Действующий
- 6 м/с без учета движения транспортных средств (при специальном обосновании - 10 м/с) - в транспортной зоне тоннеля;
5.17 Минимальную скорость воздуха следует определять из расчета трехкратного часового объема проветривания транспортной зоны или обеспечения средней скорости воздуха не менее 1,5 м/с.
5.18 Депрессию вентиляторов (реактивный импульс) для обеспечения подачи в тоннель необходимого количества воздуха следует определять с учетом аэродинамических характеристик вентиляторов и потерь давления при движении воздуха по вентиляционной сети (собственно транспортная выработка, сервисный тоннель, сбойки, вентиляционные каналы и т.п.). При этом необходимо принимать во внимание геометрические и аэродинамические параметры тоннеля и выработок вентиляционной сети, характеристику транспортного потока, аэродинамические параметры транспортных средств, термодинамические параметры атмосферного воздуха у порталов и внутри тоннеля, орографическую характеристику района расположения тоннеля. Методика расчета потерь давления приведена в приложении Ж.
5.19 При продольной схеме вентиляции струйные вентиляторы следует размещать непосредственно в тоннеле, но не более чем на расстоянии 50 м от порталов, а вентиляционные установки при поперечной и комбинированной схемах проветривания - или в отдельных помещениях непосредственно у порталов, или в местах расположения эксплуатационно-технических блоков, или у вентиляционных стволов, или в подземных камерах в зависимости от местных градостроительных условий и объемно-планировочных решений. Воздухозаборные вентиляционные киоски следует располагать в местах наименьшего загрязнения атмосферного воздуха. Приточные жалюзи устанавливают на высоте не менее 2 м от поверхности земли (низ решетки).
5.20 Для предотвращения рециркуляции воздуха между параллельными тоннелями при различном направлении движения транспортных средств следует разносить рядом расположенные входной и выходной порталы по длине трассы либо сооружать на въездах у порталов разделительную стену между полосами движения встречного направления высотой, равной максимальной высоте поперечного сечения тоннеля, на длину, равную половине дальнобойности воздушной струи выездного портала по СП 122.13330.
5.21 В каналах, со стороны всасывающих и вытяжных вентиляционных устройств, а при обосновании расчетом и со стороны тоннелей, необходимо предусматривать установку глушителей шума, обеспечивающих снижение шума от работы вентиляторов на прилегающих селитебных территориях до значений, указанных в таблице 5.3 и в соответствии с СП 122.13330.
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
Уровни звукового давления, дБ | 97 | 88 | 83 | 16 | 72 | 62 | 54 | 47 |
Необходимость звукоизоляции наружных ограждений вентиляционных камер следует определять расчетом согласно СП 51.13330.
5.22 Система управления установками тоннельной вентиляции должна включать комплекс средств, обеспечивающих постоянный контроль физических и химических параметров воздушной среды в транспортной зоне, включая припортальные участки и автоматическое регулирование расхода воздуха в зависимости от показаний датчиков контроля.
Замерные станции следует устанавливать с шагом, обеспечивающим контроль воздушной среды на всем протяжении тоннеля с учетом профиля тоннеля и наличия кривых по трассе.
5.23 При проектировании тоннельной вентиляции должна быть проверена возможность выброса воздуха из тоннеля без очистки. При необходимости очистки выбрасываемого из тоннелей воздуха ее вид следует определять по технико-экономическим расчетам. В случае применения мокрой очистки следует предусматривать места временного хранения, средства транспортирования и утилизации шлама.
При выбросах без очистки допускается использовать рассредоточение выбросов или высокие выбросы через вертикальные вентиляционные трубы. Высота труб должна определяться расчетом и составлять не менее высоты ближайшего наиболее высокого здания в радиусе 20 м.
5.24 В помещениях вентиляционных камер должны быть предусмотрены грузоподъемные и транспортные механизмы для монтажа и демонтажа вентиляционного оборудования при его обслуживании и ремонте.
5.25 Коллекторы кабельных коммуникаций и помещения вытяжных вентиляционных камер должны иметь самостоятельные системы местной вентиляции.
В технических помещениях с оборудованием, выделяющим в процессе работы вредные компоненты, следует предусматривать, при необходимости, местные отсосы.
5.26 Помещения эксплуатационно-технического блока должны быть оборудованы самостоятельными системами вентиляции. Для этих систем вентиляции необходимо предусматривать шумоглушение в соответствии с СП 51.13330.
5.27 На всех приточных системах вентиляции служебно-технических помещений в холодный период года должен быть обеспечен подогрев подаваемого воздуха до температуры, определяемой назначением помещения, но не ниже 5°С. Приточные системы следует оснащать системой автоматики для поддержания заданной температуры воздуха.
5.28 Для контроля за газовой средой в помещениях водоотливных установок в вытяжных камерах следует предусматривать установку газоанализаторов, реагирующих на повышение концентрации вредных веществ, а также на образование взрывоопасной газопаровоздушной среды.
5.29 Обеспечение воздухообмена в притоннельных сооружениях следует осуществлять с забором и выбросом воздуха в транспортную зону тоннеля.
5.30 Для защиты от дыма путей эвакуации (эвакуационных сбоек и сервисного тоннеля) следует использовать вентиляционные установки подпора воздуха, размещаемые в тамбур-шлюзах (сбойках).
5.31 Вентиляционная установка, подающая воздух в объем сбойки, должна обеспечивать подпор воздуха не менее 20 Па (при закрытых дверях эвакуационных выходов). Значение подпора воздуха не должно превышать 150 Па. При открытой в тоннель двери скорость воздуха в проеме должна быть не менее 1,3 м/с-1.
5.32 Включение подпорных вентиляторов должно проводиться по сигналам автоматической пожарной сигнализации (АПС) и дистанционно дежурным персоналом из помещения диспетчерской.
5.33 Режимы работы вытяжных вентиляторов систем противодымной защиты тоннелей следует устанавливать по температуре удаляемых продуктов горения в зоне вентиляционной камеры, рассчитываемой в зависимости от мощности и места расположения очага пожара с учетом нестационарного теплообмена продуктов горения со строительными конструкциями тоннеля.
6.1 Для реализации продольной схемы вентиляции автодорожных тоннелей допускается использовать систему портальной эжекторной вентиляции, систему "Сакардо" и струйные вентиляторы, размещенные определенным образом по длине тоннеля. Использование продольной вентиляции определяют возможностями обеспечения нормативных параметров воздушной среды при эксплуатационных режимах "А", "Б", "В" и "Г" при условии ограничения скорости воздуха в тоннеле, установленной предельно допустимым значением 6 м/с.
6.2 Область применения портальной системы "Сакардо" ограничена автодорожными тоннелями с однонаправленным движением транспортных средств и отсутствием влияния на движение воздуха по тоннелю естественной тяги. Система "Сакардо" предполагает размещение на портале тоннеля, в который входят транспортные средства, установок эжекторного типа, создающих в тоннеле скоростное давление, достаточное для подачи в тоннель необходимого количества воздуха. Эжекторная установка, представляющая собой высоконапорный вентилятор осевого или центробежного типа, должна размещаться или в специальном канале, сопрягающемся с тоннелем (см. рисунок 6.1), или в вентиляционном здании, связанным с тоннелем кольцеобразным каналом. В последнем случае систему "Сакардо" вследствие ограниченной возможности подачи в тоннель значительного количества воздуха следует применять для тоннелей с невысокими интенсивностями движения транспортного потока.
Вентилятор, подающий через вентиляционный канал сечением в тоннель с сечением атмосферный воздух плотностью с расходом при направлении выпуска воздуха к оси тоннеля под углом , должен развивать давление , вычисляемое по формуле
6.3 В автодорожных тоннелях с однонаправленным транспортным потоком для осуществления продольной вентиляции наиболее целесообразно использовать струйные вентиляторы (см. рисунок 6.2), обеспечивающие поступление в тоннель необходимого количества воздуха за счет эжекционного эффекта воздушной струи, исходящей из вентилятора со скоростью 15-30 м/с.
Возможность использования струйных вентиляторов в тоннелях с движением транспортных средств в противоположных направлениях должна оцениваться дополнительно.