(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57522-2017 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

4.2 Взаимосвязь системы менеджмента качества и системы менеджмента бережливого производства организации

4.2.1 Применение методов и инструментов менеджмента качества (APQP, SPC, FMEA, РРАР, MSA и др.) [6], [7], [8], [9], [10] направлено на определение и обеспечение установленных характеристик качества продукции и услуг для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, а также на постоянное снижение уровня несоответствий и рисков их возникновения, чтобы действия с несоответствующей продукцией не останавливали и не замедляли процессы, составляющие поток создания ценности (см. рисунок 1).
1889 × 707 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 1 - Применение менеджмента качества при производстве продукции/оказании услуг
4.2.2 Применение методов и инструментов БП (ГОСТ Р 56407) направлено на повышение эффективности процессов, составляющих поток создания ценности (например, на их синхронизацию, сокращение времени и стоимости), и обеспечение их соответствия уровню спроса (ГОСТ Р 56906 - ГОСТ Р 56908). Применение подходов БП позволяет улучшать временные и стоимостные характеристики процессов, составляющих поток создания ценности, и повышает эффективность деятельности:
- сокращает время производственного цикла;
- выявляет и устраняет действия, не добавляющие ценность для потребителя;
- повышает производительность труда;
- оптимизирует запасы и т.д. (см. рисунок 2).
1897 × 683 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 2 - Применение БП при производстве продукции/оказании услуг
4.2.3 Интеграция СМК и СМБП осуществляется через установление взаимосвязи систем на двух уровнях:
- на бизнес-уровне через стратегический менеджмент;
- на уровне системы менеджмента через создание единой системы управления характеристиками ПСЦ.
На бизнес-уровне задачи по интеграции заключаются в разработке целей бизнеса и выработке решений для их достижения, касающихся вопросов:
- целевых сегментов рынка потребителей;
- линейки продукции или услуг, которые организация собирается осуществлять;
- ценовых категорий продукции и услуг, которые организация осуществляет или собирается осуществлять;
- целевые характеристики объемов продаж, потока прибыли, доли рынка и т.п.
Данные вопросы послужат в дальнейшем основой для постановки общих целей организации в области качества и БП.
На уровне системы менеджмента интеграция СМК и СМБП осуществляется через создание единой системы управления выходными характеристиками ПСЦ, обеспечивающей планирование, реализацию, контроль и улучшение ПСЦ (продукции и/или услуг) с необходимыми характеристиками качества, стоимости и времени потока продукции в соответствии с требованиями потребителей и других заинтересованных сторон организации (см. рисунок 3).
1937 × 1255 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 3 - Модель интеграции СМК и СМБП для управления потоком создания ценности
4.2.4 Итогом деятельности ИСМ организации является обеспечение выходного потока продукции потребителям, который характеризуется тремя основными параметрами - качество, стоимость, время поставки. Совокупное применение подходов менеджмента качества и БП позволяет разработать в рамках организации полную группу показателей, характеризующих выходной поток продукции, и осуществлять интегрированное управление им как в интересах потребителя, так и в интересах других заинтересованных сторон (например, собственники/акционеры, менеджмент, персонал и т.д.). Пример интегрированной системы показателей (с включением показателей безопасности, эффективности процессов и мотивации работников) представлен в приложении Б.
Объектом управления ИСМ качества и БП является система взаимосвязанных процессов. Высшему руководству организации необходимо определить ответственность и полномочия в рамках этой системы за выполнение необходимых характеристик к потоку создания ценности, а именно за качество продукции, скорость потока, себестоимость продукции и т.д.
Примечания
1 В интегрированных структурах (например, корпорациях) управление следует осуществлять через установление корпоративных требований к системам менеджмента организаций, входящих в нее (включая требования к показателям).
2 Контроль выполнения установленных требований по качеству, стоимости и времени поставки на корпоративном уровне может осуществляться через процесс внутренней оценки (или аудита) или сертификации СМК и СМБП независимой стороной.

5 Распределение ответственности и полномочий в интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства

5.1 Распределение ответственности и полномочий в ИСМ качества и БП следует осуществлять в соответствии с моделью, основанной на применении процессного подхода. В рамках этой модели можно выделить следующие роли:
- владелец ИСМ (например, генеральный директор);
- владельцы процессов (например, начальники цехов или директор по производству);
- владелец ресурса (например, главный инженер, заведующий складом);
- владелец заказа (например, директор по маркетингу);
- руководители проектов.
5.2 На этапе планирования выпуска продукции или осуществления услуг интеграция СМК и СМБП осуществляется через межфункциональное взаимодействие на всех этапах создания продукции/услуг. Примером организации взаимодействия является создание межфункциональной команды, в которую входят руководители и/или специалисты по БП, службы качества, конструкторско-технологических и производственных подразделений, а также службы закупок, маркетинга и др.
Задачей данной команды является поиск и выбор решений по оптимальным значениям интегрированной системы показателей, характеризующих выходной поток продукции и обеспечивающих достижение целей по бизнесу организации и удовлетворенность потребителей.
5.3 Ответственность и полномочия владельца интегрированной системы менеджмента
5.3.1 Владельцу системы менеджмента следует принимать ответственность за результативность и эффективность ИСМ качества и БП организации. Основной задачей владельца системы менеджмента являются построение и поддержание системы, позволяющей достигать стратегических целей организации.
Владельцу системы следует обеспечивать создание наиболее благоприятных условий для выполнения работниками организации взятых на себя ролей, не управляя лично процессами создания ценности.
5.3.2 Ответственность владельца системы менеджмента:
- распределение ролей среди должностных лиц организации, обеспечение функционирования ролей в соответствии с данной моделью;
- обеспечение результативности деятельности организации на основе организации мониторинга процессов, анализа ИСМ качества и БП и ее постоянного улучшения;
- выявление рисков и возможностей достижения стратегических целей организации;
- обеспечение процессов и проектов по созданию новой продукции/услуги соответствующими человеческими и иными ресурсами;
- мотивация всех участников системы менеджмента к принятию на себя ответственности, к соответствию требованиям и к постоянному улучшению;
- разработка и обеспечение функционирования механизмов постоянного улучшения системы (например, в соответствии с циклом PDCA);