(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

14 Организация процесса обучения безопасности труда

14.1 При обучении вопросам безопасности труда в зависимости от производственной необходимости сочетают традиционные методы обучения (лекция, практическое занятие, самостоятельная подготовка по учебным пособиям и иным учебно-методическим материалам) с современными методами модульного и накопительного обучения, с использованием обучающих компьютерных программ, средств дистанционного обучения, средств визуализации (видеоматериалы), тренажеров и других информационных технологий обучения.
14.2 Основным и главным критерием усвоения обучаемыми требований охраны труда является успешная проверка их знаний требований охраны труда.
14.3 Обучение работающих по охране труда и проверка знаний требований охраны труда могут проводиться организатором обучения без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы (не более трех дней в неделю не более чем по 4 ч в день), с полным отрывом от работы.
14.4 Обучение слушателей по охране труда и проверка знаний требований охраны труда могут проводиться обучающей организацией:
- без отрыва от производства - проведение обучения в рабочее время и на территории, контролируемой заказчиком обучения, в том числе с помощью дистанционных технологий;
- с частичным отрывом от производства - совмещение в один день работы и обучения вне территории, контролируемой заказчиком обучения;
- с отрывом от производства - обучение весь рабочий день вне территории, контролируемой заказчиком обучения.
14.5 При обучении вопросам безопасности и охраны труда применяют следующие формы временной организации освоения учебной программы:
- классическое непрерывное (день за днем) аудиторное обучение до освоения всей программы и сдачи итоговой проверки знаний (экзамен, собеседование, тестирование);
- модульное аудиторное обучение по различным тематическим модулям программы в разные дни, в том числе с перерывами между аудиторным изучением отдельных модулей;
- дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
- комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.
При необходимости возможна и другая организация процесса обучения при сохранении его содержания.
14.6 Обучение должно длиться вплоть до освоения всей учебной программы и сдачи итоговой проверки знаний (экзамен, собеседование, тестирование).
14.7 Длительность срока обучения и освоения той или иной программы обучения определяется организатором обучения в зависимости от характера профессиональной деятельности обучаемых, характера своей производственной деятельности, вида и формы обучения, а также в соответствии с требованиями национального законодательства.
14.8 Организатор обучения либо обучающая организация по согласованию с заказчиком обучения выбирают наиболее оптимальный способ обучения, а также проверки знаний требований охраны труда, не снижающий их качество.
14.9 Сроки и порядок обучения, а также форма контроля знаний требований охраны труда при обучении охране труда в форме повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки реализуются обучающими организациями в соответствии с установленным национальным законодательством порядком.
14.10 Учебные планы и программы обучения должны быть построены в соответствии с естественной логикой рассмотрения вопросов охраны труда: от общего к частному; от причины к следствию; от опасных и вредных производственных факторов условий труда к мерам защиты от них, вплоть до первой помощи и социальной защиты пострадавших; от правовых основ охраны труда как элемента социальной политики государства до конфетных деталей организации работ по охране труда на рабочем месте.
Детальность и содержательность изучаемого курса должна соответствовать запросам обучаемых.
Окончательную адаптацию глубины и содержания излагаемого курса к потребностям слушателей выполняет преподаватель в процессе проведения учебных занятий: понятные и знакомые слушателям вопросы он излагает более сжато, на разъяснении новых и непонятных вопросов останавливается подробнее. Часть сведений при этом может повториться.
Приложение А
(рекомендуемое)

Формы фиксации результатов обучения

А.1 Форма А.1 - Форма протокола заседания комиссии по проверке знаний
по безопасности труда
________________________________________________________________________
титул - наименование организации, в которой образована комиссия
ПРОТОКОЛ N______
заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда
"_____"_______20_______ года
Комиссия в составе:
председателя____________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
и членов комиссии_______________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
На основании приказа N________от "_____"____________20____года произвела проверку
знаний___________________________________________________________________________
(вид обучения или проверки знаний)
и установила:
Фамилия, имя, отчество
Должность, профессия
Место работы
Отметка о проверке знаний (сдал, не сдал)
Примечание
1
2
3
4
5
Председатель комиссии _________________________ _____________________
(личная подпись) (фамилия, инициалы)
Члены комиссии _________________________ _____________________
(личная подпись) (фамилия, инициалы)
_________________________ _____________________
(личная подпись) (фамилия, инициалы)
_________________________ _____________________
(личная подпись) (фамилия, инициалы)
А.2 Форма А.2 - Форма личной карточки прохождения обучения безопасности труда
_________________________________________________________________________