Действующий
Р2.1, Р2.2 и Р2.3, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией, должно быть предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов. Отключение систем вентиляции и закрытие противопожарных нормально открытых клапанов должны осуществляться по сигналам, формируемым автоматической пожарной сигнализацией.
7.4 Для ТПС классов функциональной пожарной опасности
установками) пожаротушения (ПТ), приведен в таблице 4.
8.1 Минимальный перечень зон ТПС, подлежащих защите автоматическими системами (установками) пожарной сигнализации (АПС) и системами (Класс функциональной пожарной опасности ТПС | Кабина машиниста | Салон пассажирский | Тамбуры и другие пассажирские зоны | Машинные помещения (отделения) | Распределительные шкафы с электрооборудованием напряжением свыше 1000 В вне кузова | Распределительные шкафы с электрооборудованием напряжением свыше 1000 В внутри кузова | Помещения с двигателями внутреннего сгорания |
АПС | - | - | АПС | АПС | АПС | АПС | |
ПТ | ПТ | ПТ | ПТ | ||||
АПС | - | - | АПС | АПС | АПС | - | |
ПТ | ПТ | ПТ | |||||
АПС | - | - | АПС | АПС | АПС | АПС | |
ПТ | ПТ | ||||||
АПС | АПС | АПС | АПС | - | - | АПС | |
ПТ | |||||||
АПС | АПС | АПС | - | АПС | АПС | - | |
ПТ | ПТ | ||||||
АПС | АПС | АПС | АПС | - | - | АПС | |
ПТ | |||||||
АПС | АПС | АПС | АПС | - | - | АПС | |
ПТ | |||||||
АПС | АПС | АПС | - | - | АПС | - | |
АПС | - | - | АПС | АПС | АПС | АПС | |
ПТ | ПТ | ПТ | ПТ | ||||
АПС | - | - | АПС | АПС | АПС | - | |
ПТ | ПТ | ПТ | |||||
АПС | - | - | АПС | АПС | - | АПС | |
ПТ | |||||||
- | - | - | - | ПТ* | ПТ* | ПТ* | |
- | - | - | - | ПТ* | ПТ* | ПТ* | |
* Для локомотивов с двумя двигателями.Примечание - При отсутствии перегородок в кузове ТПС должна быть предусмотрена система (установка) объемного пожаротушения. |
автономными установками пожаротушения, исполнение которых обеспечивает выдачу сигнала о пожаре и срабатывании установки в сеть АПС ТПС.
8.2 Электрические шкафы напряжением свыше 1000 В, установленные вне кузова ТПС, а также подвагонные ящики с электрооборудованием напряжением свыше 1000 В следует защищать
раздела 8 и приложения А настоящего стандарта, отражающим специфику ТПС.
8.3 АПС и ПТ ТПС должны соответствовать требованиям
*.
8.6 Огнетушащее вещество ПТ должно соответствовать требованиям национальных нормативных документов
**.
8.7 Приборы приемно-контрольные пожарные (ППКП) и приборы пожарные управления (ППУ) и извещатели пожарные (ПИ), применяемые в ТПС, должны соответствовать группе механического исполнения М25 по ГОСТ 30631 и сохранять работоспособность после воздействия ударов и вибрации в соответствии с требованиями национальных нормативных документов
***.
8.8 ППКП, ППУ и ПИ должны быть устойчивы к воздействию электростатических разрядов для степени жесткости 3 согласно требованиям национальных нормативных документов
* В Российской Федерации действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (
ГОСТ Р 50009-2000 "Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства охранной сигнализации. Требования и методы испытаний".
*** В Российской Федерации действует
Климатическое исполнение ППКП, ППУ и ПИ должно соответствовать климатическому исполнению электрооборудования ТПС по ГОСТ 15150 с учетом климатических условий эксплуатации ТПС.
ГОСТ 14254, пульта дистанционного пуска - IP 54 по ГОСТ 14254.
8.9 Степень защиты оболочки ППКП и ППУ должна быть не ниже IP44 по Класс функциональной пожарной опасности ТПС | Кабина машиниста | Вагон (салон) пассажирский | ||||
эвакуационные выходы*(7) | аварийные выходы*(4) | эвакуационные выходы*(7) | аварийные выходы*(4) | |||
Количество, не менее, шт | Количество, не менее, шт | Размер*(5), не менее, м2 | Количество, не менее, шт | Количество, не менее, шт | Размер, не менее, м | |
Р1.1, Р1.2, Р1.3, Р3.1, Р3.2, Р.3.3, Р4.1, Р4.2 | 1 | 1 | 0,25 | - | - | - |
Р2.1, Р2.2 | 1 | 1 | 0,25 | 2*(1) | 2*(1) | 0,55(h) х 0,7(b) |
2*(2) | 2*(2) | |||||
Р2.3 | 1 | 1 | 0,25 | 2*(1) | 2*(1) | |
Р2.4, Р2.5 | 1*(3) | 1*(3) | 0,25*(3) | 2*(6) | 2*(6) | |
9.6.Примечание - (h) - высота выхода, (b) - ширина выхода. | *(1) С каждой стороны вагона. *(2) В двухэтажном вагоне - не менее чем по одному с каждой стороны вагона для второго этажа. *(3) При наличии кабины машиниста, отделенной перегородкой от пассажирского салона. *(4) В качестве аварийных выходов могут быть использованы боковые окна. *(5) Минимальный размер стороны проема - 0,5 м. Для локомотивов с кузовом вагонного типа, выпущенных до введения настоящего стандарта, указанный размер может быть 0,45 м. *(6) Допускается по одному с каждой стороны вагона. *(7) Размеры дверей эвакуационных выходов определяют в соответствии с
Р2.1-Р2.5, должен быть обеспечен штатным устройством (ступенями, трапом, желобом) для эвакуации людей на земляное полотно в случае пожара.
9.4 Каждый эвакуационный выход, ведущий наружу из МВПС классов функциональной пожарной опасности
Устройства для спасения людей должны быть оснащены крепежными элементами, позволяющими в том числе стационарно устанавливать их в районе оконного проема. Статическая нагрузка на устройства для спасения людей должна быть не менее 2 кН (200 кг). Допустимая нагрузка на одну ступеньку лестницы должна быть не менее 2 кН (200 кг).
9.8.
9.6 Размеры дверей эвакуационных выходов из ТПС должны обеспечить безопасную эвакуацию людей при пожаре в соответствии с
При наличии двух эвакуационных выходов и более из МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1-Р2.5 общая пропускная способность всех выходов, кроме любого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в пассажирском салоне (вагоне) до появления опасных факторов пожара.
*.
9.7 Эвакуационные проходы и выходы из ТПС всех классов функциональной пожарной опасности должны быть обеспечены аварийным освещением в соответствии с требованиями национальных нормативных документов
СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95".
* В Российской Федерации действует
эвакуация людей из ТПС при пожаре считается обеспеченной, если время завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону (включая интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей) не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Время эвакуации людей из МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1-Р2.5 определяется по ГОСТ 33381, из ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1, Р3, Р4 - по ГОСТ 12.1.004.
9.8 Безопасная
9.9 Окна подвижного состава, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15 кг. Усилие открывания аварийных (после снятия блокировки) и эвакуационных выходов не должно превышать 100 Н. Для двухстворчатых дверей прислонно-сдвижного типа в ТПС классов
*(1).
9.11 Эвакуационные и аварийные выходы, а также места установки огнетушителей и хранения средств индивидуальной защиты органов дыхания должны быть обозначены указателями, соответствующими требованиям национальных нормативных документов
Р1, Р2, Р3, кроме высокоскоростного, локомотивная бригада должна быть обеспечена фильтрующими самоспасателями, соответствующими требованиям национальных нормативных документов*(2), из расчета одно средство - на каждого члена локомотивной бригады.
9.12 На вновь изготавливаемом, модернизируемом ТПС классов
Локомотивная бригада высокоскоростного ТПС должна быть обеспечена самоспасателями со сжатым воздухом, соответствующими требованиям национальных нормативных документов*(3), из расчета одно средство - на каждого члена локомотивной бригады. Самоспасатели со сжатым воздухом должны иметь легочно-автоматическую подачу воздуха и работать по открытой схеме дыхания, при котором вдох осуществляется из баллона, а выдох в атмосферу, и обеспечивать фактическое время защитного действия не менее 20 мин.
раздел 6).
*(1) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" (