Действующий
4.1 Основные цели, принципы и преимущества интеграции систем менеджмента качества и бережливого производства
Настоящий стандарт рассматривает вопросы интеграции СМК и СМБП в единую интегрированную систему менеджмента (ИСМ) организации. Интеграцию с другими системами менеджмента (например, экологического менеджмента, менеджмента охраны труда и безопасности, энергетического менеджмента) организация может рассматривать самостоятельно [2] (ГОСТ Р 53893, ГОСТ Р 55269, ГОСТ 55272).
- повышение качества при одновременном повышении производительности труда и снижении себестоимости продукции или услуг в результате создания интегрированного подхода к управлению характеристиками потока производимой продукции или оказываемых услуг;
- создание единого контура управления СМК и СМБП, включая целеполагание, планирование, контроль, действия по улучшениям;
- снижение уровня конфликтности, связанной с распределением ответственности и полномочий в СМК и СМБП, исключение дублирования процессов, документации и соответствующих функций в СМК и СМБП, что влечет снижение затрат на функционирование систем.
- качество (включая безопасность продукции), стоимость и время поставки - основные параметры, формирующие удовлетворенность потребителя и определяющие в итоге эффективность бизнеса. Определение, управление этими параметрами и обеспечение на выходе потока создания ценности их соответствия значениям, наиболее полно удовлетворяющим потребителей и другие заинтересованные стороны, являются основой интегрированной деятельности СМК и СМБП;
- единые требования организации к ИСМ качества и БП, включая общие элементы для интеграции (см. приложение А) и элементы, являющиеся специализированными в области качества или БП.
способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требованиям потребителя и других заинтересованных сторон;
создание возможностей для повышения эффективности бизнеса путем удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон;
снижение уровня рисков организации в целом за счет устранения конфликта интересов и дублирования функций, документации, процессов, за счет оптимального распределения ресурсов и единого подхода к управлению процессами и характеристиками потока производимой продукции или оказываемых услуг.
4.2 Взаимосвязь системы менеджмента качества и системы менеджмента бережливого производства организации
4.2.1 Применение методов и инструментов менеджмента качества (APQP, SPC, FMEA, РРАР, MSA и др.) [6], [7], [8], [9], [10] направлено на определение и обеспечение установленных характеристик качества продукции и услуг для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, а также на постоянное снижение уровня несоответствий и рисков их возникновения, чтобы действия с несоответствующей продукцией не останавливали и не замедляли процессы, составляющие поток создания ценности (см.
На бизнес-уровне задачи по интеграции заключаются в разработке целей бизнеса и выработке решений для их достижения, касающихся вопросов:
- ценовых категорий продукции и услуг, которые организация осуществляет или собирается осуществлять;
Данные вопросы послужат в дальнейшем основой для постановки общих целей организации в области качества и БП.
На уровне системы менеджмента интеграция СМК и СМБП осуществляется через создание единой системы управления выходными характеристиками ПСЦ, обеспечивающей планирование, реализацию, контроль и улучшение ПСЦ (продукции и/или услуг) с необходимыми характеристиками качества, стоимости и времени потока продукции в соответствии с требованиями потребителей и других заинтересованных сторон организации (см. рисунок 3).
4.2.4 Итогом деятельности ИСМ организации является обеспечение выходного потока продукции потребителям, который характеризуется тремя основными параметрами - качество, стоимость, время поставки. Совокупное применение подходов менеджмента качества и БП позволяет разработать в рамках организации полную группу показателей, характеризующих выходной поток продукции, и осуществлять интегрированное управление им как в интересах потребителя, так и в интересах других заинтересованных сторон (например, собственники/акционеры, менеджмент, персонал и т.д.). Пример интегрированной системы показателей (с включением показателей безопасности, эффективности процессов и мотивации работников) представлен в
Объектом управления ИСМ качества и БП является система взаимосвязанных процессов. Высшему руководству организации необходимо определить ответственность и полномочия в рамках этой системы за выполнение необходимых характеристик к потоку создания ценности, а именно за качество продукции, скорость потока, себестоимость продукции и т.д.