(Действующий) СП 298.1325800.2017 Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Рисунок 8.6 - Продольно-поперечная схема вентиляции
8.7 Блоковую схему вентиляции следует применять при длине тоннелей, превышающей 5 км, или при меньшей длине, в случае значительного трафика, или при противоположных направлениях движения транспорта, если нецелесообразность применения одной из выше описанных схем вентиляции подтверждается расчетом. Для реализации блоковой схемы вентиляции следует использовать выработки, имеющие аэродинамическую связь с поверхностью (стволы, штольни и т.п.), и систему, прилегающих к этим выработкам вентиляционных каналов (выполненных в подшивном потолке, находящихся под проезжей частью, являющихся выработками, расположенными параллельно тоннелю).

9 Правила сбора исходных данных для проектирования систем вентиляции автодорожных тоннелей

До начала проектирования систем вентиляции автодорожных тоннелей должны быть получены от технического заказчика или собраны следующие данные.
9.1 Район размещения тоннеля: город или за городом.
9.2 Геометрические характеристики тоннеля:
- длина тоннеля;
- сечение (периметр);
- профиль трассы тоннеля, определяющий уклоны различных участков;
- тип обделки, определяющий шероховатость поверхности и аэродинамические коэффициенты трения;
- количество уширений (сужений) сечения по трассе тоннеля. При установке в тоннеле подшивного потолка его общая протяженность и сечение.
9.3 Аэродинамические характеристики тоннеля:
- аэродинамический коэффициент трения   в зависимости от шероховатости поверхности обделки тоннеля, принимая среднее значение 0,024, изменяется в интервале 0,015-0,06. Меньшее значение относится к сплошной обделке с гладкой поверхностью, большее - к поверхности с грубой шероховатостью, например, тюбинговой крепи;
- коэффициент местного сопротивления портала с исходящей вентиляционной струей   принимается равным 1. Коэффициент местного сопротивления портала с входящей вентиляционной струей зависит от формы портала. Для портала с раструбом величина   составляет 0,1. Для обычной формы сечения портала  ;
- коэффициент обтекания портала   при воздействии ветровой нагрузки принимается равным 0,7;
- коэффициенты местных сопротивлений расширений   и сужений   рассчитывают в зависимости от соотношения сечений в "узких" и "широких" местах по трассе тоннеля.
9.4 Характеристика транспортного потока:
- число полос движения;
- направление движение транспортных средств по полосам движения (однонаправленное или двунаправленное);
- установленная скорость движения по каждой полосе;
- средние интенсивности транспортного потока в условных легковых (приведенных) автомобилях для часа пик   при установленной скорости движения и скорости при замедленном движении  . В зависимости от района размещения тоннеля (городской или за чертой города) и направлений движения транспортных средств (однонаправленном или двунаправленном) значения соотношений между интенсивностями замедленного движения и движения с установленной скоростью   приведены в таблице 9.1.
Примечание - В режиме "пробка" количество условных легковых (приведенных) автомобилей за 1 ч для городских и загородных тоннелей соответственно составляет 165 условных легковых автомобилей и 150 условных легковых автомобилей в 1 ч на 1 км полосы движения;
Таблица 9.1 - Соотношение между интенсивностями замедленного движения и движения с установленной скоростью 
Вид тоннеля
Городские тоннели
Тоннели за городом
Однонаправленное движение
Двунаправленное движение
Однонаправленное движение
Двунаправленное движение
Соотношение 
0,5
0,57
0,39-0,47
0,43
- структура транспортного потока (интенсивность движения транспортных средств различного типа):
легковой автомобиль   (с бензиновыми   и дизельным   двигателями);
легкий грузовой транспорт   (с бензиновым   и дизельным   двигателями) массой до 3,5 т;
тяжелый грузовой транспорт (с дизельным двигателем)  : массой до 15 т (грузовые автомобили и автобусы) -  ; массой до 32 т (грузовые автомобили с прицепом и полуприцепом) -  .
При отсутствии данных о структуре транспортного потока допускается принимать следующее:
- интенсивность движения тяжелого грузового транспорта   составляет  , % от общей интенсивности движения  ;
- интенсивность движения легкого грузового транспорта   составляет  , % от интенсивности движения легковых автомобилей  ;
- интенсивность движения легковых автомобилей с дизельным двигателем   составляет  , % от общей интенсивности движения легковых автомобилей  ;
- интенсивность движения легких грузовых автомобилей с дизельным двигателем   составляет  , % от общей интенсивности движения легких грузовых автомобилей  ;
- интенсивность движения тяжелого грузового транспорта массой до 15 т   составляет  , % от общей интенсивности движения тяжелого грузового транспорта  .
Ориентировочные значения величин  ,  ,  ,  ,   для усредненного транспортного потока приведены в таблице 9.2.
Таблица 9.2 - Коэффициенты, определяющие структуру транспортного потока
Коэффициент, %
Значение коэффициента
20
10-25
20-30
4-50
58-83
9.5 Определение выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта
Выбросы загрязняющих веществ рассчитывают для единичных транспортных средств в соответствии с эмиссионными стандартами К2, К3, К4, К5, установленными в Российской Федерации (см. приложения А-Д).
В качестве базового уровня используют показатель Э1, определенный для условий 2010 года и характеризующий относительное количество транспортных средств в автомобильном парке каждого региона, где осуществляется сооружение тоннеля, использующих топливо с различными экологическими стандартами выбросов загрязняющих веществ (таблица 9.3). Показатель Э1 учитывает долю транспортных средств в автомобильном парке каждого региона с учетом действующих ранее эмиссионных стандартов К0 и К1.
Таблица 9.3 - Характеристика показателя Э1 с учетом ориентировочного состава автомобильного парка, %
Тип транспортного средства
Значение показателя Э1, %, относительно эмиссионных стандартов
К0
К1
К2
К3
К4
К5
Легковые с бензиновым двигателем
14,87
3,95
12,40
20,87
43,64
4,27
Легковые с дизельным двигателем
2,34
1,75
8,11
32,7
49,25
5,85
Легкие грузовые с бензиновым двигателем
36,20
14,31
20,93
22,68
5,87
0,00
Легкие грузовые с дизельным двигателем
4,36
1,97
8,26
37,80
47,60
0,00
Тяжелые грузовые с дизельным двигателем
4,07
5,11
16,08
28,45
12,07
34,22
Помимо показателя Э1 могут быть применены показатели Э2 и Э3, которые характеризуют автомобильный парк с более высоким процентным значением автотранспорта с экологическими стандартами ниже, чем К1 (таблица 9.4).
Таблица 9.4 - Критерии для выбора показателей Э1, Э2, Э3 (отчетный год - 2010 г.)
Тип транспортного средства
Процент автомобилей с экологическим стандартом ниже стандарта К1
Э1
Э2
Э3
Легковые с бензиновым двигателем
<20%
20% - 30%
>30%
Легковые с дизельным двигателем
<5%
5% - 30%
>30%
Легкие грузовые с бензиновым двигателем
<40%
40% - 60%
>60%
Легкие грузовые с дизельным двигателем
<5%
5% - 25%
>25%
Тяжелые грузовые с дизельным двигателем
<5%
5% - 40%
>40%
9.6 Аэродинамические характеристики транспортных средств
Миделево сечение   и коэффициент лобового сопротивления   транспортных средств принимают по данным таблицы 9.5.
Таблица 9.5 - Значения   и  , характеризующие различные типы транспортных средств
Наименование показателя
Значения показателя для типа транспортного средства
Легковые автомобили
Легкие грузовые автомобили
Тяжелый грузовой транспорт (дизельный)
с бензиновым двигателем
с дизельным двигателем
с бензиновым двигателем
с дизельным двигателем
массой до 15 т и автобусы
с прицепом и полуприцепом массой до 32 т
2
2
3
3
5
7
0,35
0,35
0,35
0,35
0,8
0,8
0,4
0,4
0,4
0,4
1,0
1,0
Примечание -   - коэффициент лобового сопротивления стоящего автомобиля.
9.7 Метеорологические параметры атмосферного воздуха у порталов тоннеля, орографическая характеристика местности, фоновый уровень загрязнений атмосферного воздуха: