекта стандарта положениям 4.3.1 и 4.3.2 настоящего стандарта, а также правилам, установленным в разделах 3 и 4 ГОСТ Р 1.5. По результатам проверки секретариат ТК (ПТК) может вернуть проект стандарта разработчику для доработки или подготовить свой отзыв в соответствии с 5.2.2.
5.2.1.4 Секретариат ТК (ПТК) посредством ФГИС направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке [3] уведомление о разработке проекта национального стандарта, где указываются даты начала и окончания публичного обсуждения, и осуществляет рассылку первой редакции проекта стандарта с пояснительной запиской к нему членам ТК (ПТК), а при необходимости - заинтересованным органам исполнительной власти, иным заинтересованным юридическим и физическим лицам. Срок публичного обсуждения устанавливается в интервале от 60 до 90 календарных дней включительно.
Если объект стандартизации разрабатываемого национального стандарта затрагивает область деятельности другого (других) ТК, то секретариат ТК направляет первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат этого (этих) ТК для рассмотрения. ТК в смежной области деятельности готовит отзыв на проект национального стандарта по форме приложения Б в пределах срока, установленного для публичного обсуждения стандарта, и направляет отзыв в секретариат ТК, направившего проект разрабатываемого стандарта.
5.2.2 Члены ТК (ПТК), заинтересованные органы исполнительной власти, другие юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта национального стандарта, готовят отзывы на нее и направляют их в электронном виде, как в формате, позволяющем осуществлять копирование текста без его искажения, так и в виде сканированных изображений подписанных отзывов по электронной почте разработчику и в секретариат ТК (ПТК) в течение срока, предусмотренного для публичного обсуждения данного проекта стандарта.
5.2.2.1 Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом следует приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображения графического материала, используя приведенную в приложении Б форму отзыва, избегая в предложении по одному структурному элементу ссылок на предложения по другому элементу.
5.2.2.2 Отзыв на проект национального стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- о целесообразности разработки стандарта;
- о проекте в целом;
- о наименовании стандарта;
- об области применения стандарта;
- о структуре стандарта;
- об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах, графических материалах и/или приложениях стандарта.
5.2.3 Публичное обсуждение проекта национального стандарта прекращают при наступлении срока, указанного в уведомлении о его разработке. Секретариат ТК (ПТК) посредством ФГИС направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке [3] уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта.
Решение о продлении сроков публичного обсуждения принимает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом представленного ТК (ПТК) обоснования необходимости продления сроков публичного обсуждения. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, где это применимо, вносит соответствующие изменения в Программу национальной стандартизации. Суммарный срок публичного обсуждения не должен превышать 120 календарных дней.
5.2.4 Разработчик составляет сводку отзывов на первую редакцию проекта национального стандарта, которые поступили в процессе публичного обсуждения, по форме и правилам, приведенным в приложении В, оценивает целесообразность учета этих замечаний и предложений и дорабатывает проект национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц в пределах срока, установленного в Программе национальной стандартизации на разработку окончательной редакции национального стандарта. В случае отклонения представленных замечаний и предложений заинтересованных лиц разработчик стандарта в графе "Заключение разработчика" должен указать обоснованный отказ в отклонении представленных замечаний и предложений.
Примечание - Срок доработки проекта национального стандарта рекомендуется устанавливать в диапазоне от одного до трех месяцев после окончания публичного обсуждения данного проекта.
5.2.5 При наличии существенных разногласий в мнениях заинтересованных сторон, выявленных при составлении сводки отзывов, перед подготовкой окончательной редакции проекта национального стандарта секретариат ТК или разработчик могут предложить оформить вторую (а при необходимости - и последующие) редакцию проекта и провести ее обсуждение с заинтересованными лицами, от которых поступили возражения по существу проекта стандарта и предложения на первую редакцию данного проекта с участием секретариата ТК. При этом форму и дату обсуждения устанавливает разработчик по согласованию с секретариатом ТК. По решению председателя ТК (ПТК) может быть создана рабочая группа для доработки проекта стандарта.
5.3 Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта, проведение ее экспертизы и нормоконтроля
5.3.1 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц на первую редакцию проекта стандарта, а также результатов обсуждения второй (а также последующих) редакций проекта стандарта (если эти редакции оформлялись). При этом соблюдают срок, установленный в Программе национальной стандартизации для представления окончательной редакции.
При подготовке проекта окончательной редакции национального стандарта пояснительную записку к нему дополняют сведениями о проведении публичного обсуждения и краткой характеристикой полученных отзывов заинтересованных лиц, а также результатов обсуждения второй (последующей) редакции этого проекта в случае оформления таковых редакций.
После подготовки окончательной редакции проекта национального стандарта и до утверждения данного стандарта разработчик обязан предоставить этот проект и сводку отзывов на первую редакцию любому заинтересованному лицу по его запросу или сообщить сайт технического комитета по стандартизации в сети Интернет, на котором можно ознакомиться с ними.
5.3.2 Разработчик направляет окончательную редакцию проекта национального стандарта на рассмотрение в секретариат ТК, за которым закреплена соответствующая область деятельности (объект стандартизации), вместе со следующими документами:
- пояснительной запиской к проекту окончательной редакции национального стандарта;
- сводкой отзывов на проект стандарта;
- зарегистрированным в соответствии с Порядком [16] переводом на русский язык международного либо регионального стандарта или иного иноязычного документа, использованного в качестве основы при разработке проекта национального стандарта.
5.3.3 Если объект стандартизации разрабатываемого национального стандарта затрагивает область деятельности другого (других) ТК, секретариат ТК направляет окончательную редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к ней в секретариат этого (этих) ТК для согласования. ТК в смежной области деятельности готовит отзыв на окончательную редакцию проекта национального стандарта по форме приложения Б в срок, не превышающий 30 дней, и отсылает отзыв в секретариат ТК, направившего проект стандарта на окончательную редакцию. При отсутствии отзыва в установленный срок окончательная редакция проекта стандарта считается согласованной.
5.3.4 Секретариат ТК (ПТК) рассматривает представленные согласно 5.3.2 документы и организует проведение экспертизы окончательной редакции проекта национального стандарта в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [17]. При этом содержание экспертизы и экспертное заключение должны соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ Р 1.6.
5.3.4.1 Если для проведения экспертизы окончательной редакции проекта национального стандарта (как предусмотрено в соответствующем порядке [17]) формируют рабочую группу, то в нее включают членов ТК (ПТК), которые в отзывах на первую редакцию данного проекта высказали свои предложения и замечания по существу проекта стандарта и/или участвовали в рабочей группе по его доработке.
5.3.4.2 Если согласно правилам [18] проект национального стандарта подлежит метрологической экспертизе, то ее проводят одновременно с экспертизой в ТК (ПТК).
В ходе экспертизы в ТК (ПТК) также устанавливается эквивалентность стандартов для применения в целях сертификации и аккредитации в национальной системе аккредитации.
Примечание - Стандарты считаются эквивалентными в случае, если в новую редакцию стандарта не внесены существенные изменения в части правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов продукции, применяемых в целях подтверждения соответствия. Понятие "эквивалентность" по отношению к ранее действующему стандарту применяется исключительно при использовании стандарта органами оценки соответствия.
Экспертиза в ТК и метрологическая экспертиза могут быть проведены по ускоренной процедуре в срок, не превышающий 20 календарных дней, в случае подготовки национального стандарта на основе применения стандарта организации, который ранее (не позднее чем за два года до этого) проходил экспертизу в том же ТК.
5.3.4.3 Секретариат ТК (ПТК) готовит проект мотивированного предложения об утверждении национального стандарта на основании голосования членов ТК (ПТК) в случае достижения в ТК (ПТК) консенсуса с соблюдением соответствующих правил [19]. Форма мотивированного предложения приведена в справочном приложении Г.
5.3.4.4 Ответственный секретарь ТК размещает окончательную редакцию в Федеральной государственной информационной системе (ФГИС) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.
5.3.5 При наличии в мотивированном предложении ТК (ПТК) предложения об утверждении проекта в качестве национального стандарта разработчик направляет окончательную редакцию проекта национального стандарта на нормоконтроль в организацию, уполномоченную или одобренную федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на проведение нормоконтроля проектов национальных стандартов.
5.3.6 Если ТК (ПТК) в мотивированном предложении рекомендует утвердить проект в качестве предварительного национального стандарта, то разработчик оформляет данный проект в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.5 для проектов предварительных национальных стандартов.
Примечание - Дальнейшие работы с проектом предварительного национального стандарта осуществляют по ГОСТ Р 1.16.
5.3.7 Уполномоченная или одобренная организация проводит нормоконтроль проекта национального стандарта в установленном порядке в срок, не превышающий 30 календарных дней, за исключением времени, необходимого разработчику для доработки замечаний по результатам нормоконтроля.
При подготовке национального стандарта на основе применения действующего не менее двух лет стандарта организации нормоконтроль проекта национального стандарта проводится в срок, не превышающий 20 календарных дней.
5.3.8 Представляемый на нормоконтроль оригинал окончательной редакции проекта национального стандарта должен быть оформлен по ГОСТ Р 1.5.