(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 11156-2020 "Упаковка. Доступные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.2.5.1 Легкость раздельного сбора
Упаковка должна быть сконструирована из такого материала и маркирована таким образом, чтобы потребитель мог легко отсортировать ее для утилизации.
4.2.5.2 Легкость утилизации
Конструкция упаковки должна быть такой, чтобы пользователи могли определять, понимать и иметь возможность просто и безопасно утилизировать порожнюю упаковку в соответствии с различными вариантами завершения срока службы.
Примеры - Картонные коробки, которые можно легко сложить, тюбики, которые легко смять, или бутылки из полимерных материалов, которые можно легко сплющить.
4.2.5.3 Безопасность
Конструкция упаковки должна обеспечивать безопасность и предотвращать возможную опасность во время и после сортировки и утилизации.

4.3 Оценка доступности конструкции для упаковывания

4.3.1 Принципы оценки
4.3.1.1 Стадии упаковывания
Оценку доступности упаковок проводят с учетом всех стадий жизненного цикла упаковки, включая производство, транспортирование и хранение, применение и утилизацию.
4.3.1.2 Условия применения и человеческие способности
Оценка доступности проводится с учетом условий использования и способностей человека (чувственного восприятия, физических, умственных и аллергических реакций).
Примечание - Применительно к настоящему стандарту условия использования включают физические и социальные условия, в которых используется упаковка (например, магазин, дом и т.д.).
4.3.2 Методология оценки
Оценку с помощью приборов и оценку непосредственно потребителями следует проводить одновременно, так как они дополняют друг друга.
При инструментальной оценке используют измерительные приборы для получения количественных данных, таких как сила и крутящий момент при физических испытаниях.
Оценка непосредственно потребителями основывается на методах с участием людей, использующих измерительные инструменты или без них. Эта оценка обеспечивает представление о том, как доступность упаковки определяется пользователями с учетом их чувственного, физического и умственного восприятия.

5 Особенности упаковывания вредных веществ

5.1 Маркировка

5.1.1 Предупреждение о неправильном использовании
Упаковка продукции, которая может представлять опасность из-за возможного неправильного использования или случайного приема внутрь содержимого, должна иметь на самом видном месте маркировку, предупреждающую об опасности. Такую предупредительную маркировку также следует наносить в альтернативных форматах.
Примеры
1 Упаковка, содержащая чистящее средство с хлором, на которой указано, что смешивание ее содержимого с чистящим средством с кислотой приводит к образованию опасного газообразного хлора, и на которой содержится предупреждение не смешивать два реагента.
2 Методы маркировки с применением тактильных знаков на упаковке установлены в ISO 11683 [7].
5.1.2 Потенциально опасное содержимое
На упаковке продукции, которая может представлять опасность, должно быть четкое указание на содержание в ней опасных веществ. Такая информация об опасных веществах должна быть также представлена в альтернативных форматах.
Примеры
1 Маркировка алкогольных напитков.
2 Маркировка веществ, содержащих аллерген.
3 Методы маркировки с применением тактильных знаков на упаковке установлены в ISO 11683 [7].

5.2 Конструкция упаковки, позволяющая избежать опасности и повреждения

Упаковка должна иметь такую конструкцию, которая позволяет избежать опасностей и повреждения содержимого и свести к минимуму ошибки из-за нарушения правил эксплуатации.
Пример - Конструкция упаковки, на которой всем пользователям отчетливо видны способы ее использования.
Приложение А
(рекомендуемое)

Стандарты на упаковку доступной конструкции

Настоящий стандарт соответствует Руководству 71 ISO/IEC и Техническому отчету ISO/TR 22411 [3]. В соответствии с Руководством 71 ISO/IEC настоящий стандарт содержит последовательность факторов, указанных ниже, обеспечивающих доступность упакованной продукции.
Обоснование специальных конструкций упаковки будет дано в конкретных дополнительных стандартах на физические характеристики (форму, конструкцию и их влияние на доступность продукции), а также информативность упаковки (содержание информации и способ, которым она обеспечивает доступность продукции).
Рисунок А.1 представляет собой схему, на которой показано взаимодействие Руководства 71 ISO/IEC, Технического отчета ISO/TR 22411 и настоящего стандарта. В дальнейшем к этой схеме будут добавляться новые стандарты, касающиеся информации и маркировки, погрузочно-разгрузочных работ, обработки и оценки.
1221 × 824 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок А.1 - Схема взаимодействия стандартов на доступную конструкцию упаковки
Приложение В
(рекомендуемое)

Общий подход к рассмотрению вопроса об испытании упаковки на доступность

В.1 Для предоставления наиболее полной информации проектировщикам упаковки и принятия наилучших решений для удовлетворения людей с разными возможностями важно, чтобы специалисты по оценке понимали все сложные нюансы взаимодействия пользователей с упаковкой. Это многоаспектная проблема, в рамках которой рассматриваются возможности пользователя и различные условия применения упаковки для разных целей, что необходимо для решения пользователем всех вопросов, связанных с упаковкой (например, идентификация, вскрытие, извлечение содержимого, хранение, раздельный сбор и утилизация).
В.2 Принята общая модель обработки информации (Rousseau и др., 1998 [8]; Rogers и др., 2000 [9]) для обоснования порядка действий, которые потребители должны согласовать в процессе использования упакованных товаров [9]. Эта модель состоит из следующих этапов.
a) Представление: Необходимо, чтобы пользователю была предоставлена информация об упаковке и ее свойствах для надлежащего выполнения стоящей перед ним задачи.
b) Уведомление: Внимание пользователя направлено на свойства упаковки, чтобы информация проходила через пять систем восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние и вкусовые ощущения).
c) Кодирование: Внешняя информация трансформируется во внутренний образ.
d) Понимание: Необходимо, чтобы пользователь понимал значение закодированной информации.