Действующий
Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы
Координацию деятельности всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области (далее именуется - система профилактики) осуществляет межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области, действующая на основании постановления Правительства Челябинской области от 22.02.2006 г. N 29-П "О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области" (далее именуется - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по Челябинской области).
При формировании региональной политики в сфере защиты прав детей приоритетом деятельности органов государственной власти Челябинской области является профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
С целью оптимизации и повышения эффективности работы по профилактике преступности несовершеннолетних сотрудниками ГУ МВД России по Челябинской области проводится мониторинг состояния оперативной обстановки в подростковой среде, анализ характеристик, причин и условий преступности.
Проведенный анализ работы, осуществляемой в сфере противодействия подростковой преступности на территории Челябинской области, показал, что по итогам 6 месяцев 2022 года количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, снизилось на 8 процентов случаев (с 565 до 522) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Количество несовершеннолетних, принявших участие в совершении преступных деяний, сократилось на 10 процентов (с 566 до 509) по сравнению с 2021 годом.
Не допущен рост совершения подростками по итогам 2021 года умышленных убийств, а также преступлений, связанных с причинением тяжких телесных повреждений (уменьшение с 10 до 4, или на 60 процентов), и разбойных нападений (уменьшение с 14 до 6, или на 57 процентов).
Вместе с тем по итогам 2021 года основными видами преступлений, совершенных несовершеннолетними, по-прежнему остаются кражи, которые составляют 53 процента от общего количества зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними (уменьшение с 334 до 278, или на 17 процентов).
Отмечается негативная тенденция, связанная с ростом количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе организованных групп (увеличение с 203 до 212, или на 4 процента).
По-прежнему одним из негативных факторов, влияющих на состояние детской преступности, является подстрекательство со стороны взрослых преступников. Так, 25 процентов преступлений от общего числа зарегистрированных преступлений в 2021 году совершены несовершеннолетними, входящими в преступные группы, организованные взрослыми.
Несмотря на общее снижение числа подростков - участников преступлений, в 2022 году возросло на 36 процентов (со 145 до 197) число несовершеннолетних, совершивших преступления в период нахождения на профилактическом учете в органах внутренних дел, и на 4 процента (с 23 до 24) совершивших преступления в период условного осуждения, что свидетельствует о необходимости активизации проведения индивидуальной профилактической работы со стороны субъектов системы профилактики.
Не остается без внимания и возросшее на 24 процента (со 139 в 2021 году до 172 в 2022 году) количество совершенных подростками тяжких и особо тяжких преступлений.
Число несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния на протяжении всего 2022 года, остается достаточно высоким (уменьшение с 390 в 2021 году до 371 в 2022 году, или на 5 процентов). Кроме того, возросло число подростков, совершивших указанные деяния повторно (увеличение с 52 в 2021 году до 54 в 2022 году, или на 4 процента).
В процессе предупреждения преступлений со стороны несовершеннолетних важное место занимает проблема ранней профилактики противоправного поведения среди подростков, в том числе связанного с употреблением подростками алкоголя.
По данным ГУ МВД России по Челябинской области, по итогам 6 месяцев 2022 года зарегистрировано снижение на 14 процентов (с 78 в 2021 году до 67 в 2022 году) числа подростков, совершивших преступления в состоянии опьянения.
Нельзя не отметить, что основным фактором, определяющим антиобщественное поведение несовершеннолетних, является неблагополучная обстановка в семье. Злоупотребление спиртными напитками, неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей, физическое насилие становятся почвой как для противоправного детского поведения, так и для совершения правонарушений и преступлений взрослыми лицами.
Положительная динамика в сфере профилактики подростковой преступности в регионе, при которой наблюдается снижение количества преступлений среди несовершеннолетних, свидетельствует об эффективности проводимой профилактической работы со стороны субъектов системы профилактики.
Вместе с тем возникает необходимость продолжения проводимой в сфере противодействия подростковой преступности на территории Челябинской области работы и совершенствования комплекса мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, с учетом современных методов и ресурсов.
В целях недопущения роста правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних необходимо принятие дополнительных мер с использованием программно-целевого метода для координации взаимодействия различных органов системы профилактики, оптимизации использования бюджетных средств и направления их на решение задач по созданию условий для социализации и реабилитации несовершеннолетних, разработки и реализации межведомственного комплекса мероприятий, направленных на достижение единой цели.
формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у несовершеннолетних;
организация методической поддержки специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таблица 1 | ||||||||
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель, соисполнитель | Срок реализации | Источник финансирования | Объём финансирования по годам, тыс. рублей | |||
2023 год | 2024 год | 2025 год | ||||||
Задача 1. Формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | ||||||||
1. | Функционирование единого общероссийского номера детского телефона доверия на базе трех учреждений системы социальной защиты населения | Министерство социальных отношений Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
2. | Обеспечение комплексной реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению, переживших психотравмирующую ситуацию, на базе областного государственного казённого учреждения "Челябинский областной центр социальной защиты "Семья" (далее именуется - ЧОЦСЗ "Семья") | Министерство социальных отношений Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
3. | Ведение информационного программного комплекса по учету семей с детьми, в том числе отражающего реабилитационную работу с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию | Министерство социальных отношений Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
4. | Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование у воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, установок здорового образа жизни, безопасного поведения, предупреждение разного рода зависимости от вредных привычек | Министерство социальных отношений Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
5. | Проведение медицинских осмотров обучающихся образовательных организаций с целью своевременного выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ | Министерство здравоохранения Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
6. | Реализация проекта "Почта доверия" | Министерство образования и науки Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
7. | Предоставление субсидий местным бюджетам на обеспечение образовательных организаций 1-й и 2-й категорий квалифицированной охраной | Министерство образования и науки Челябинской области | 2023 - 2025 годы | областной бюджет | 123 100,00 | 123 100,00 | 123 100,00 | |
8. | Предоставление субсидий местным бюджетам на организацию профильных смен для детей, состоящих на профилактическом учете | Министерство образования и науки Челябинской области | 2023 - 2025 годы | областной бюджет | 15 910,00 | 15 910,00 | 15 910,00 | |
9. | Предоставление субсидий некоммерческим организациям на организацию и проведение областных профильных смен для обучающихся общеобразовательных организаций, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел | Министерство образования и науки Челябинской области | 2023 - 2025 годы | областной бюджет | 3 500,00 | 3 500,00 | 3 500,00 | |
Задача 2. Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у несовершеннолетних | ||||||||
10. | Организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей семьи и семейного воспитания | Министерство социальных отношений Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
11. | Обеспечение контент-фильтрами и их своевременное обновление в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Министерство социальных отношений Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
12. | Предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели на организацию проведения слета активистов регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" | Министерство образования и науки Челябинской области | 2023 - 2025 годы | областной бюджет | 4560,00 | 4560,00 | 4560,00 | |
13. | Проведение мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций по медиабезопасности, правовому просвещению, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни | Министерство образования и науки Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
Задача 3. Организация методической поддержки специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | ||||||||
14. | Проведение супервизии специалистов органов и учреждений системы социальной защиты населения на базе ЧОЦСЗ "Семья" | Министерство социальных отношений Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
15. | Организация и проведение методических мероприятий для специалистов общеобразовательных организаций по вопросам, связанным с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Министерство образования и науки Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - | |
16. | Организация и проведение регионального форума практической психологии образования Челябинской области | Министерство образования и науки Челябинской области | 2023 - 2025 годы | - | - | - | - |
1) организует реализацию государственной программы и несет ответственность за достижение целевых показателей (индикаторов) государственной программы и конечного результата её реализации, а также за эффективное использование бюджетных средств;
2) осуществляет мониторинг исполнения плана реализации государственной программы один раз в 10 рабочих дней;
3) осуществляет мониторинг реализации государственной программы ежеквартально (за исключением IV квартала) по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего финансового года нарастающим итогом с начала года;
4) представляет по запросу Министерства экономического развития Челябинской области сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;
5) принимает меры, обеспечивающие выполнение мероприятий и контрольных событий государственной программы, освоение средств и достижение целевых показателей (индикаторов) государственной программы;
6) направляет в Министерство экономического развития Челябинской области предложения по внесению изменений в план реализации государственной программы. Внесение изменений в план реализации государственной программы допускается один раз в квартал;
7) составляет годовой отчет и представляет его в Министерство экономического развития Челябинской области.
1) путем предоставления субсидий областным государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели в соответствии с порядками определения объемов и условиями предоставления субсидий областным государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели;
2) путем предоставления субсидий местным бюджетам в соответствии с порядками определения объемов и условиями предоставления субсидий местным бюджетам;
3) путем предоставления субсидий некоммерческим организациям в соответствии с порядками определения объемов и условиями предоставления субсидий некоммерческим организациям.
Таблица 2 | |||||||
N п/п | Наименование целевого показателя (индикатора) | Единица измерения | Значения целевых показателей (индикаторов) по годам реализации государственной программы | ||||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | за период реализации государственной программы | |||
Государственная программа (показатели конечного результата) | |||||||
Задача 1. Формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | |||||||
1. | Долянесовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, принявших участие в профильных сменах, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел | процентов | 50 | 51 | 52 | 53 | 53 |
Задача 2. Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у несовершеннолетних | |||||||
2. | Доля обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в мероприятиях по медиабезопасности, правовому просвещению, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Задача 3. Организация методической поддержки специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | |||||||
3. | Доля специалистов, принявших участие в обучающих семинарах, мастер-классах и иных мероприятиях по повышению квалификации, от общего числа специалистов, участвующих в профилактических мероприятиях | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Государственная программа (показатели непосредственного результата) | |||||||
Задача 1. Формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | |||||||
4. | Доля несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, от общего числа несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Задача 2. Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у несовершеннолетних | |||||||
5. | Доля обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в мероприятиях по медиабезопасности, правовому просвещению, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках проведения межведомственных профилактических акций, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Задача 3. Организация методической поддержки специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | |||||||
6. | Доля специалистов, принявших участие в обучающих семинарах, мастер-классах и иных мероприятиях по повышению квалификации в рамках проведения межведомственных профилактических акций, от общего числа специалистов, участвующих в профилактических мероприятиях | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица 3 | |||
N п/п | Наименование задачи государственной программы | Ожидаемый результат их выполнения | Связь с целевыми показателями (индикаторами) |
1. | Формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | увеличение доли несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, принявших участие в профильных сменах, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, до 53 процентов | доля несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, принявших участие в профильных сменах, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел;доля несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, от общего числа несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел |
2. | Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у несовершеннолетних | сохранение доли обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в мероприятиях по медиабезопасности, правовому просвещению, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций на уровне 100 процентов | доля обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в мероприятиях по медиабезопасности, правовому просвещению, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций;доля обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в мероприятиях по медиабезопасности, правовому просвещению, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках проведения межведомственных профилактических акций, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций |
3. | Организация методической поддержки специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | сохранение доли специалистов, принявших участие в обучающих семинарах, мастер-классах и иных мероприятиях по повышению квалификации, от общего числа специалистов, участвующих в профилактических мероприятиях, на уровне 100 процентов | доля специалистов, принявших участие в обучающих семинарах, мастер-классах и иных мероприятиях по повышению квалификации, от общего числа специалистов, участвующих в профилактических мероприятиях;доля специалистов, принявших участие в обучающих семинарах, мастер-классах и иных мероприятиях по повышению квалификации в рамках проведения межведомственных профилактических акций, от общего числа специалистов, участвующих в профилактических мероприятиях |