Действующий
21.6 Структурные подразделения по сертификации, по управлению качеством и по управлению безопасностью полетов в организации Разработчика
Разработчик должен иметь в своей организации структурные подразделения по сертификации, управлению качеством и управлению безопасностью полетов, находящиеся в непосредственном подчинении у руководителя Разработчика.
(a) Подразделение по сертификации координирует деятельность других подразделений, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках AT, осуществляет контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных Правилами, а также контролирует результаты сертификационных работ, участвует в разработке доказательной и эксплуатационной документации, согласовывает доказательную и эксплуатационную документацию, направляемую в Авиарегистр, Уполномоченный орган.
(b) Структурное подразделение по управлению безопасностью полетов проводит анализ рисков, координирует деятельность других подразделений по выявлению факторов опасности и анализу связанных с ними рисков для безопасности авиационной деятельности, относящейся к разработке, изготовлению, эксплуатации, техническому обслуживанию воздушных судов Разработчика или непосредственно обеспечивающей такую деятельность, и организовывает процесс приведения рисков к приемлемому уровню и его контроль.
(с) структурное подразделение по управлению качеством осуществляет контроль структурных подразделений Разработчика и проверки внешних организаций согласно установленным процедурам системы контроля качества Разработчика.
21.7 Ведущие летчики-испытатели
(a) Заявитель и Сертификационные центры направляют в Уполномоченный орган представления на ведущих летчиков-испытателей для участия в проведении сертификационных летных испытаний, содержащие информацию о квалификации и опыте летно-испытательной работы.
(b) Уполномоченный орган принимает решение об утверждении или об отклонении каждой из представленных кандидатур ведущих летчиков-испытателей.
21.8 Эксплуатационная документация
(a) Эксплуатационная документация является неотъемлемой частью типовой конструкции AT.
(b) Эксплуатационная документация оформляется и утверждается Разработчиком:
(1) Руководство по технической эксплуатации - раздел "Ограничения лётной годности";
(2) Исходные требования по плановому техническому обслуживанию;
(3) Руководство по ремонту конструкции планера;
(4) Летное руководство и (или) Руководство по летной эксплуатации;
(5) Руководство по загрузке и центровке;
(6) Типовой минимальный перечень оборудования.
21.9 Условия проведения сертификационных испытаний AT
(a) До начала сертификационных (квалификационных) испытаний Разработчик направляет в Авиарегистр и Уполномоченный орган уведомление о соответствие каждого экземпляра AT, предназначенного для проведения сертификационных (квалификационных) испытаний конструкторской документации, согласованного с Независимой инспекцией в организации Разработчика.
(b) Для установления типовой конструкции в документах, оформляемых по результатам сертификационных работ, указывается конфигурация каждого экземпляра AT, для которых получены результаты сертификационных работ и сделаны выводы о соответствии требованиям Сертификационного базиса.
(c) Конфигурация экземпляра AT представляет собой структурированную совокупность свойств (конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик) экземпляра AT, представленную в документах, определяющих конструкцию экземпляра AT с учётом особенностей его исполнения, включающую заводские номера компонентов с указанием версий программного обеспечения (если применимо). Виды документов, данных и объем сведений о конфигурации AT определяются в Программе сертификационных работ.
21.10 Директивы летной годности
(a) Документ, изданный Уполномоченным органом, который предписывает выполнение действий по восстановлению достаточного уровня безопасности полетов на изделие в том случае, если Разработчиком, Изготовителем, Эксплуатантом изделия выявлено, что уровень безопасности полетов указанного изделия в ином случае оказывается под угрозой (далее - Директива летной годности), свидетельствующее о том, что уровень безопасности полетов указанного изделия в ином случае оказывается под угрозой.
(b) Уполномоченный орган издает Директиву летной годности, если он по результатам анализа представленной информации установил, что существует угроза безопасности полетов изделия и указанная угроза безопасности полетов существует или может проявиться на других изделиях.
(c) Для издания Директивы летной годности Уполномоченным органом в целях устранения угрозы безопасности полетов Заявитель, имеющий Одобрительный документ (далее - Держатель Одобрительного документа) направляет для утверждения в Уполномоченный орган предложения по корректирующим мероприятиям и обоснование указанных предложений;
(d) Уполномоченный орган с учетом предложений, указанных в
подпункте (с) настоящего пункта Правил утверждает Директиву летной годности. Уполномоченный орган предоставляет Разработчику, Изготовителю, всем эксплуатантам или владельцам AT и по запросу любому лицу, которое имеет отношение к выполнению работ по Директиве летной годности, Директиву летной годности.
(e) Директива летной годности содержит следующую информацию:
(1) описание угрозы безопасности полётов;
(2) применимость (идентификацию изделий);
(3) описание корректирующих мероприятий, порядок их выполнения, сроки реализации;
(4) дату вступления в силу Директивы лётной годности.
(f) Директива летной годности помимо информации, указанной в
подпункте (е) настоящего пункта Правил может содержать иную информацию, которая по решению Уполномоченного органа может способствовать повышению уровня безопасности полетов.
Раздел В - Сертификация авиационной техники
Сертификаты типа
21.11 Типовая конструкция
(а) Типовая конструкция AT представляет собой конструкцию изделия, одобренную в соответствии с процедурами Правил и удостоверенную Сертификатом типа или удостоверенная аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского ВС, выданного до 1 января 1967 года
Типовую конструкцию AT определяет конструкторская (в том числе эксплуатационная) документация, необходимая для определения состава и характеристик данного типа AT для целей оценки лётной годности любого выпущенного экземпляра AT данного типа. Сведения, используемые при проверке соответствия серийно выпускаемой авиационной техники её типовой конструкции, включаются в документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметрах и характеристиках изготавливаемого экземпляра AT, которые подлежат контролю и оценке при изготовлении и приемке экземпляра в качестве готовой продукции (далее - технические условия на AT). Типовая конструкция беспилотного ВС рассматривается только совместно с оборудованием управления и контроля БАС, включая линии контроля и управления, представляя собой в совокупности типовую конструкцию беспилотной авиационной системы. Оборудование БАС должно соответствовать эксплуатационным требованиям к оборудованию, необходимому для производства полетов в соответствующем классе воздушного пространства, и правилам полётов.
(b) Заявитель (Держатель Сертификата типа) должен поддерживать в актуальном состоянии комплект конструкторской и эксплуатационной документации, определяющей типовую конструкцию AT, на которую выдан Сертификат типа, и учтены любые изменения типовой конструкции AT (далее - модификации). Контроль за ведением указанной документации осуществляется Независимой инспекцией.
Заявитель получает Сертификат типа, если выполнены процедуры, установленные Правилами и определена типовая конструкция изделия и продемонстрировано ее соответствие требованиям Сертификационного базиса.
21.12А Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории
(a) Сертификат типа ограниченной категории выдается, если ВС используется для выполнения следующих видов работ:
авиационно-химические работы;
строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы;
работы с целью оказания медицинской помощи;
лётные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации и иные виды работ по согласованию с Уполномоченным органом.
(b) Сертификат типа ВС ограниченной категории выдается, если Заявитель продемонстрировал соответствие ВС требованиям к летной годности и охране окружающей среды, распространенным на данный тип воздушного судна и учитывающим особенности его конструкции и характеристик, связанные со спецификой его применения и особенностями условий эксплуатации.
(c) По обращению Заявителя сертификация компонентов I класса проводится в составе ВС или БАС сертифицируемого для получения Сертификата типа ограниченной категории.
21.12В Сертификат типа изделия государственной авиации, используемого в гражданской авиации