(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.2-2020 "Стандартизация в Российской...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
──────────────────────────────
5.2.1.1 При разработке национального стандарта учитывают общие требования к содержанию стандартов, которые установлены в ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7), за исключением случаев, предусмотренных ГОСТ Р 1.7.
Примечание - Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации [7]-[15], которые также учитывают при разработке стандарта.
5.2.1.2 В пояснительной записке к первой редакции проекта национального стандарта приводят:
- основание для разработки стандарта с указанием шифра соответствующего задания в Программе национальной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта на национальном уровне;
- сведения о соответствии проекта национального стандарта техническим регламентам Евразийского экономического союза, федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации;
- сведения о соответствии проекта национального стандарта международному стандарту, региональному стандарту, региональному своду правил, стандарту иностранного государства и своду правил иностранного государства, иному документу по стандартизации иностранного государства и о форме применения данного стандарта (документа) как основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации, а в случае отклонения от международного стандарта, регионального стандарта, регионального свода правил, стандарта иностранного государства и свода правил иностранного государства, иного документа по стандартизации иностранного государства - мотивированное обоснование этого решения и/или иные сведения о научно-техническом уровне проекта национального стандарта;
- сведения о проведенных научно-исследовательских работах, технических предложениях, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работах, а также аналитических работах, послуживших основой для разработки первой редакции проекта национального стандарта (при наличии);
- сведения о наличии в Федеральном информационном фонде стандартов переводов международных, региональных стандартов, стандартов и сводов правил иностранных государств, на которые даны нормативные ссылки в стандарте, использованном в качестве основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации;
- сведения о взаимосвязи проекта национального стандарта с проектами или действующими в Российской Федерации другими национальными и межгосударственными стандартами, сводами правил, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (одностороннему прекращению применения на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов);
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;
- сведения о технических комитетах по стандартизации, в областях деятельности которых возможно пересечение с областью применения разрабатываемого проекта национального стандарта (далее - технических комитетах по стандартизации в смежной области деятельности);
- сведения о разработчике стандарта с указанием его организационно-правовой формы, почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты.
В случае разработки национального стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента, в пояснительной записке к проекту национального стандарта указывают структурные элементы стандарта (разделы, подразделы, пункты, подпункты, приложения либо стандарт в целом), применение которых обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.
Пояснительную записку подписывает руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.
5.2.1.3 Разработчик направляет первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат ТК (ПТК), за которым закреплена соответствующая область деятельности или объект стандартизации (далее - секретариат ТК).
При необходимости изменения наименования разрабатываемого стандарта по отношению к наименованию стандарта, указанному в Программе национальной стандартизации, разработчик указывает это в пояснительной записке к проекту стандарта, приводя обоснование необходимости изменения наименования разрабатываемого стандарта.
Секретариат ТК (ПТК) в срок, не превышающий 10 рабочих дней, осуществляет проверку соответствия первой редакции проекта стандарта положениям 4.3.1 и 4.3.2 настоящего стандарта, а также правилам, установленным в разделах 3 и 4 ГОСТ Р 1.5. По результатам проверки секретариат ТК (ПТК) может вернуть проект стандарта разработчику для доработки или подготовить свой отзыв в соответствии с 5.2.2.
5.2.1.4 Секретариат ТК (ПТК) посредством ФГИС направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке [3] уведомление о разработке проекта национального стандарта, где указываются даты начала и окончания публичного обсуждения, и осуществляет рассылку первой редакции проекта стандарта с пояснительной запиской к нему членам ТК (ПТК), а при необходимости - заинтересованным органам исполнительной власти, иным заинтересованным юридическим и физическим лицам. Срок публичного обсуждения устанавливается в интервале от 60 до 90 календарных дней включительно.
Если объект стандартизации разрабатываемого национального стандарта затрагивает область деятельности другого (других) ТК, то секретариат ТК направляет первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат этого (этих) ТК для рассмотрения. ТК в смежной области деятельности готовит отзыв на проект национального стандарта по форме приложения Б в пределах срока, установленного для публичного обсуждения стандарта, и направляет отзыв в секретариат ТК, направившего проект разрабатываемого стандарта.
5.2.2 Члены ТК (ПТК), заинтересованные органы исполнительной власти, другие юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта национального стандарта, готовят отзывы на нее и направляют их в электронном виде, как в формате, позволяющем осуществлять копирование текста без его искажения, так и в виде сканированных изображений подписанных отзывов по электронной почте разработчику и в секретариат ТК (ПТК) в течение срока, предусмотренного для публичного обсуждения данного проекта стандарта.
5.2.2.1 Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом следует приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображения графического материала, используя приведенную в приложении Б форму отзыва, избегая в предложении по одному структурному элементу ссылок на предложения по другому элементу.
5.2.2.2 Отзыв на проект национального стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- о целесообразности разработки стандарта;
- о проекте в целом;
- о наименовании стандарта;
- об области применения стандарта;
- о структуре стандарта;
- об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах, графических материалах и/или приложениях стандарта.
5.2.3 Публичное обсуждение проекта национального стандарта прекращают при наступлении срока, указанного в уведомлении о его разработке. Секретариат ТК (ПТК) посредством ФГИС направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке [3] уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта.
Решение о продлении сроков публичного обсуждения принимает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом представленного ТК (ПТК) обоснования необходимости продления сроков публичного обсуждения. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, где это применимо, вносит соответствующие изменения в Программу национальной стандартизации. Суммарный срок публичного обсуждения не должен превышать 120 календарных дней.
5.2.4 Разработчик составляет сводку отзывов на первую редакцию проекта национального стандарта, которые поступили в процессе публичного обсуждения, по форме и правилам, приведенным в приложении В, оценивает целесообразность учета этих замечаний и предложений и дорабатывает проект национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц в пределах срока, установленного в Программе национальной стандартизации на разработку окончательной редакции национального стандарта. В случае отклонения представленных замечаний и предложений заинтересованных лиц разработчик стандарта в графе "Заключение разработчика" должен указать обоснованный отказ в отклонении представленных замечаний и предложений.
Примечание - Срок доработки проекта национального стандарта рекомендуется устанавливать в диапазоне от одного до трех месяцев после окончания публичного обсуждения данного проекта.
5.2.5 При наличии существенных разногласий в мнениях заинтересованных сторон, выявленных при составлении сводки отзывов, перед подготовкой окончательной редакции проекта национального стандарта секретариат ТК или разработчик могут предложить оформить вторую (а при необходимости - и последующие) редакцию проекта и провести ее обсуждение с заинтересованными лицами, от которых поступили возражения по существу проекта стандарта и предложения на первую редакцию данного проекта с участием секретариата ТК. При этом форму и дату обсуждения устанавливает разработчик по согласованию с секретариатом ТК. По решению председателя ТК (ПТК) может быть создана рабочая группа для доработки проекта стандарта.
5.3 Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта, проведение ее экспертизы и нормоконтроля
5.3.1 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц на первую редакцию проекта стандарта, а также результатов обсуждения второй (а также последующих) редакций проекта стандарта (если эти редакции оформлялись). При этом соблюдают срок, установленный в Программе национальной стандартизации для представления окончательной редакции.
При подготовке проекта окончательной редакции национального стандарта пояснительную записку к нему дополняют сведениями о проведении публичного обсуждения и краткой характеристикой полученных отзывов заинтересованных лиц, а также результатов обсуждения второй (последующей) редакции этого проекта в случае оформления таковых редакций.
После подготовки окончательной редакции проекта национального стандарта и до утверждения данного стандарта разработчик обязан предоставить этот проект и сводку отзывов на первую редакцию любому заинтересованному лицу по его запросу или сообщить сайт технического комитета по стандартизации в сети Интернет, на котором можно ознакомиться с ними.
5.3.2 Разработчик направляет окончательную редакцию проекта национального стандарта на рассмотрение в секретариат ТК, за которым закреплена соответствующая область деятельности (объект стандартизации), вместе со следующими документами:
- пояснительной запиской к проекту окончательной редакции национального стандарта;
- сводкой отзывов на проект стандарта;
- зарегистрированным в соответствии с Порядком [16] переводом на русский язык международного либо регионального стандарта или иного иноязычного документа, использованного в качестве основы при разработке проекта национального стандарта.
5.3.3 Если объект стандартизации разрабатываемого национального стандарта затрагивает область деятельности другого (других) ТК, секретариат ТК направляет окончательную редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к ней в секретариат этого (этих) ТК для согласования. ТК в смежной области деятельности готовит отзыв на окончательную редакцию проекта национального стандарта по форме приложения Б в срок, не превышающий 30 дней, и отсылает отзыв в секретариат ТК, направившего проект стандарта на окончательную редакцию. При отсутствии отзыва в установленный срок окончательная редакция проекта стандарта считается согласованной.
5.3.4 Секретариат ТК (ПТК) рассматривает представленные согласно 5.3.2 документы и организует проведение экспертизы окончательной редакции проекта национального стандарта в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [17]. При этом содержание экспертизы и экспертное заключение должны соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ Р 1.6.
5.3.4.1 Если для проведения экспертизы окончательной редакции проекта национального стандарта (как предусмотрено в соответствующем порядке [17]) формируют рабочую группу, то в нее включают членов ТК (ПТК), которые в отзывах на первую редакцию данного проекта высказали свои предложения и замечания по существу проекта стандарта и/или участвовали в рабочей группе по его доработке.
5.3.4.2 Если согласно правилам [18] проект национального стандарта подлежит метрологической экспертизе, то ее проводят одновременно с экспертизой в ТК (ПТК).
В ходе экспертизы в ТК (ПТК) также устанавливается эквивалентность стандартов для применения в целях сертификации и аккредитации в национальной системе аккредитации.
Примечание - Стандарты считаются эквивалентными в случае, если в новую редакцию стандарта не внесены существенные изменения в части правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов продукции, применяемых в целях подтверждения соответствия. Понятие "эквивалентность" по отношению к ранее действующему стандарту применяется исключительно при использовании стандарта органами оценки соответствия.