(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57522-2017 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- руководители проектов.
5.2 На этапе планирования выпуска продукции или осуществления услуг интеграция СМК и СМБП осуществляется через межфункциональное взаимодействие на всех этапах создания продукции/услуг. Примером организации взаимодействия является создание межфункциональной команды, в которую входят руководители и/или специалисты по БП, службы качества, конструкторско-технологических и производственных подразделений, а также службы закупок, маркетинга и др.
Задачей данной команды является поиск и выбор решений по оптимальным значениям интегрированной системы показателей, характеризующих выходной поток продукции и обеспечивающих достижение целей по бизнесу организации и удовлетворенность потребителей.
5.3 Ответственность и полномочия владельца интегрированной системы менеджмента
5.3.1 Владельцу системы менеджмента следует принимать ответственность за результативность и эффективность ИСМ качества и БП организации. Основной задачей владельца системы менеджмента являются построение и поддержание системы, позволяющей достигать стратегических целей организации.
Владельцу системы следует обеспечивать создание наиболее благоприятных условий для выполнения работниками организации взятых на себя ролей, не управляя лично процессами создания ценности.
5.3.2 Ответственность владельца системы менеджмента:
- распределение ролей среди должностных лиц организации, обеспечение функционирования ролей в соответствии с данной моделью;
- обеспечение результативности деятельности организации на основе организации мониторинга процессов, анализа ИСМ качества и БП и ее постоянного улучшения;
- выявление рисков и возможностей достижения стратегических целей организации;
- обеспечение процессов и проектов по созданию новой продукции/услуги соответствующими человеческими и иными ресурсами;
- мотивация всех участников системы менеджмента к принятию на себя ответственности, к соответствию требованиям и к постоянному улучшению;
- разработка и обеспечение функционирования механизмов постоянного улучшения системы (например, в соответствии с циклом PDCA);
- разработка и обеспечение функционирования механизмов разрешения противоречий и конфликтов между участниками системы.
5.3.3 Полномочия владельца системы менеджмента:
- внесение изменений в данную ролевую модель применительно к организации;
- управление персоналом, выполняющим роли в соответствии сданной моделью;
- получение своевременной и достоверной информации о ходе процессов (мониторинг), установление целей для процессов по эффективности и производственным возможностям;
- утверждение планов проектов и представляемых руководителями проектов результатов их выполнения (в т.ч. промежуточных).
5.4 Ответственность и полномочия владельца процесса
5.4.1 Владельцу ИСМ качества и БП следует обеспечивать скоординированную работу владельцев процессов, определенных в ИСМ качества и БП для совместного создания ценности для потребителя.
5.4.2 Владельцам процессов в отношениях между собой следует действовать в рамках ролевой модели "поставщик - потребитель".
Примечание - Ролевая модель "поставщик - потребитель" является симметричной, т.е. каждый владелец процесса одновременно является и потребителем для других процессов (или внешних поставщиков), и поставщиком для других процессов (или внешних потребителей).
5.4.3 Ответственность владельца процесса включает в себя:
- обеспечение соответствия всех выходов процесса требованиям внешних и внутренних потребителей: качество продукции или услуг, соблюдение сроков поставки согласованного с потребителем количества продукции или объема услуг, предоставление необходимой информации и т.п.;
- управление процессом в целях достижения удовлетворенности потребителей и поддержания на установленном уровне производственных возможностей (по показателям производительности труда, длительности цикла, производственных затрат и т.п.);
- организация выполнения процесса в полном соответствии с технологической документацией, инструкциями и стандартами;
- внесение изменений в процесс для обеспечения возможности производства новых продуктов (или оказания услуг) в соответствии с утвержденными графиками проектов по созданию новой продукции/услуги и проектной документацией;
- инициирование корректирующих действий в случае снижения целевых значений показателей выходов процесса ниже приемлемого уровня.
Владелец процесса обязан принять меры для защиты потребителей от поставки несоответствующей продукции или услуг, нарушения временных и стоимостных характеристик. В случае если выявленная корневая причина несоответствий находится внутри данного процесса, она устраняется путем выполнения корректирующих действий владельцем процесса.
5.4.4 Полномочия владельца процесса:
- выставлять требования к выходам других процессов или продукции/услуг внешних поставщиков (по качеству, количеству, срокам поставки, упаковке, транспортировке, сопутствующей информации и т.п.);
- решать вопросы взаимодействия с поставщиками и потребителями путем прямого диалога, а при невозможности достичь приемлемого решения обращаться к владельцу системы;
- изменять процесс для достижения поставленных перед ним целей. Изменения могут затрагивать оборудование, оснастку, персонал, рабочие инструкции, движение материальных и информационных потоков и т.п. Данные изменения необходимо предварительно согласовывать с руководителем проекта и/или владельцем системы и документировать в соответствии с установленными требованиями;
- останавливать выполнение процесса в случае снижения целевых значений показателей выходов (продукции или услуг) ниже приемлемого уровня либо в случае, когда риск недостижения целевых значений показателей становится неприемлемо высок.
5.5 Ответственность и полномочия владельца ресурса
5.5.1 Владелец ресурса предоставляет владельцам основных процессов создания ценности ресурсы, необходимые для функционирования данных процессов.
5.5.2 Владелец ресурса действует аналогично владельцу процесса (5.4) со следующим важным отличием: предоставленный владельцу процесса ресурс через некоторое время возвращается под управление владельца ресурса (либо остается под его управлением постоянно). Это требует особого отношения к ресурсу с целью сохранять его готовность (работоспособность) в течение установленного или неограниченного срока службы. Владелец процесса является для владельца ресурса не только потребителем, но и поставщиком данного ресурса после его использования.
5.5.3 Ответственность и полномочия владельца ресурса по остальным позициям совпадают с ответственностью и полномочиями владельца процесса.
5.6 Ответственность и полномочия владельца заказа
5.6.1 Владелец заказа осуществляет коммуникацию между потребителем и внутренней средой организации: представляет интересы потребителя во взаимоотношениях с владельцами процессов и интересы организации при взаимоотношениях с потребителем.
5.6.2 Управление заказами в организации может быть построено как процесс (при большом потоке однотипных заказов) или как совокупность проектов, каждый из которых создается для выполнения отдельного заказа. В отдельных ситуациях (для выполнения заказа требуется осуществить разработку нового продукта/новой услуги или модификацию существующего) роли владельца заказа и руководителя проекта могут быть совмещены по решению владельца системы.
5.6.3 Ответственность владельца заказа:
- определение потребителя (цепочки потребителей) товара или услуги, списка требований к заказываемой продукции или услуге для каждого из потребителей (по качеству, срокам поставки, стоимостным характеристикам), при возможности фиксирование его в контракте с заказчиком. Выявление потребителей и их требований следует проводить совместно с заказчиком;
- перевод требований потребителей в требования к продукции или услугам в формате технического задания или ином понятном для владельцев процессов виде;
- согласование с потребителем процедуры приемки продукции или услуг, осуществление приемки продукции или услуг, передача продукции или услуг заказчику, осуществление расчетов;
- взаимодействие с заказчиком для информирования его о ходе исполнения заказа и о всех прогнозируемых задержках. Получение одобрения заказчика в случае невозможности или нецелесообразности выполнения заказа в первоначальном виде;
- взаимодействие с владельцами процессов по вопросам исполнения заказа. В случае изменения требований заказчика - своевременное и полное информирование владельцев процессов. При необходимости изменение заказа должно сопровождаться заключением о технической и коммерческой возможности реализации изменения.
Примечание - Перечень потребителей обычно достаточно обширен и практически никогда не ограничивается заказчиком.
5.6.4 Полномочия владельца заказа: