(Действующий) СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы (пересмотр...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
23.4 Все виды строительно-монтажных работ ведутся при наличии всей необходимой нормативно-разрешительной документации, учитывающей требования в области охраны окружающей среды (промышленной, пожарной безопасности, ЧС) включая: свидетельства о допуске к определенным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства, акты отвода и закрепления земельных участков, договоры на водопользование, решения о предоставлении в пользование водных объектов, лицензии на право пользования недрами [1], [4], [14], документы на вырубку, техусловия от владельцев коммуникаций и ресурсных организаций, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу [14], [49], документ об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение [14], [49], разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты [4], [12].
23.5 Производство строительно-монтажных работ, движение машин и механизмов, складирование и хранение материалов (отходов) в местах, не предусмотренных ППР, запрещается.
23.6 После окончания основных работ подрядчик должен восстановить все сооружения инженерной защиты (водосборные канавы, дренажные системы, снегозадерживающие сооружения и дороги, расположенные в пределах полосы отвода земель или пересекающих эту полосу и т.п.), а также придать местности проектный рельеф (с предусмотренными проектом восстановительными и компенсирующими мероприятиями) или восстановить природный.
23.7 Экологический (государственный экологический) мониторинг как комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов на стадии проектирования и строительства (как и на всех стадиях) магистрального трубопровода осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Порядок осуществления определяется законодательными актами [12], [14], [15].
Экологический мониторинг как комплексная система наблюдений характеризует уровень воздействия (в том числе компенсационного) на окружающую среду, служит основой для выбора и корректировки мероприятий в части охраны окружающей среды (в том числе на стадии строительства объектов магистрального трубопровода), экологической безопасности, ликвидации (прогнозировании) чрезвычайных ситуаций, перспективного развития территорий. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством [12], [13], [14], [16].
23.8 Обеспечение качества окружающей среды в части сохранения (минимизации нарушения) элементов сформировавшегося природного ландшафта согласно ГОСТ 17.5.3.05, ГОСТ 17.4.1.02 и [29] обеспечивается с учетом:
рекультивации (технической и биологической) нарушенных и загрязненных земель согласно ГОСТ 17.5.1.01, ГОСТ 17.4.3.02, ГОСТ 17.4.3.04 и СП 104.13330, [14];
особенностей проведенной инженерной подготовки [1], [29], СП 104.13330, [16] территории (в том числе защите территорий строительства, подстилающих грунтов и прилегающих земель от поглощения поверхностного стока и загрязнения), сохранения условий естественного поверхностного стока (уровня, химического состава, областей питания и разгрузки грунтовых вод), исключения активизации засоленности и ёкоррозии#, смены растительности и суффозии (сохранения почвенно-растительного покрова);
ограничения территории производства строительно-монтажных работ (размещению вспомогательных инженерных сооружений: амбаров, узлов пуска и приема средств очистки и диагностики, передвижения техники и спецсредств в границах полосы отвода (без соответствующего обоснования);
выбора метода прокладки трасс и разработки площадок (в том числе с учетом преимущественного применения экскавации грунтов при разработке вечномерзлых грунтов и заготовкой требуемых объемов осушенного, не подверженного морозному выветриванию грунта; использования вечномерзлых грунтов как основания в мерзлом состоянии на протяжении всего цикла существования магистрального трубопровода; применения на деформирующихся грунтах мер, снижающие тепловое воздействие на грунты и обеспечивающие восстановление вечной мерзлоты в зимний период);
выбора метода планировки грунта (предпочтителен путь устройства насыпей и применения срезки по трассе трубопровода и складировании грунта для последующего его использования лишь при соответствующем обосновании принятых ПОС и ППР решений) с учетом специфики рельефа (уменьшения перевеивания грунта, ветрового выноса солей и котловин выдувания) и применяемой техники (уширенные ножи бульдозеров и т.п.);
применения (без отдельного обоснования) корчевания при планировке полосы отвода (сохранность связанности грунтов и температурного режима достигается наличием нетронутых пней и корневищ);
обеспечения производства всех видов работ строго в установленные проектом сроки, с использованием ресурсов (в том числе людей, материалов, средств, механизмов и т.п.), имеющих документально подтвержденную оценку соответствия (сертификаты, допуски, заключения и т.п.) согласно ГОСТ 17.4.3.04, ГОСТ 17.5.3.05;
комплексного использования ресурсов, сырья и утилизации отходов.
23.9 Рекультивация нарушенных земель с целью восстановления плодородия почв должна осуществляться последовательно, [29], и предполагает проведение этапов:
технической рекультивации (планировка, формирование откосов, снятие, складирование и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород и т.п.), ГОСТ 17.5.1.01, ГОСТ 17.4.3.02, ГОСТ 17.4.3.04 и [29], СП 104.13330;
биологической рекультивации (проведение комплекса агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических свойств почвы). Почвовосстановительные работы должны проводиться с учетом типа нарушенности земель, а посевной материал должен соответствовать зональной системе земледелия.
23.10 Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования (в том числе порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы согласно ГОСТ 17.5.1.01, ГОСТ 17.4.3.02, ГОСТ 17.4.3.04, СП 104.13330) и разрешение на проведение указанных работ в конкретные сроки, согласованные с собственниками земель, подлежат контролю и определены законодательной базой и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации [1], [8], [12], [16], [29].
23.11 Снятие, транспортирование, хранение и обратное нанесение плодородного слоя грунта должны выполняться методами, исключающими снижение его качественных показателей, а также его потерю при перемещениях.
Использование плодородного слоя грунта для устройства подсыпок, перемычек и других временных земляных сооружений для целей, не предусмотренных проектом рекультивации, не допускается.
23.12 Работы, связанные с негативным воздействием на качество атмосферного воздуха, должны выполняться по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или его территориальными органами в соответствии с проектом согласно ГОСТ 17.2.3.02 и [12], [13].
Обеспечение качества окружающей среды в части предотвращения потерь и нерационального использования природных ресурсов воздушного бассейна предусматривает снижение негативного воздействия на атмосферу специальными, технологическими и планировочными мероприятиями при:
применении прогрессивных технологий (в том числе увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности);
оснащении средствами улова и очистки источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
сжигании топлива (в том числе в двигателях транспортных средств);
сборе нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, испарений из емкостей;
очистке, обезвреживании, хранении и утилизации отходов производства и потребления;
устройстве санитарно-защитной зоны;
улучшении условий рассеивания выбросов;
использовании естественных заслонов (лесополоса, горная гряда и т.п.).
23.13 Работы, связанные с негативным воздействием (при законодательно предусмотренном учете и контроле их влияния) на водные объекты, должны выполняться в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации (по согласованию федеральными (территориальными) органами исполнительной власти) в полном соответствии с рабочим проектом на объект.
23.14 Подрядчик отвечает за поддержание (в процессе осуществления всех видов работ) поверхностных и подземных вод в состоянии, требуемом законодательством (т.е. путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами).
23.15 Количество веществ и микроорганизмов в сбросах сточных (дренажных) вод в водные объекты не должно превышать установленные (на основании ПДК химических веществ и других показателей качества воды в объектах) нормативы допустимого воздействия на водные объекты (утверждаемых в определенном Правительством Российской Федерации порядке) и соответствовать нормативам качества воды в водном объекте.
23.16 Статус, категория, режим охраны и использования, границы территории расположения водных объектов устанавливаются законодательством [4], [27], [13].
Строительство объектов в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ (связанных с образованием в ходе работ твердых взвешенных частиц, изменением дна и берегов водных объектов в водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий) осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещены:
захоронение отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
движение (вне дорог) и стоянка (кроме специально оборудованных мест с твердым покрытием) транспорта (кроме специального).
В границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.
23.17 Критериями негативного воздействия (загрязненности) являются ухудшение качества (вследствие изменения органолептических свойств и превышения предельно допустимых концентраций веществ в воде для человека, флоры, фауны, кормовых и промысловых организмов, в зависимости от вида водопользования), повышение температуры, режима водного объекта под прямым или косвенным воздействием производственной (хозяйственной) деятельности, [1], [4], [7], [12], [15].
23.18 При пользовании водными объектами (их ледовым покровом) запрещены:
сброс всех видов неочищенных сточных вод (в том числе сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов);
сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты: содержащие природные лечебные ресурсы; отнесенные к особо охраняемым водным объектам; зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; первую, вторую зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон; рыбохозяйственных заповедных зон;
сбросы сточных вод, содержащих возбудители заболеваний и вредные вещества, с не установленными нормативами предельно допустимых концентраций;
сброс и размещение отходов производства и потребления;
забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, оказывающем негативное воздействие (в том числе для водных биоресурсов, грунтовых вод).
23.19 Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти, газа и (или) продуктов переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.

24 Приемка выполненных работ и ввод объекта в эксплуатацию

24.1 По завершении строительства оценивается соответствие трубопровода требованиям действующего законодательства, технических регламентов, проектной и рабочей документации, производится приемка и ввод завершенного строительством трубопровода в эксплуатацию.