(Действующий) СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
6.8 Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота на 360°, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими.
Ширина прохода для универсамов, супермаркетов и оптовых рынков (торговая площадь свыше 650 м2) должна быть не менее 2 м.
6.9 В блоке касс как минимум один из контрольных кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Ширина прохода около такого кассового поста должна быть не менее 1,1 м.
Информационный знак доступности кассы должен располагаться на высоте, видной для покупателя на кресле-коляске.
6.10 Для акцентирования внимания покупателей с нарушением зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные (рекомендуемая высота размещения горизонтально или под наклоном на витринах и полках на высоте от 0,7 до 1,4 м от уровня пола), световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера в соответствии с требованиями СП 136.13330. Пиктограммам и указателям для выделения отдельных товарных групп в торговом зале рекомендуется присваивать различные лидирующие цвета. Не следует одновременно использовать красный, зеленый, синий и фиолетовый цвета.
Рекомендуемые сочетания цветов следует принимать по СП 136.13330.
В удобном для посетителя-инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация (тактильная мнемосхема) о расположении торговых залов и секций, об ассортименте товаров, а также средства связи с администрацией.

Предприятия питания

6.11 В предприятиях питания и их зонах, предназначенных для специализированного обслуживания маломобильных посетителей, рекомендуется предусматривать обслуживание официантами.
При отсутствии в здании пассажирских лифтов обеденные залы рекомендуется размещать на первом этаже. Оборудование мест, приспособленных для маломобильных посетителей, размещенных на основном этаже (преимущественно первом), должно соответствовать аналогичному оборудованию мест, размещенных на недоступных для инвалидов этажах (уровнях).
6.12 В помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд должна быть не менее 0,9 м. Для обеспечения свободного огибания при проходе кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 м.
В буфетах и закусочных должно быть не менее одного стола высотой 0,75-0,85 м.
Ширина прохода между столами в ресторане должна быть не менее 1,2 м.
Секция стойки бара для инвалидов на кресле-коляске должна иметь ширину столешницы 1,6 м, высоту от пола не более 0,85 м и свободное пространство для ног 0,75 м.
6.13 В предприятиях питания рекомендуется отводить до 5% мест, но не менее одного, для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с нарушением зрения, с площадью не менее 3 м2 на каждое место. Размещение и габариты мест приведены на рисунках Б.17-Б.20.
6.14 В помещениях общественного питания должно быть 5% столов, но не менее одного обеденного стола высотой 0,65-0,8 м. Такие столы должны иметь необходимую ширину между ножками и необходимую глубину столешницы в соответствии с требованиями СП 136.13330. Стойки баров и кафетериев должны иметь пониженную часть - высотой от пола не более 0,8 м и шириной 0,8-1,0 м для обслуживания инвалида на кресле-коляске.
6.15 В предприятиях питания, связанных с длительным пребыванием посетителей (рестораны, столовые), гардеробные стойки в местах обслуживания маломобильных посетителей следует устраивать в соответствии с рекомендациями СП 136.13330.
6.16 Вестибюли, холлы, аванзалы, уборные, умывальные и другие вспомогательные помещения, доступные для маломобильных посетителей, следует проектировать с учетом требований СП 59.13330 и рекомендациями СП 136.13330.
6.17 Информация о предприятии (тип, класс, форма обслуживания, доступность для маломобильных посетителей), а также меню должны быть легко определяемы и доступны для инвалидов на креслах-колясках и лиц с нарушением зрения. Меню должно иметь контрастные надписи простым шрифтом и шрифтом Брайля. В качестве альтернативы может использоваться меню предприятия в версии для слабовидящих, доступной в сети Интернет.
6.18 Специализированные средства информации для МГН должны решаться в соподчинении с основной дизайнерской концепцией интерьера.

Предприятия бытового обслуживания

6.19 Если предприятия бытового обслуживания (приемные пункты, дома мод, ателье, мастерские, парикмахерские, предприятия стирки, химчистки и т.д.) не включены в систему целевого оказания услуги на дому, то для нужд маломобильных групп населения следует проектировать (приспосабливать для использования) помещения для посетителей в зданиях предприятий приближенного бытового обслуживания и комплексы бытового обслуживания, включающие широкий перечень услуг, а также пункты проката предметов домашнего быта.
Планировка кабины для переодевания, примерочной и т.п. зон и помещений, должны иметь свободное пространство размерами не менее 1,5x1,5 м.
6.20 Ввиду небольших мощностей эти предприятия могут размещаться во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях первых этажей жилых зданий.

Здания и сооружения вокзалов пассажирского транспорта

6.21 В зданиях вокзалов расположение помещений не должно создавать у МГН растерянности и беспомощности при движении от входа к кассам, зонам ожидания, туалетам, выходам на перрон. Расположение залов в подземном уровне или на втором (антресольном) этаже должно быть оправдано расчетными объемами движения, рельефом или функционально-композиционными соображениями. Такое решение требует устройства специальных тоннелей для пассажиров или конкорсов, галерей, балконов и мостиков для доступности платформ. Для маломобильных пассажиров требуется дополнительное устройство лифтов или вертикальных и наклонных пристенных подъемников.
Помещения зданий вокзалов различных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.
6.22 В зонах интенсивного пешеходного движения может предусматриваться специальная тактильная разметка для пассажиров-инвалидов по зрению. Рекомендуется, по возможности, предусматривать изолированную полосу параллельного движения (при входах в здание, выходах на перроны или посадочные платформы, в сложных транспортных узлах - выходах из метро, входах со стороны остановок наземного городского транспорта и т.п.).
В опорах конкорсов следует устраивать как грузовые подъемники, так и лифты для маломобильных пассажиров грузоподъемностью 600 кг и более для размещения инвалида с сопровождающим и его багажом. Размеры кабины должны вмещать больного на носилках скорой медицинской помощи с санитарами.
6.23 К зонам для маломобильных пассажиров в залах ожидания доступные пути движения должны сопровождаться четкой и доступной информацией для всех групп МГН.
Не менее одного киоска, телефона, торгового автомата и др. должны быть доступны для инвалидов. Все эти устройства должны иметь знак доступности, который должен быть идентичен по всему зданию.
Регистрация билетов и оформление багажа для МГН без сопровождения должна осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,85 м. Стойки для заполнения деклараций в аэропортах международных авиалиний должны быть доступны для инвалидов на кресле-коляске.
6.24 Зону ожидания и отдыха в залах ожидания следует предусматривать в стороне от основных потоков пассажиров (магистральных проходов), изолировать от наиболее шумных помещений и, по возможности, соединять с перронами специальными выходами.
Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне.
Специальную зону ожидания и отдыха рекомендуется размещать на основном этаже, в одном уровне с входом в здание вокзала и выходами к платформам (перронам, причалам) при обеспечении освещенных, безопасных и коротких переходов между ними.
Места в специальной зоне ожидания и отдыха следует оборудовать индивидуальными средствами информации и связи: наушниками, подключаемыми к системам информационного обеспечения вокзалов; дисплеями с дублированием изображения информационных табло и звуковых объявлений; техническими средствами экстренной связи с администрацией, доступными тактильному восприятию; прочими специальными системами сигнально-информационного обеспечения (компьютеры, справки по телефону и т.п.).
6.25 В непосредственной близости от зоны ожидания и отдыха следует предусматривать специальные туалеты для инвалидов - в отдельной кабине или в составе туалетов для пассажиров, но не менее чем по одной кабине для мужчин и женщин, комнату матери и ребенка.
6.26 Зону ожидания и отдыха, если отсутствуют ведомственные нормы проектирования, следует предусматривать из расчета 5% общего числа мест для сидения в залах ожидания.
Вблизи зоны ожидания и отдыха следует предусматривать также площадь для хранения штатных кресел-колясок и место дежурного по залу или устройство связи с ним.
6.27 В зонах входа-выхода, ожидания и отдыха для пассажиров-инвалидов следует обеспечивать условия оптимального визуального и акустического восприятия общих систем информационного обеспечения пассажиров (табло с расписанием движения транспорта, общая система оповещения и индукционные системы, системы радиоинформирования).
6.28 Для оборудования зоны отдыха и ожидания рекомендуется предусматривать трансформируемое оборудование (кресла с откидными спинками для сна, откидные столики для чтения и приема пищи, оборудованные местной подсветкой).
6.29 В непосредственной близости от зоны отдыха и ожидания рекомендуется разместить несколько блоков индивидуальной камеры хранения и телефон местной и междугородней связи, а также специальное текстовое устройство и/или факсимильный аппарат для получения и передачи информации лицами с нарушениями слуха. Все оборудование должно быть установлено в зоне досягаемости инвалидами.
6.30 Следует предусмотреть сигнальные визуальные и тактильные указатели, радиоинформаторы для входов и выходов, туалетов, вестибюля, кассового и операционного залов, камеры хранения, ресторана, пункта медицинской помощи, милиции, справочного бюро.
6.31 На открытых автостоянках у вокзалов следует выделять места для личного автотранспорта инвалидов. Количество таких мест следует принимать из расчета: 4% - при общем количестве мест на стоянке до 100; 3% - при количестве мест от 100 до 200; 2% - при количестве мест от 200.
6.32 В автоматических камерах хранения не менее 3% мест, расположенных в нижнем ряду, должны резервироваться и приспосабливаться для пассажиров-инвалидов.
6.33 Не менее 5% окон и прилавков (но не менее одного) операционных помещений (касс, камер хранения, справочных служб, автоматов продаж и т.д.) рекомендуется размещать на высоте не более 0,85 м. Перед зоной обслуживания должно быть предусмотрено достаточное пространство для маневрирования кресел-колясок с учетом возможного их сопровождения (рисунок Б.21).
6.34 При расчете ширины перронов следует учитывать возможность параллельного движения инвалидов на креслах-колясках и багажных тележек по объездам выходов из тоннелей, опор навесов и осветительных мачт.
6.35 На перронах вдоль краев платформы следует применять тактильные предупредительные полосы контрастного цвета с поверхностью платформы в соответствии с ГОСТ 12.4.026, а также тактильные предупредительные полосы в соответствии с ГОСТ Р 52875 - для пассажиров с нарушением зрения.
На перронах необходимо предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации, в том числе о расположении вагонов.
Низкие железнодорожные платформы должны быть приспособлены для использования стационарных или передвижных подъемников для посадки/высадки инвалидов.