Действующий
1. Строительные нормы и правила города Москвы, обеспечивающие благоприятную среду жизнедеятельности в
период строительства, должны содержать разделы и положения, определяющие:
2) критерии, нормы и правила определения границ
прилегающих территорий, обеспечения безопасности и защиты прилегающих территорий и окружающей среды от неблагоприятных воздействий в период строительства, обеспечения требований санитарно-эпидемиологического благополучия, организации комплексного благоустройства прилегающих территорий, порядок организации их транспортного, культурно-бытового и коммунально-бытового обслуживания, инженерного обеспечения в период строительства, нормы и правила компенсационного озеленения в период строительства в случаях, предусмотренных законодательством;
3) нормы и правила организации и выполнения подготовительных, земляных и строительных работ, порядок получения разрешений на выполнение отдельных видов, этапов работ, порядок приемки выполненных видов, этапов работ, в том числе требования к выполнению работ в ночное время суток;
4) порядок организации комплексного благоустройства участка строительства и прилегающей территории после завершения работ по
строительству, порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов;
5) особенности обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства на территориях, отнесенных к различным типам функционального, строительного, ландшафтного назначения в соответствии с Законом города Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы;
6) специальные требования к обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности на территориях-объектах особого регулирования градостроительной деятельности (особо охраняемые природные территории и иные территории природного комплекса, территории объектов культурного наследия и зоны их охраны);
7) состав, порядок разработки, согласования и утверждения градостроительной и проектной документации, включая проект организации строительства, проект производства работ, содержащей решения об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства.
2. Строительные нормы и правила города Москвы утверждаются и вводятся в действие Правительством Москвы. Строительные нормы и правила города Москвы до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, государственной вневедомственной экспертизе, согласованию уполномоченными органами государственного контроля и надзора в строительстве, территориальными органами исполнительной власти города Москвы, органом архитектуры и градостроительства города Москвы, уполномоченным органом Правительства Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды, органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве, уполномоченным государственным органом по гражданской обороне и предотвращению чрезвычайных ситуаций, уполномоченным органом государственной противопожарной службы в городе Москве, уполномоченным органом государственной инспекции безопасности дорожного движения в городе Москве, уполномоченными органами Правительства Москвы в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, топливно-энергетического хозяйства, транспорта и связи. Строительные нормы и правила города Москвы вступают в действие после их регистрации в установленном порядке, подлежат опубликованию.
3. Утвержденные строительные нормы и правила города Москвы обязательны для выполнения всеми субъектами правоотношений, регулируемых настоящим Законом. Нарушение при проектировании, строительстве, реконструкции, комплексном капитальном ремонте строительных норм и правил города Москвы в части требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства является основанием для обращения в суд.
Статья 6. Обеспечение в градостроительной, исходно-разрешительной, проектной документации требований благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства
1. В проектах планировки, проектах застройки, градостроительных обоснованиях строительства, реконструкции
градостроительных объектов меры по обеспечению безопасности территорий, охране окружающей среды, выполнению санитарных норм и правил, благоустройству и озеленению территорий должны определяться с учетом воздействия строительства на окружающую территорию и функционирование в
период строительства объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур. Градостроительная документация, включающая указанные выше меры, подлежит согласованию территориальными органами исполнительной власти города Москвы, а также уполномоченным органом Правительства Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды, органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве, уполномоченным государственным органом по гражданской обороне и предотвращению чрезвычайных ситуаций, уполномоченным органом государственной противопожарной службы в городе Москве и иными органами в соответствии с законодательством.
3. Проект организации строительства, разрабатываемый в составе проектной документации, должен в соответствии с исходно-разрешительной документацией, градостроительными, строительными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами определять проектные решения на участке строительства и прилегающей территории по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, благоустройству, озеленению, организации транспортного и пешеходного движения, размещению стоянок индивидуальных автомобилей и остановок общественного транспорта, инженерному обеспечению, организации обслуживания населения в
период строительства.
4. Указанные в части 3 настоящей статьи проектные решения должны подтверждаться материалами научно-исследовательских работ, изысканий, обследований состояния территории, объектов недвижимости, зеленых насаждений, выполненных в установленном порядке, и подлежат согласованию соответствующим территориальным органом исполнительной власти города Москвы, иными органами в установленном законодательством порядке, а также подлежат государственной вневедомственной экспертизе, а в случаях, предусмотренных законодательством, - государственной экологической экспертизе.
5. Граждане, проживающие на
прилегающей территории, граждане и юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями объектов недвижимости на прилегающей территории вправе получать информацию о подготовке градостроительной и проектной документации в части вопросов обеспечения в ней требований благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, вносить свои предложения, обращаться с заявлениями в органы местного самоуправления, в территориальные органы исполнительной власти города Москвы до утверждения указанной документации в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы. Предложения, обращения граждан и юридических лиц по указанным выше вопросам подлежат обязательному рассмотрению при согласовании градостроительной и проектной документации в территориальных органах исполнительной власти, в органах местного самоуправления, при проведении государственной экспертизы. Разногласия и споры по вопросам обеспечения прав граждан и юридических лиц в
период строительства решаются путем согласительных процедур в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, или судом.
6. В случаях, когда требования законодательства об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства могут быть выполнены только путем осуществления конструктивных, инженерно-технических и иных мероприятий в отношении не принадлежащих заказчику (застройщику) объектов недвижимости на прилегающей территории, такие мероприятия должны предусматриваться проектной документацией при условии юридически удостоверенного согласия собственников указанных объектов недвижимости и осуществления указанных мероприятий за счет заказчика (застройщика).
Статья 7. Обеспечение требований благоприятной среды жизнедеятельности при подготовке и выполнении работ по строительству
1. Подготовка и выполнение работ по
строительству осуществляется на основании разрешения на строительство в соответствии с проектной документацией, градостроительными, строительными и санитарными нормами и правилами.
2. Основанием для выполнения исполнителем подготовительных, земляных, строительно-монтажных работ на участке строительства и прилегающей территории является разрешение органа государственного архитектурно-строительного надзора, специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области административно-технического надзора в строительстве, согласованное в установленном порядке с соответствующим территориальным органом исполнительной власти. Выполнение работ без указанных разрешений запрещается. Выполнение каждого вида, этапа работ разрешается только после выполнения предусмотренных проектной документацией соответствующих мер по обеспечению безопасности, благоустройства, обслуживания прилегающей территории.
3. Не позднее, чем за десять дней до начала работ по подготовке
участка строительства и благоустройству
прилегающей территории заказчик (застройщик) обязан установить на месте визуальную информацию о предстоящих работах, заказчике, исполнителе работ.
4. Граждане и юридические лица вправе получать информацию о наличии разрешений на выполнение работ в органе государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, в специально уполномоченном органе Правительства Москвы в области административно-технического надзора в строительстве, соответствующем территориальном органе исполнительной власти города Москвы. Граждане и юридические лица вправе требовать от указанных выше органов или в суде прекращения работ, выполняемых без разрешения или с нарушением требований настоящего Закона.
Статья 8. Обеспечение требований благоустройства территории при приемке и вводе в эксплуатацию завершенных объектов
1. Приемка и ввод в эксплуатацию завершенного строительством объекта осуществляется в порядке, установленном законодательством, строительными нормами и правилами, при условии выполнения заказчиком (застройщиком) в полном объеме работ по благоустройству участка строительства и прилегающей территории в соответствии с проектной документацией, градостроительными, строительными и санитарными нормами и правилами в части комплексного благоустройства территории.
2. В зимний период ввод в эксплуатацию объекта может оформляться при условии принятия заказчиком (застройщиком) обязательств о выполнении подрядной организацией в ближайший весенний период незавершенных работ по благоустройству и озеленению в полном объеме.
3. Префекты административных округов создают в установленном порядке комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, утверждают акты приемки объектов в эксплуатацию, за исключением случаев, установленных законодательством, а также участвуют в работе ведомственных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию, подписывают акты указанных комиссий.
4. Решения комиссий о приемке или об отказе в приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов могут быть обжалованы в суде.
Статья 9. Контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства
1. Состояние среды жизнедеятельности в
период строительства подлежит государственному, муниципальному и общественному контролю.
2. Обязательному государственному и муниципальному контролю за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства подлежат:
2) соответствие выполняемых работ, состояния участка строительства и прилегающей территории строительным нормам и правилам и установленным иными нормативными правовыми актами требованиям безопасности территории, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, территорий природного комплекса, зеленых насаждений, охраны памятников истории и культуры;
3) наличие у заказчиков, исполнителей работ лицензий на выполнение работ, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, сертификатов продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с законодательством;
4) наличие у исполнителей работ разрешений на выполнение отдельных видов, этапов работ;
5) своевременность и надлежащее выполнение исполнителями работ предписаний органов контроля об устранении нарушений порядка выполнения работ и состояния участков строительства и прилегающих территорий.
3. Уполномоченные органы и должностные лица осуществляют государственный и муниципальный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства исключительно по вопросам, указанным в
части 2 настоящей статьи в пределах своих полномочий.
4. Государственный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства в пределах своих полномочий осуществляют специально уполномоченные органы государственного контроля и надзора, а также уполномоченные Правительством Москвы органы исполнительной власти города Москвы.
5. Муниципальный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства на территориях муниципальных образований в городе Москве осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
6. Государственный и муниципальный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в
период строительства должен исключать дублирование проверок, нарушение порядка и графика выполнения работ, установленных утвержденным проектом организации строительства, кроме случаев, когда такие изменения необходимы для устранения нарушений требований благоприятной среды жизнедеятельности. В этих целях специально уполномоченный орган Правительства Москвы в области административно-технического надзора в строительстве осуществляет координацию проверок, проводимых уполномоченными Правительством Москвы органами исполнительной власти города Москвы, а также взаимодействие при проведении проверок со специально уполномоченными органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Порядок осуществления контроля уполномоченными Правительством Москвы органами исполнительной власти города Москвы, порядок их взаимодействия при проведении проверок со специально уполномоченными органами государственного контроля и органами местного самоуправления устанавливает Правительство Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.
7. Уполномоченные Правительством Москвы органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления осуществляют проверки:
1) до начала и по завершению работ, на выполнение которых получено разрешение в соответствии с утвержденным проектом организации строительства;
2) по истечении сроков, установленных для устранения нарушений;
3) на основании заявлений граждан и юридических лиц, чьи права могут быть нарушены при выполнении работ;
4) в иных случаях, установленных законодательством.
8. Должностные лица уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, должностные лица органов местного самоуправления при проведении в установленном порядке проверок имеют право:
2) получать от заказчиков (застройщиков), исполнителей работ разрешения на строительство, разрешения на выполнение работ, лицензий на выполнение работ, подлежащих лицензированию, сертификаты на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации, утвержденную проектную документацию;
3) использовать технические средства контроля и мониторинга состояния среды жизнедеятельности и объектов недвижимости;
4) требовать от заказчиков (застройщиков), исполнителей работ устранения нарушений, устанавливать сроки устранения нарушений;
5) направлять в федеральные органы исполнительной власти, в Правительство Москвы, в прокуратуру, в суд материалы проверок для привлечения к ответственности за нарушение законодательства об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в
период строительства.