Действующий
3.49 относительная площадь световых проемов
,
, %: Отношение площади фонарей или окон к освещаемой площади пола помещения.
3.50 отряженная блескость: Характеристика отражения светового потока от рабочей поверхности в направлении глаз работающего, определяющая снижение видимости вследствие чрезмерного увеличения яркости рабочей поверхности и вуалирующего действия, снижающих контраст между объектом и фоном.
3.51 относительная удельная мощность дорожного освещения
,
: Показатель энергоэффективности освещения участка дороги, определяемый отношением мощности установленного осветительного оборудования к площади участка и средней освещенности.
Примечание - Методика расчета показателя
приведена в
приложении М.
3.52 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более улиц или дорог соединяются или пересекаются в одном уровне.
3.53 площадь окон
,
: Суммарная площадь световых проемов (в свету), находящихся в наружных стенах освещаемого помещения.
3.54 площадь фонарей
,
: Суммарная площадь световых проемов (в свету) всех фонарей, находящихся в покрытии над освещаемым помещением или пролетом.
3.55 подъездная зона тоннеля: Участок дороги вне тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.
3.56 полуцилиндрическая освещенность
, лк: Отношение светового потока, падающего на внешнюю поверхность бесконечно малого полуцилиндра с центром в заданной точке, к площади цилиндрической поверхности этого полуцилиндра
1 Если не оговорено противное, то ось полуцилиндра должна располагаться вертикально.
2 Применительно к утилитарному наружному освещению полуцилиндрическую освещенность используют в качестве критерия оценки различения лиц встречных пешеходов и определяют как среднюю плотность светового потока на цилиндрической поверхности бесконечно малого полуцилиндра, расположенного вертикально на продольной линии улицы на высоте 1,5 м и ориентированного внешней нормалью к плоской боковой поверхности полуцилиндра в направлении преимущественного движения пешеходов.
3.57 помещение без естественного света: Помещение, в котором коэффициент естественной освещенности ниже 0,1%.
3.58 помещение с недостаточным естественным светом: Помещение, в котором коэффициент естественной освещенности ниже нормируемого.
3.59 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся большую часть (более 50%) своего рабочего времени в течение суток или более 2 ч непрерывно.
3.60 пороговая зона тоннеля: Участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.
3.61 пороговое приращение яркости TI, %: Критерий, регламентирующий слепящее действие светильников осветительной установки в поле зрения водителя транспортного средства. Характеризует увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие. Определяется по формуле
где
- средняя яркость дорожного покрытия,
;
k - множитель, равный 950 при
и 650 при
;
- вертикальная освещенность на глазу водителя от i-го светильника, лк;
- угол между направлением на i-й светильник и линией зрения, град.;
n - число светильников, попадающих в поле зрения водителя в пределах интервала угла
.
3.62 предельная равномерность распределения освещенности (яркости)
: Отношение минимальной освещенности (яркости) к максимальной:
3.63 продольная равномерность распределения яркости дорожного покрытия
: Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия
к максимальному его значению
по оси полосы движения:
.
3.64 проезд: Территория, предназначенная для движения как транспорта, так и пешеходов.
3.65 пути эвакуации: Маршрут для выхода людей из опасной зоны в аварийной ситуации. Начинается от места пребывания людей и заканчивается в безопасной зоне.
3.66 рабочая поверхность: Поверхность, на которой проводится работа, нормируется и измеряется освещенность.
3.67 рабочее освещение: Освещение, обеспечивающее нормируемые световые условия (освещенность, качество освещения) в помещениях и местах производства работ вне зданий.
3.68 равномерность естественного освещения: Отношение минимального значения к среднему значению КЕО в пределах характерного разреза помещения.
3.69 равномерность распределения освещенности (яркости)
: Отношение минимального значения освещенности (яркости) к среднему значению освещенности (яркости):
.
3.70 развязка: Пересечение дорог в разных уровнях со съездами для перехода транспортных средств с одной дороги на другую.
3.71 расстояние безопасного торможения (РБТ), м: Минимальное расстояние, требуемое для надежного приведения транспортного средства, движущегося с расчетной скоростью, в состояние полной остановки.
Примечание - Определяется суммарным временем реагирования водителя на появившееся препятствие для принятия решения и торможения транспортного средства.
3.72 расчетная скорость движения: Максимальная скорость движения одиночного автомобиля, принятая при проектировании дороги.
3.73 расчетное значение КЕО
, %: Значение, полученное расчетным путем при оценке естественного или совмещенного освещения помещений:
а) при боковом освещении по формуле
б) при верхнем освещении по формуле
в) при комбинированном (верхнем и боковом) освещении по формуле
, (3.13)
где L - число участков небосвода, видимых через световой проем из расчетной точки;
- геометрический КЕО в расчетной точке при боковом освещении, учитывающий прямой свет от i-го участка неба;
- коэффициент светового климата, принимают по
таблице 5.1;
- коэффициент неравномерности яркости i-го участка облачного неба МКО;