Действующий
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П "О государственной программе Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018 - 2025 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Южноуральская панорама, 25 ноября 2017 г., N 111, спецвыпуск N 24);
постановление Правительства Челябинской области от 21.02.2018 г. N 92-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 февраля 2018 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 14.05.2018 г. N 187-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 14 мая 2018 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 17.08.2018 г. N 374-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21 августа 2018 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 24.09.2018 г. N 444-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 26 сентября 2018 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 08.11.2018 г. N 513-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 8 ноября 2018 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 29.12.2018 г. N 703-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2018, выпуск 3);
постановление Правительства Челябинской области от 09.04.2019 г. N 165-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 10 апреля 2019 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 28.05.2019 г. N 227-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 мая 2019 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 15.10.2019 г. N 456-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2019, выпуск 6).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель Правительства Челябинской области
А.Л. Текслер
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 30 декабря 2019 г. N 627-П

Государственная программа
Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области"

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы-Министерство экологии Челябинской области (далее именуется - Минэкологии)
Соисполнители государственной программы-Министерство культуры Челябинской области;абзац утратил силу. - Постановление Правительства Челябинской области от 30 декабря 2021 г. N 744-ПМинистерство информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области;органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области (по согласованию);Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
Подпрограммы государственной программы-"Охрана атмосферного воздуха на территории Челябинской области";"Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области";"Охрана водных объектов на территории Челябинской области";"Охрана растительного и животного мира на территории Челябинской области";"Обеспечение реализации государственной программы Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области"
Проекты государственной программы-проекты, включаемые в качестве подпрограмм, отсутствуют
Основная цель (основные цели) государственной программы-обеспечение экологической безопасности Челябинской области
Основные задачигосударственной программы-создание территориальной системы мониторинга атмосферного воздуха;создание условий для внедрения на промышленных предприятиях Челябинской области наилучших доступных технологий (далее именуются - НДТ) по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;обеспечение соблюдения норм предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее именуется - ПДВ) в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее именуются - НМУ);организация обращения с твердыми коммунальными отходами (далее именуются - ТКО), сокращение объемов захоронения ТКО, максимальное вовлечение компонентов ТКО в повторное использование;ликвидация объектов накопленного экологического вреда;сохранение и улучшение качества воды водных объектов, используемых в рекреационных целях;обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов;повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности (далее именуется - КНД) в области охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха, водных объектов, особо охраняемых природных территорий (далее именуются - ООПТ), объектов животного мира и среды их обитания;развитие экологической культуры населения Челябинской области
Целевые показатели (индикаторы) конечного результата (показатели проекта)-уровень загрязнения атмосферного воздуха городов: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст;объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в крупных промышленных центрах: Челябинске, Магнитогорске;количество стационарных наблюдательных постов государственной сети наблюдения, с которых получена информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха;средняя эффективность снижения уровня загрязнения воздуха в период НМУ в крупных промышленных центрах: Челябинск, Магнитогорск;общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде;численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде, от общего количества населения Челябинской области;доля полигонного захоронения ТКО;доля населения, охваченного услугой по обращению с ТКО;доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях;доля гидротехнических сооружений (далее именуются - ГТС), приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;класс качества воды в водоемах: река Ай, Аргазинское водохранилище, река Миасс;количество водных объектов, на которых проведены мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации;доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) границ водных объектов в протяженности береговых линий (границ водных объектов), требующих установления;доля площади Челябинской области, занятая ООПТ;увеличение площади ООПТ регионального значения;продуктивность охотничьих угодий;доля площади общедоступных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Челябинской области;доля плановых проверок, по результатам проведения которых выявлены нарушения (в области охраны атмосферного воздуха), от общего количества проведенных проверок;доля плановых проверок, по результатам проведения которых выявлены нарушения (в области обращения с ТКО), от общего количества проведенных плановых проверок;доля плановых рейдовых осмотров водоохранных зон, по результатам проведения которых выявлены нарушения (в области охраны водных объектов), от общего количества проведенных плановых рейдовых осмотров водоохранных зон;вовлеченность населения Челябинской области в природоохранную деятельность;качество окружающей среды;доля ООПТ регионального значения, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, в общем количестве ООПТ регионального значения*;доля граждан, проживающих на территории Челябинской области, обеспеченных информацией о качестве атмосферного воздуха на территории проживания (муниципальные образования) посредством единой информационной системы Территориального информационно-аналитического центра сбора и обработки данных с постов государственной, территориальной и локальных систем наблюдений*;доля контейнерных площадок, контроль вывоза ТКО с которых обеспечен с использованием систем спутниковой навигации, в общем количестве контейнерных площадок*;количество полигонов, оснащенных автоматизированной системой наблюдения*;доля водных объектов, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, в общем количестве водных объектов, по которым организованы региональные наблюдения*;сокращение трудоемкости процесса по установлению незарегистрированных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду*;доля заявителей (юридических лиц, муниципальных образований), использующих электронные сервисы для подачи заявок на получение трансфертов из областного бюджета, в общем количестве заявителей*;количество видов сведений, предоставляемых в режиме онлайн органами государственной власти в рамках межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнении функций, в том числе коммерческим организациям в соответствии с законодательством*
Сроки и этапы реализациигосударственной программы-2020 - 2025 годы (в один этап)
Объемы бюджетных ассигнованийгосударственной программы-общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 15 127 711,51 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета - 7 541 387,82 тыс. рублей, из них по годам:2020 год - 2 498 595,2 тыс. рублей;2021 год - 3 067 342,72 тыс. рублей;2022 год - 226 063,2 тыс. рублей;2023 год - 1 444 138,40 тыс. рублей;2024 год - 262 871,5 тыс. рублей;2025 год - 42 376,8 тыс. рублей;средства областного бюджета - 5 910 903,98 тыс. рублей, из них по годам:2020 год - 964 546,5 тыс. рублей;2021 год - 767 222,14 тыс. рублей;2022 год - 1 334 784,94 тыс. рублей;2023 год - 1 064 061,4 тыс. рублей;2024 год - 1 531 667,0 тыс. рублей;2025 год - 248 622,0 тыс. рублей;средства местного бюджета - 283 263,76 тыс. рублей, из них по годам:2020 год - 207 975,16 тыс. рублей;2021 год - 61 144,08 тыс. рублей;2022 год - 14 144,52 тыс. рублей;2023 год - 0,0 тыс. рублей;2024 год - 0,0 тыс. рублей;2025 год - 0,0 тыс. рублей;внебюджетные источники - 1 392 155,95 тыс. рублей, из них по годам:2020 год - 141 911,26 тыс. рублей;2021 год - 1 250 244,69 тыс. рублей;2022 год - 0,0 тыс. рублей;2023 год - 0,0 тыс. рублей;2024 год - 0,0 тыс. рублей;2025 год - 0,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализациигосударственной программы-за период реализации государственной программы:уровень загрязнения атмосферного воздуха Челябинска - повышенный, Магнитогорска - повышенный, Златоуста - повышенный;объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в крупных промышленных центрах: Челябинске - 137,17 тыс. тонн, Магнитогорске - 182,7 тыс. тонн;количество стационарных наблюдательных постов государственной сети наблюдения, с которых получена информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха, - 25;средняя эффективность снижения уровня загрязнения воздуха в период НМУ в крупных промышленных центрах: Челябинск - 95 процентов, Магнитогорск - 93 процента;общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, - 278,57 гектара;численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде, от общего количества населения Челябинской области - 61,4 процента;доля полигонного захоронения ТКО - 80 процентов;доля населения, охваченного услугой по обращению с ТКО, - 90 процентов;доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, - 1,64 процента;доля ГТС, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности - 12,05 процента;класс качества воды в водоемах: река Ай - очень загрязненная, Аргазинское водохранилище - загрязненная, река Миасс - очень загрязненная;количество водных объектов, на которых проведены мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации, - 2;доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) границ водных объектов в протяженности береговых линий (границ водных объектов), требующих установления - 26,01 процента;доля площади Челябинской области, занятая ООПТ, - 10,1 процента;увеличение площади ООПТ регионального значения на 8 806,54 гектара;продуктивность охотничьих угодий - 45,71 рубля/гектар;доля площади общедоступных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Челябинской области - 13,7 процента;доля плановых проверок, по результатам проведения которых выявлены нарушения (в области охраны атмосферного воздуха), от общего количества проведенных проверок - 62 процента;доля плановых проверок, по результатам проведения которых выявлены нарушения (в области обращения с ТКО), от общего количества проведенных плановых проверок - 62 процента;доля плановых рейдовых осмотров водоохранных зон, по результатам проведения которых выявлены нарушения (в области охраны водных объектов), от общего количества проведенных плановых рейдовых осмотров водоохранных зон - 62 процента;вовлеченность населения Челябинской области в природоохранную деятельность - по факту;качество окружающей среды - 108,33 процента;доля ООПТ регионального значения, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, в общем количестве ООПТ регионального значения - 100 процентов;доля граждан, проживающих на территории Челябинской области, обеспеченных информацией о качестве атмосферного воздуха на территории проживания (муниципальные образования) посредством единой информационной системы Территориального информационно-аналитического центра сбора и обработки данных с постов государственной, территориальной и локальных систем наблюдений, - 51 процент;доля контейнерных площадок, контроль вывоза ТКО с которых обеспечен с использованием систем спутниковой навигации, в общем количестве контейнерных площадок - 30 процентов;количество полигонов, оснащенных автоматизированной системой наблюдения, - 3 единицы;доля водных объектов, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, в общем количестве водных объектов, по которым организованы региональные наблюдения, - 72,6 процента;сокращение трудоемкости процесса по установлению незарегистрированных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, до 14 дней;доля заявителей (юридических лиц, муниципальных образований), использующих электронные сервисы для подачи заявок на получение трансфертов из областного бюджета, в общем количестве заявителей, - 43 процента;количество видов сведений, предоставляемых в режиме онлайн органами государственной власти в рамках межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнении функций, в том числе коммерческим организациям в соответствии с законодательством, - 5 единиц
---------------------------
* примечание утратило силу с 10 июля 2020 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 8 июля 2020 г. N 313-П
* Показатель предусмотрен Программой цифровой трансформации Челябинской области, утвержденной Губернатором Челябинской области 24 декабря 2021 года.

Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы

1. Чистый воздух, чистая вода, чистая земля - стратегические приоритеты направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Челябинской области, определенные Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года".
Выбор приоритетов государственной программы определен:
Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 2423-р;
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года";
Территориальной схемой обращения с отходами Челябинской области, утвержденной приказом Минэкологии от 24.12.2018 г. N 1562 "Об утверждении территориальной схемы обращения в области обращения с отходами Челябинской области и признании утратившими силу приказов Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 г. N 844, от 18.06.2018 г. N 741" (далее именуется - ТСО);
Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.02.2008 г. N 34-П "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2025 года" (далее именуется - схема развития и размещения ООПТ);
Схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Челябинской области, утвержденной постановлением Губернатора Челябинской области от 27.12.2018 г. N 314 "О схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Челябинской области" (далее именуется - схема охотугодий);
Концепцией по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2013 г. N 23-П "О Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года".
2. Предотвращение дальнейшего загрязнения и уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населенных пунктах отнесено Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" к основным задачам в сфере обеспечения экологической безопасности.
В Челябинской области основной вклад в объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносит деятельность промышленных предприятий металлургического производства и предприятий по производству энергии.
Общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Челябинской области в 2018 году составило 830,9 тыс. тонн.
Общее количество выбросов от стационарных источников по Челябинской области в 2018 году составило 486,486 тыс. тонн. За последние десять лет наблюдается устойчивое снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
На Челябинск приходится 27,9 процента всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Челябинской области, на Магнитогорск - 41,7 процента.
Вклад автотранспорта в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2018 году составил 344,5 тыс. тонн. Доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в общей массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеет тенденцию к росту за последние 5 лет.
Несмотря на сокращение общего объема выбросов, на отсутствие предприятий со сверхнормативными выбросами, уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных городах Челябинской области по-прежнему остается высоким: в 2018 году в число городов, имеющих высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7), вошли Магнитогорск и Златоуст.
В декабре 2016 года Губернатором Челябинской области на заседании Государственного совета Российской Федерации на тему "Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений" предложено изменить подход к управлению качеством атмосферного воздуха на основе ведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Указанное предложение было поддержано Президентом Российской Федерации и нашло отражение в поручениях Правительству Российской Федерации по итогам заседания: внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие разработку и утверждение порядка выполнения сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха и их применения при нормировании выбросов загрязняющих веществ, включая использование системы квотирования таких выбросов.