(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 34394-2018 "Локомотивы и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
8.8 ППКП, ППУ и ПИ должны быть устойчивы к воздействию электростатических разрядов для степени жесткости 3 согласно требованиям национальных нормативных документов***.
──────────────────────────────
* В Российской Федерации действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (статья 102).
** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54434-2011 "Оборудование железнодорожного подвижного состава. Испытания на удар и вибрацию".
*** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50009-2000 "Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства охранной сигнализации. Требования и методы испытаний".
Климатическое исполнение ППКП, ППУ и ПИ должно соответствовать климатическому исполнению электрооборудования ТПС по ГОСТ 15150 с учетом климатических условий эксплуатации ТПС.
8.9 Степень защиты оболочки ППКП и ППУ должна быть не ниже IP44 по ГОСТ 14254, пульта дистанционного пуска - IP 54 по ГОСТ 14254.

9 Требования к обеспечению безопасных условий эвакуации людей при пожаре

9.1 В качестве эвакуационных выходов из ТПС должны служить входные двери.
9.2 ТПС всех классов функциональной пожарной опасности должны быть оборудованы аварийными выходами в соответствии с требованиями 9.3 и 9.4.
9.3 Требования к эвакуационным и аварийным выходам из ТПС приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Требования к эвакуационным и аварийным выходам из ТПС

Класс функциональной пожарной опасности ТПС
Кабина машиниста
Вагон (салон) пассажирский
эвакуационные выходы*(7)
аварийные выходы*(4)
эвакуационные выходы*(7)
аварийные выходы*(4)
Количество, не менее, шт
Количество, не менее, шт
Размер*(5), не менее, м2
Количество, не менее, шт
Количество, не менее, шт
Размер, не менее, м
Р1.1, Р1.2, Р1.3, Р3.1, Р3.2, Р.3.3, Р4.1, Р4.2
1
1
0,25
-
-
-
Р2.1, Р2.2
1
1
0,25
0,55(h) х 0,7(b)
2*(2)
2*(2)
Р2.3
1
1
0,25
Р2.4, Р2.5
1*(3)
1*(3)
0,25*(3)
2*(6)
2*(6)
*(1) С каждой стороны вагона.*(2) В двухэтажном вагоне - не менее чем по одному с каждой стороны вагона для второго этажа.*(3) При наличии кабины машиниста, отделенной перегородкой от пассажирского салона.*(4) В качестве аварийных выходов могут быть использованы боковые окна.*(5) Минимальный размер стороны проема - 0,5 м. Для локомотивов с кузовом вагонного типа, выпущенных до введения настоящего стандарта, указанный размер может быть 0,45 м.*(6) Допускается по одному с каждой стороны вагона.*(7) Размеры дверей эвакуационных выходов определяют в соответствии с 9.6.Примечание - (h) - высота выхода, (b) - ширина выхода.
9.4 Каждый эвакуационный выход, ведущий наружу из МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1-Р2.5, должен быть обеспечен штатным устройством (ступенями, трапом, желобом) для эвакуации людей на земляное полотно в случае пожара.
9.5 Аварийные выходы должны быть оборудованы складным устройством для спасения людей, доходящим до подошвы рельса.
Для этих целей следует применять одно из перечисленных устройств:
- для ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1-Р1.3, Р3.1-Р3.3, Р4.1-Р4.2: лестница, фал;
- для МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1-Р2.5: лестница, трап, желоб;
- для второго этажа двухэтажного вагона МВПС: спасательный рукав, трап, желоб.
Устройства для спасения людей должны быть оснащены крепежными элементами, позволяющими в том числе стационарно устанавливать их в районе оконного проема. Статическая нагрузка на устройства для спасения людей должна быть не менее 2 кН (200 кг). Допустимая нагрузка на одну ступеньку лестницы должна быть не менее 2 кН (200 кг).
9.6 Размеры дверей эвакуационных выходов из ТПС должны обеспечить безопасную эвакуацию людей при пожаре в соответствии с 9.8.
При наличии двух эвакуационных выходов и более из МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1-Р2.5 общая пропускная способность всех выходов, кроме любого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в пассажирском салоне (вагоне) до появления опасных факторов пожара.
Расчетное число пассажиров определяют по конструкторской документации.
9.7 Эвакуационные проходы и выходы из ТПС всех классов функциональной пожарной опасности должны быть обеспечены аварийным освещением в соответствии с требованиями национальных нормативных документов*.
──────────────────────────────
* В Российской Федерации действует СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95".
9.8 Безопасная эвакуация людей из ТПС при пожаре считается обеспеченной, если время завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону (включая интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей) не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Время эвакуации людей из МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1-Р2.5 определяется по ГОСТ 33381, из ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1, Р3, Р4 - по ГОСТ 12.1.004.
9.9 Окна подвижного состава, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15 кг. Усилие открывания аварийных (после снятия блокировки) и эвакуационных выходов не должно превышать 100 Н. Для двухстворчатых дверей прислонно-сдвижного типа в ТПС классов Р2.1 и Р2.2 усилие вывода дверей из плоскости стенки вагона должно составлять не более 250 Н.
9.10 При наличии в ТПС классов Р2.4 и Р2.5 ковровых дорожек должны быть предусмотрены крепления для их фиксации с целью беспрепятственной эвакуации людей.
9.11 Эвакуационные и аварийные выходы, а также места установки огнетушителей и хранения средств индивидуальной защиты органов дыхания должны быть обозначены указателями, соответствующими требованиям национальных нормативных документов*(1).
9.12 На вновь изготавливаемом, модернизируемом ТПС классов Р1, Р2, Р3, кроме высокоскоростного, локомотивная бригада должна быть обеспечена фильтрующими самоспасателями, соответствующими требованиям национальных нормативных документов*(2), из расчета одно средство - на каждого члена локомотивной бригады.
Самоспасатели фильтрующие для защиты локомотивных бригад ТПС классов Р1 и Р2 должны иметь не менее двух независимых фильтров для очистки воздуха с отдельным клапаном вдоха для каждого фильтра.
Локомотивная бригада высокоскоростного ТПС должна быть обеспечена самоспасателями со сжатым воздухом, соответствующими требованиям национальных нормативных документов*(3), из расчета одно средство - на каждого члена локомотивной бригады. Самоспасатели со сжатым воздухом должны иметь легочно-автоматическую подачу воздуха и работать по открытой схеме дыхания, при котором вдох осуществляется из баллона, а выдох в атмосферу, и обеспечивать фактическое время защитного действия не менее 20 мин.
──────────────────────────────
*(1) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" (раздел 6).
*(2) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".
*(3) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53259-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие со сжатым воздухом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".

10 Требования к оснащению огнетушителями

10.1 Соответствие огнетушителей, применяемых на ТПС, требованиям пожарной безопасности должно быть подтверждено в порядке, установленном национальными нормативными документами*(4).
10.2 Огнетушители, предназначенные для оснащения ТПС, по транспортной тряске, должны отвечать требованиям национальных нормативных документов*(5).
10.3 Конструкцией ТПС должны быть предусмотрены места для хранения огнетушителей в соответствии с требованиями национальных нормативных документов*(6).
10.4 ТПС должен быть оснащен огнетушителями в соответствии с 10.5 и таблицей 6.

Таблица 6 - Количество огнетушителей для оснащения ТПС

Класс функциональной пожарной опасности ТПС
Количество огнетушителей, шт., не менее
Р1.1, Р1.2, Р1.3, Р3.1, Р3.2, Р.3.3, Р4.1, Р4.2
2*
Р2.1, Р2.2
2**
2***
Р2.3, Р2.4, Р2.5
2**
* Из расчета на каждую секцию. При использовании ТПС класса Р3 для транспортировки составов с опасными грузами локомотив дополнительно оснащается двумя огнетушителями.** Из расчета на каждую кабину машиниста размещение - в кабине машиниста или в служебном тамбуре (в непосредственной близости от кабины машиниста).*** Для высокоскоростного ТПС - из расчета на каждую секцию.
10.5 Количество огнетушителей определяют на основании их тактико-технических характеристик при условии, что они должны обеспечить ликвидацию горения для класса пожара А минимум ранга 2А, для класса пожара В - минимум ранга 55В по требованиям национальных нормативных документов*(5).
──────────────────────────────
*(4) В Российской Федерации действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (статья 145).
*(5) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51057-2001 "Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний" (пункты 5.29, 9.20, 9.21, приложение В).
*(6) В Российской Федерации действует СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" (подраздел 4.2).
Приложение А
(обязательное)