(Действующий) СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
6.21 В зданиях вокзалов расположение помещений не должно создавать у МГН растерянности и беспомощности при движении от входа к кассам, зонам ожидания, туалетам, выходам на перрон. Расположение залов в подземном уровне или на втором (антресольном) этаже должно быть оправдано расчетными объемами движения, рельефом или функционально-композиционными соображениями. Такое решение требует устройства специальных тоннелей для пассажиров или конкорсов, галерей, балконов и мостиков для доступности платформ. Для маломобильных пассажиров требуется дополнительное устройство лифтов или вертикальных и наклонных пристенных подъемников.
Помещения зданий вокзалов различных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.
6.22 В зонах интенсивного пешеходного движения может предусматриваться специальная тактильная разметка для пассажиров-инвалидов по зрению. Рекомендуется, по возможности, предусматривать изолированную полосу параллельного движения (при входах в здание, выходах на перроны или посадочные платформы, в сложных транспортных узлах - выходах из метро, входах со стороны остановок наземного городского транспорта и т.п.).
В опорах конкорсов следует устраивать как грузовые подъемники, так и лифты для маломобильных пассажиров грузоподъемностью 600 кг и более для размещения инвалида с сопровождающим и его багажом. Размеры кабины должны вмещать больного на носилках скорой медицинской помощи с санитарами.
6.23 К зонам для маломобильных пассажиров в залах ожидания доступные пути движения должны сопровождаться четкой и доступной информацией для всех групп МГН.
Не менее одного киоска, телефона, торгового автомата и др. должны быть доступны для инвалидов. Все эти устройства должны иметь знак доступности, который должен быть идентичен по всему зданию.
Регистрация билетов и оформление багажа для МГН без сопровождения должна осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,85 м. Стойки для заполнения деклараций в аэропортах международных авиалиний должны быть доступны для инвалидов на кресле-коляске.
6.24 Зону ожидания и отдыха в залах ожидания следует предусматривать в стороне от основных потоков пассажиров (магистральных проходов), изолировать от наиболее шумных помещений и, по возможности, соединять с перронами специальными выходами.
Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне.
Специальную зону ожидания и отдыха рекомендуется размещать на основном этаже, в одном уровне с входом в здание вокзала и выходами к платформам (перронам, причалам) при обеспечении освещенных, безопасных и коротких переходов между ними.
Места в специальной зоне ожидания и отдыха следует оборудовать индивидуальными средствами информации и связи: наушниками, подключаемыми к системам информационного обеспечения вокзалов; дисплеями с дублированием изображения информационных табло и звуковых объявлений; техническими средствами экстренной связи с администрацией, доступными тактильному восприятию; прочими специальными системами сигнально-информационного обеспечения (компьютеры, справки по телефону и т.п.).
6.25 В непосредственной близости от зоны ожидания и отдыха следует предусматривать специальные туалеты для инвалидов - в отдельной кабине или в составе туалетов для пассажиров, но не менее чем по одной кабине для мужчин и женщин, комнату матери и ребенка.
6.26 Зону ожидания и отдыха, если отсутствуют ведомственные нормы проектирования, следует предусматривать из расчета 5% общего числа мест для сидения в залах ожидания.
Вблизи зоны ожидания и отдыха следует предусматривать также площадь для хранения штатных кресел-колясок и место дежурного по залу или устройство связи с ним.
6.27 В зонах входа-выхода, ожидания и отдыха для пассажиров-инвалидов следует обеспечивать условия оптимального визуального и акустического восприятия общих систем информационного обеспечения пассажиров (табло с расписанием движения транспорта, общая система оповещения и индукционные системы, системы радиоинформирования).
6.28 Для оборудования зоны отдыха и ожидания рекомендуется предусматривать трансформируемое оборудование (кресла с откидными спинками для сна, откидные столики для чтения и приема пищи, оборудованные местной подсветкой).
6.29 В непосредственной близости от зоны отдыха и ожидания рекомендуется разместить несколько блоков индивидуальной камеры хранения и телефон местной и междугородней связи, а также специальное текстовое устройство и/или факсимильный аппарат для получения и передачи информации лицами с нарушениями слуха. Все оборудование должно быть установлено в зоне досягаемости инвалидами.
6.30 Следует предусмотреть сигнальные визуальные и тактильные указатели, радиоинформаторы для входов и выходов, туалетов, вестибюля, кассового и операционного залов, камеры хранения, ресторана, пункта медицинской помощи, милиции, справочного бюро.
6.31 На открытых автостоянках у вокзалов следует выделять места для личного автотранспорта инвалидов. Количество таких мест следует принимать из расчета: 4% - при общем количестве мест на стоянке до 100; 3% - при количестве мест от 100 до 200; 2% - при количестве мест от 200.
6.32 В автоматических камерах хранения не менее 3% мест, расположенных в нижнем ряду, должны резервироваться и приспосабливаться для пассажиров-инвалидов.
6.33 Не менее 5% окон и прилавков (но не менее одного) операционных помещений (касс, камер хранения, справочных служб, автоматов продаж и т.д.) рекомендуется размещать на высоте не более 0,85 м. Перед зоной обслуживания должно быть предусмотрено достаточное пространство для маневрирования кресел-колясок с учетом возможного их сопровождения (рисунок Б.21).
6.34 При расчете ширины перронов следует учитывать возможность параллельного движения инвалидов на креслах-колясках и багажных тележек по объездам выходов из тоннелей, опор навесов и осветительных мачт.
6.35 На перронах вдоль краев платформы следует применять тактильные предупредительные полосы контрастного цвета с поверхностью платформы в соответствии с ГОСТ 12.4.026, а также тактильные предупредительные полосы в соответствии с ГОСТ Р 52875 - для пассажиров с нарушением зрения.
На перронах необходимо предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации, в том числе о расположении вагонов.
Низкие железнодорожные платформы должны быть приспособлены для использования стационарных или передвижных подъемников для посадки/высадки инвалидов.
При реконструкции или модернизации существующие станции со среднегодовым суточным пассажиропотоком 1000 пассажиров и менее допускается не устанавливать подъемники или рампы, если на станции в пределах 50 км на той же линии есть станция, полностью обеспечивающая доступность для инвалидов.
При этом проект станции должен предусматривать возможность установки подъемников и/или рамп в будущем, чтобы обеспечить доступность станции для инвалидов.
6.36 В аэровокзалах доступность перронов вылета/прибытия следует обеспечивать: размещением специального выхода шириной не менее 1,2 м для маломобильных пассажиров.
При посадке в самолет с уровня земли (высадке) для подъема или спуска маломобильных пассажиров следует предусматривать специальное устройство - приставной механизированный трап-эскалатор или автолифт.
В аэровокзалах в посадочных галереях с уровня второго этажа через каждые 10 м следует предусматривать горизонтальные площадки для отдыха размером не менее 1,5x1,5 м.
При посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) МГН следует предусматривать специальное подъемное устройство: амбулаторный автолифт (амбулифт) и т.п. устройства.
6.37 На вокзалах и аэровокзалах рекомендуется предусматривать помещение для специальной службы сопровождения и помощи инвалидам и другим маломобильным пассажирам, а также зону хранения малогабаритных колясок, используемых для обслуживания инвалидов при прохождении регистрации, контроля, досмотра и перемещения по проходу салона самолета.
6.38 В автовокзалах для обслуживания маломобильных пассажиров не рекомендуется использование островных перронов. Перроны с береговым, полуостровным или пирсовым расположением в автовокзалах междугородних перевозок должны оборудоваться стационарными или передвижными подъемниками для посадки/высадки инвалидов из автобусов, не оборудованных подобными средствами.
6.39 Для пересадочных узлов вокзальных комплексов целесообразно использовать подъемные платформы с вертикальным и наклонным перемещением инвалидов, которые могут быть с платформой или кабиной, пандусы, в том числе переносные (съемные), траволаторы, эскалаторы.

7 Объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения

7.1 Физкультурно-спортивные сооружения, доступные для инвалидов, следует рассматривать как составную часть единой сети физкультурно-спортивных сооружений. Эти сооружения должны быть рассчитаны на совместное использование инвалидами и остальным населением.
На физкультурно-спортивных сооружениях общегородского уровня при числе инвалидов среди населения более 2,5 тыс. чел. допускается строительство специальных спортивных залов для инвалидов, если иное не определено генпланом развития города.
Специализированные спортивные сооружения только для спортсменов паралимпийцев и сурдлимпийцев - центры "инваспорта", где могут проводиться как учебно-тренировочные занятия, так и соревнования, в данном документе не рассматриваются.
7.2 Открытые и крытые физкультурно-спортивные сооружения могут быть учебно-тренировочные (без мест для зрителей) или демонстрационные (стадионы и универсальные спортивно-зрелищные залы).
Открытые и крытые физкультурно-спортивные сооружения с учетом доступности для инвалидов можно разделить на 2 группы:
сооружения, которые не требуют специального приспособления (сооружения для фехтования, стрельбы из лука и пневматического оружия) и могут использоваться инвалидами;
сооружения общего пользования, которые следует приспособить для занятий инвалидов на основании выполнения целого ряда требований и дополнительного оборудования (залы, бассейны, площадки для физкультурно-спортивных занятий). Полный набор сооружений и зон для занятий инвалидов должен соответствовать Всероссийскому реестру видов спорта.
В данном разделе рассматривается только вторая группа сооружений.
Основная часть требований данного раздела относится к учету специфики таких категорий занимающихся, как инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, так и ограничением зрения.
7.3 Для физкультурно-спортивных сооружений в основном предпочтительны решения с устройством общих путей движения и мест обслуживания и проведения занятий для здоровых и маломобильных посетителей. При наличии специализированных залов в составе сооружений общего пользования возможны решения с устройством параллельных путей движения и мест обслуживания инвалидов.
Полный набор специализированного спортивного оборудования, параметры помещений и зон для соревнований, и дополнительные требования для удобства занятий МГН следует включать в утверждаемое техническое (или технологическое) задание.
На спортивных, спортивно-зрелищных и физкультурно-оздоровительных объектах необходимо обеспечить наличие зон для выгула собак-поводырей и других служебных собак. В зоне выгула собак-поводырей рекомендуется применять легко очищаемое твердое покрытие.

Участок и функциональное зонирование

7.4 Спортивно-зрелищные залы, доступные маломобильным группам населения, следует располагать в центральных зонах городов на участках со спокойным рельефом, обеспеченных удобными транспортными связями. Участок стадиона следует удалять от источников шума и загрязнения воздуха. С точки зрения освоения рельефа и доступности для всех групп населения, включая маломобильных, предпочтительна территория, позволяющая размещать трибуны на естественных откосах, а спортивные площадки и поля, пешеходные пути - на ровных участках.
7.5 Обслуживающие помещения для занимающихся, включая инвалидов, следует располагать в специальных павильонах или под трибунами, при этом их удаление от мест проведения физкультурно-спортивных занятий не должно превышать 150 м.