(Действующий) СП 298.1325800.2017 Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.8 Для проветривания одного и того же тоннеля при эксплуатационных режимах допускается использовать продольную схему вентиляции, а в случае возникновения пожара - продольную схему с массовой вытяжкой пожарных газов и дыма или реверсивную продольно-поперечную схему.
5.9 Аэродинамические параметры вентиляторов (производительность, депрессия, реактивный импульс) для проветривания тоннеля следует выбирать с возможностью обеспечения в тоннеле для всех режимов эксплуатации нормативных параметров воздушной среды, эффективного удаления из тоннеля пожарных газов и дыма в случае пожара, а также отсутствия дыма на путях эвакуации.
5.10 Расход воздуха, подаваемый вентиляторами, в эксплуатационных режимах "А", "Б", "В", "Г" рассчитывают из условия разбавления выделяемых при движении автотранспорта оксида углерода (СО) и оксидов азота (в пересчете на  ) до средних значений по сечению тоннеля, определяемых предельно допустимыми концентрациями (ПДК), а также обеспечения предельного значения коэффициента ослабления светового потока в соответствии с СП 122.13330. При специальном обосновании для вычисления расхода воздуха допускается применять другие технологические требования.
5.11 Предельно допустимые концентрации оксида углерода и коэффициент ослабления светового потока kосл следует принимать по таблице 5.1 и по СП 122.13330.
Таблица 5.1 - Предельно допустимые концентрации вредных веществ в автодорожных тоннелях
Эксплуатационный режим
Характеристика транспортной ситуации
Концентрация оксида углерода, 
Коэффициент ослабления (затухания) 
"А"
Движение с установленной скоростью 50-100 км/ч, в т.ч. в час пик
80
0,005
"Б"
Ежедневное замедленное движение транспорта со скоростью менее 20 км/ч
80
0,007
"В", "Г"
Исключительное замедленное движение транспорта (прерывистое движение) со скоростью менее 10 км/ч, транспортная пробка
115
0,009
-
Проведение в тоннеле плановых ремонтных работ
20
0,003
-
Закрытие тоннеля
200
0,012
Среднее значение ПДК NO2 для всех транспортных ситуаций не должно превышать 2 мг/м3 в соответствии с СП 122.13330.
Длительность каждого из режимов "Б", "В", "Г" или их суммарное время при указанных значениях ПДК не должно превышать 15 мин по СП 122.13330.
Примечание - В случае более длительного действия режимов "Б", "В", "Г" или превышения пороговых значений ПДК должны быть предусмотрены организационно-технические мероприятия по выключению двигателей транспортных средств, находящихся в тоннелях, гарантированному предотвращению въезда автомобилей в тоннель и контролю выполнения соответствующих команд.
Гарантированное предотвращение въезда в тоннель должно обеспечиваться автоматическим включением при превышении среднего значения ПДК СО (NO2) или снижению скорости движения в тоннеле, красного сигнала светофора, закрытием шлагбаума, подъемом автоматических барьеров с задержкой времени на 30 с для оценки диспетчером ситуации и выдачи разрешения на выполнение команды.
5.12 Вычисление необходимого расхода воздуха в эксплуатационных режимах "А", "Б", "В", "Г" следует осуществлять с учетом расположения тоннеля (город или за чертой города); геометрических характеристик, профиля трассы тоннеля, определяющего дорожные уклоны различных участков тоннеля; интенсивности и скорости движения транспортных средств, показателей Э1, Э2 и Э3, зависящих от характеристики парка автомобилей в каждом регионе, где осуществляется сооружение тоннеля, использующих топливо с экологическими стандартами выбросов загрязняющих веществ К2, К3, К4, К5 (см. приложения А-Д), фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (методика расчета необходимого количества воздуха приведена в приложении Е).
Для эксплуатационного режима "А" количество воздуха рассчитывается по выбросам СО и взвешенных частиц; для режимов "Б" и "В" - по выбросам СО, NO2, сажи и взвешенных частиц; для режима "Г" - по выбросам СО, NO2, сажи.
Для дальнейших вычислений принимают большее из вычисленных значений расхода воздуха.
5.13 Производительность вентиляции для удаления дыма следует определять с учетом нормативного времени эвакуации людей и стратиграфии воздушного потока на путях эвакуации, гарантирующей высоту незадымленного пространства тоннеля не менее 2,5 м и зависящую от конвективной мощности пожара (см. таблицу 5.2).
Двигатели вентиляторов для удаления пожарных и дымовых газов с температурой 400°С - 600°С должны быть рассчитаны на безаварийную и эффективную работу в течение 2 ч в соответствии с ГОСТ ISO 5802.
Таблица 5.2 - Данные, характеризующие мощность пожара в тоннеле при возгорании транспортных средств различного типа
Очаг пожара
Тепловыделение, МВт
Количество дыма, м3/с
Максимальная температура, °С
Легковой автомобиль
5
20-30
400
Автобус
20
60-80
700
Тяжелый грузовой автомобиль
20-30
80-100
1000
Автомобиль-цистерна
100
100-300
1200-1400
5.14 Производительность вентиляции тоннелей необходимо проверять на возможность обеспечения расчетной средней температуры воздуха по длине тоннелей, которая при температуре наружного воздуха, равной средней температуре самого жаркого месяца, не должна превышать 35°С. Минимальная температура воздуха в тоннеле не регламентируется.
5.15 Установки тоннельной вентиляции должны иметь необходимый резерв производительности вентиляционных систем по разбавлению вредных веществ не менее 50%.
5.16 Максимальную допустимую скорость движения воздуха следует принимать:
- 6 м/с без учета движения транспортных средств (при специальном обосновании - 10 м/с) - в транспортной зоне тоннеля;
- 20 м/с (при обосновании - 25 м/с) - в продольных вентиляционных каналах;
- 10 м/с - в поперечных вентиляционных каналах.
5.17 Минимальную скорость воздуха следует определять из расчета трехкратного часового объема проветривания транспортной зоны или обеспечения средней скорости воздуха не менее 1,5 м/с.
5.18 Депрессию вентиляторов (реактивный импульс) для обеспечения подачи в тоннель необходимого количества воздуха следует определять с учетом аэродинамических характеристик вентиляторов и потерь давления при движении воздуха по вентиляционной сети (собственно транспортная выработка, сервисный тоннель, сбойки, вентиляционные каналы и т.п.). При этом необходимо принимать во внимание геометрические и аэродинамические параметры тоннеля и выработок вентиляционной сети, характеристику транспортного потока, аэродинамические параметры транспортных средств, термодинамические параметры атмосферного воздуха у порталов и внутри тоннеля, орографическую характеристику района расположения тоннеля. Методика расчета потерь давления приведена в приложении Ж.
5.19 При продольной схеме вентиляции струйные вентиляторы следует размещать непосредственно в тоннеле, но не более чем на расстоянии 50 м от порталов, а вентиляционные установки при поперечной и комбинированной схемах проветривания - или в отдельных помещениях непосредственно у порталов, или в местах расположения эксплуатационно-технических блоков, или у вентиляционных стволов, или в подземных камерах в зависимости от местных градостроительных условий и объемно-планировочных решений. Воздухозаборные вентиляционные киоски следует располагать в местах наименьшего загрязнения атмосферного воздуха. Приточные жалюзи устанавливают на высоте не менее 2 м от поверхности земли (низ решетки).
5.20 Для предотвращения рециркуляции воздуха между параллельными тоннелями при различном направлении движения транспортных средств следует разносить рядом расположенные входной и выходной порталы по длине трассы либо сооружать на въездах у порталов разделительную стену между полосами движения встречного направления высотой, равной максимальной высоте поперечного сечения тоннеля, на длину, равную половине дальнобойности воздушной струи выездного портала по СП 122.13330.
5.21 В каналах, со стороны всасывающих и вытяжных вентиляционных устройств, а при обосновании расчетом и со стороны тоннелей, необходимо предусматривать установку глушителей шума, обеспечивающих снижение шума от работы вентиляторов на прилегающих селитебных территориях до значений, указанных в таблице 5.3 и в соответствии с СП 122.13330.
Таблица 5.3 - Регламентируемые значения уровней звукового давления
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
63
125
250
500
1000
2000
4000
8000
Уровни звукового давления, дБ
97
88
83
16
72
62
54
47
Необходимость звукоизоляции наружных ограждений вентиляционных камер следует определять расчетом согласно СП 51.13330.
5.22 Система управления установками тоннельной вентиляции должна включать комплекс средств, обеспечивающих постоянный контроль физических и химических параметров воздушной среды в транспортной зоне, включая припортальные участки и автоматическое регулирование расхода воздуха в зависимости от показаний датчиков контроля.
Замерные станции следует устанавливать с шагом, обеспечивающим контроль воздушной среды на всем протяжении тоннеля с учетом профиля тоннеля и наличия кривых по трассе.
5.23 При проектировании тоннельной вентиляции должна быть проверена возможность выброса воздуха из тоннеля без очистки. При необходимости очистки выбрасываемого из тоннелей воздуха ее вид следует определять по технико-экономическим расчетам. В случае применения мокрой очистки следует предусматривать места временного хранения, средства транспортирования и утилизации шлама.
При выбросах без очистки допускается использовать рассредоточение выбросов или высокие выбросы через вертикальные вентиляционные трубы. Высота труб должна определяться расчетом и составлять не менее высоты ближайшего наиболее высокого здания в радиусе 20 м.
5.24 В помещениях вентиляционных камер должны быть предусмотрены грузоподъемные и транспортные механизмы для монтажа и демонтажа вентиляционного оборудования при его обслуживании и ремонте.
5.25 Коллекторы кабельных коммуникаций и помещения вытяжных вентиляционных камер должны иметь самостоятельные системы местной вентиляции.
В технических помещениях с оборудованием, выделяющим в процессе работы вредные компоненты, следует предусматривать, при необходимости, местные отсосы.
Воздуховоды систем вентиляции должны предусматривать их очистку и мойку без демонтажа.
5.26 Помещения эксплуатационно-технического блока должны быть оборудованы самостоятельными системами вентиляции. Для этих систем вентиляции необходимо предусматривать шумоглушение в соответствии с СП 51.13330.
5.27 На всех приточных системах вентиляции служебно-технических помещений в холодный период года должен быть обеспечен подогрев подаваемого воздуха до температуры, определяемой назначением помещения, но не ниже 5°С. Приточные системы следует оснащать системой автоматики для поддержания заданной температуры воздуха.
5.28 Для контроля за газовой средой в помещениях водоотливных установок в вытяжных камерах следует предусматривать установку газоанализаторов, реагирующих на повышение концентрации вредных веществ, а также на образование взрывоопасной газопаровоздушной среды.
5.29 Обеспечение воздухообмена в притоннельных сооружениях следует осуществлять с забором и выбросом воздуха в транспортную зону тоннеля.
5.30 Для защиты от дыма путей эвакуации (эвакуационных сбоек и сервисного тоннеля) следует использовать вентиляционные установки подпора воздуха, размещаемые в тамбур-шлюзах (сбойках).
5.31 Вентиляционная установка, подающая воздух в объем сбойки, должна обеспечивать подпор воздуха не менее 20 Па (при закрытых дверях эвакуационных выходов). Значение подпора воздуха не должно превышать 150 Па. При открытой в тоннель двери скорость воздуха в проеме должна быть не менее 1,3 м/с-1.
5.32 Включение подпорных вентиляторов должно проводиться по сигналам автоматической пожарной сигнализации (АПС) и дистанционно дежурным персоналом из помещения диспетчерской.
5.33 Режимы работы вытяжных вентиляторов систем противодымной защиты тоннелей следует устанавливать по температуре удаляемых продуктов горения в зоне вентиляционной камеры, рассчитываемой в зависимости от мощности и места расположения очага пожара с учетом нестационарного теплообмена продуктов горения со строительными конструкциями тоннеля.

6 Правила проектирование продольной схемы вентиляции

6.1 Для реализации продольной схемы вентиляции автодорожных тоннелей допускается использовать систему портальной эжекторной вентиляции, систему "Сакардо" и струйные вентиляторы, размещенные определенным образом по длине тоннеля. Использование продольной вентиляции определяют возможностями обеспечения нормативных параметров воздушной среды при эксплуатационных режимах "А", "Б", "В" и "Г" при условии ограничения скорости воздуха в тоннеле, установленной предельно допустимым значением 6 м/с.
6.2 Область применения портальной системы "Сакардо" ограничена автодорожными тоннелями с однонаправленным движением транспортных средств и отсутствием влияния на движение воздуха по тоннелю естественной тяги. Система "Сакардо" предполагает размещение на портале тоннеля, в который входят транспортные средства, установок эжекторного типа, создающих в тоннеле скоростное давление, достаточное для подачи в тоннель необходимого количества воздуха. Эжекторная установка, представляющая собой высоконапорный вентилятор осевого или центробежного типа, должна размещаться или в специальном канале, сопрягающемся с тоннелем (см. рисунок 6.1), или в вентиляционном здании, связанным с тоннелем кольцеобразным каналом. В последнем случае систему "Сакардо" вследствие ограниченной возможности подачи в тоннель значительного количества воздуха следует применять для тоннелей с невысокими интенсивностями движения транспортного потока.