(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57522-2017 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- обеспечение результативности деятельности организации на основе организации мониторинга процессов, анализа ИСМ качества и БП и ее постоянного улучшения;
- выявление рисков и возможностей достижения стратегических целей организации;
- обеспечение процессов и проектов по созданию новой продукции/услуги соответствующими человеческими и иными ресурсами;
- мотивация всех участников системы менеджмента к принятию на себя ответственности, к соответствию требованиям и к постоянному улучшению;
- разработка и обеспечение функционирования механизмов постоянного улучшения системы (например, в соответствии с циклом PDCA);
- разработка и обеспечение функционирования механизмов разрешения противоречий и конфликтов между участниками системы.
5.3.3 Полномочия владельца системы менеджмента:
- внесение изменений в данную ролевую модель применительно к организации;
- управление персоналом, выполняющим роли в соответствии сданной моделью;
- получение своевременной и достоверной информации о ходе процессов (мониторинг), установление целей для процессов по эффективности и производственным возможностям;
- утверждение планов проектов и представляемых руководителями проектов результатов их выполнения (в т.ч. промежуточных).
5.4 Ответственность и полномочия владельца процесса
5.4.1 Владельцу ИСМ качества и БП следует обеспечивать скоординированную работу владельцев процессов, определенных в ИСМ качества и БП для совместного создания ценности для потребителя.
5.4.2 Владельцам процессов в отношениях между собой следует действовать в рамках ролевой модели "поставщик - потребитель".
Примечание - Ролевая модель "поставщик - потребитель" является симметричной, т.е. каждый владелец процесса одновременно является и потребителем для других процессов (или внешних поставщиков), и поставщиком для других процессов (или внешних потребителей).
5.4.3 Ответственность владельца процесса включает в себя:
- обеспечение соответствия всех выходов процесса требованиям внешних и внутренних потребителей: качество продукции или услуг, соблюдение сроков поставки согласованного с потребителем количества продукции или объема услуг, предоставление необходимой информации и т.п.;
- управление процессом в целях достижения удовлетворенности потребителей и поддержания на установленном уровне производственных возможностей (по показателям производительности труда, длительности цикла, производственных затрат и т.п.);
- организация выполнения процесса в полном соответствии с технологической документацией, инструкциями и стандартами;
- внесение изменений в процесс для обеспечения возможности производства новых продуктов (или оказания услуг) в соответствии с утвержденными графиками проектов по созданию новой продукции/услуги и проектной документацией;
- инициирование корректирующих действий в случае снижения целевых значений показателей выходов процесса ниже приемлемого уровня.
Владелец процесса обязан принять меры для защиты потребителей от поставки несоответствующей продукции или услуг, нарушения временных и стоимостных характеристик. В случае если выявленная корневая причина несоответствий находится внутри данного процесса, она устраняется путем выполнения корректирующих действий владельцем процесса.
5.4.4 Полномочия владельца процесса:
- выставлять требования к выходам других процессов или продукции/услуг внешних поставщиков (по качеству, количеству, срокам поставки, упаковке, транспортировке, сопутствующей информации и т.п.);
- решать вопросы взаимодействия с поставщиками и потребителями путем прямого диалога, а при невозможности достичь приемлемого решения обращаться к владельцу системы;
- изменять процесс для достижения поставленных перед ним целей. Изменения могут затрагивать оборудование, оснастку, персонал, рабочие инструкции, движение материальных и информационных потоков и т.п. Данные изменения необходимо предварительно согласовывать с руководителем проекта и/или владельцем системы и документировать в соответствии с установленными требованиями;
- останавливать выполнение процесса в случае снижения целевых значений показателей выходов (продукции или услуг) ниже приемлемого уровня либо в случае, когда риск недостижения целевых значений показателей становится неприемлемо высок.
5.5 Ответственность и полномочия владельца ресурса
5.5.1 Владелец ресурса предоставляет владельцам основных процессов создания ценности ресурсы, необходимые для функционирования данных процессов.
5.5.2 Владелец ресурса действует аналогично владельцу процесса (5.4) со следующим важным отличием: предоставленный владельцу процесса ресурс через некоторое время возвращается под управление владельца ресурса (либо остается под его управлением постоянно). Это требует особого отношения к ресурсу с целью сохранять его готовность (работоспособность) в течение установленного или неограниченного срока службы. Владелец процесса является для владельца ресурса не только потребителем, но и поставщиком данного ресурса после его использования.
5.5.3 Ответственность и полномочия владельца ресурса по остальным позициям совпадают с ответственностью и полномочиями владельца процесса.
5.6 Ответственность и полномочия владельца заказа
5.6.1 Владелец заказа осуществляет коммуникацию между потребителем и внутренней средой организации: представляет интересы потребителя во взаимоотношениях с владельцами процессов и интересы организации при взаимоотношениях с потребителем.
5.6.2 Управление заказами в организации может быть построено как процесс (при большом потоке однотипных заказов) или как совокупность проектов, каждый из которых создается для выполнения отдельного заказа. В отдельных ситуациях (для выполнения заказа требуется осуществить разработку нового продукта/новой услуги или модификацию существующего) роли владельца заказа и руководителя проекта могут быть совмещены по решению владельца системы.
5.6.3 Ответственность владельца заказа:
- определение потребителя (цепочки потребителей) товара или услуги, списка требований к заказываемой продукции или услуге для каждого из потребителей (по качеству, срокам поставки, стоимостным характеристикам), при возможности фиксирование его в контракте с заказчиком. Выявление потребителей и их требований следует проводить совместно с заказчиком;
- перевод требований потребителей в требования к продукции или услугам в формате технического задания или ином понятном для владельцев процессов виде;
- согласование с потребителем процедуры приемки продукции или услуг, осуществление приемки продукции или услуг, передача продукции или услуг заказчику, осуществление расчетов;
- взаимодействие с заказчиком для информирования его о ходе исполнения заказа и о всех прогнозируемых задержках. Получение одобрения заказчика в случае невозможности или нецелесообразности выполнения заказа в первоначальном виде;
- взаимодействие с владельцами процессов по вопросам исполнения заказа. В случае изменения требований заказчика - своевременное и полное информирование владельцев процессов. При необходимости изменение заказа должно сопровождаться заключением о технической и коммерческой возможности реализации изменения.
Примечание - Перечень потребителей обычно достаточно обширен и практически никогда не ограничивается заказчиком.
5.6.4 Полномочия владельца заказа:
- привлечение экспертов для оценки возможности и целесообразности заключения контракта или внесения изменений;
- установление от имени внешнего потребителя требований для владельцев процессов;
- получение своевременной и полной информации о ходе выполнения заказа от владельцев процессов для предоставления заказчику;
- отказ от приемки продукции или услуг в случае несоответствия качества требованиям, возврат на доработку в процессы создания ценности;
- инициирование изменения в системе и в процессах, вызванные изменяющимися требованиями заказчиков.
Примечание - Экспертами могут выступать в т.ч. и владельцы процессов.
5.7 Ответственность и полномочия руководителя проекта
5.7.1 Руководитель проекта создает новую продукцию/услугу, объединяя и используя для этого все возможности организации. При отсутствии внешнего заказчика (разработка выполняется по инициативе организации) руководитель проекта должен взять на себя и роль заказчика при определении требований потребителей.