Действующий
Подпор следует определять с учетом возможного размыва русла под мостом, но не более чем на 50% полного размыва.
При сооружении дополнительных путей и усилении (реконструкции) существующих линий бровку земляного полотна по условиям пропуска паводков на подходах к водопропускным сооружениям через постоянные водотоки, а также на участках линий, расположенных вдоль водотоков и водоемов, следует принимать в соответствии с настоящими нормами с учетом опыта эксплуатации существующих линий.
Для малых мостов и труб наибольший расход следует принимать с учетом аккумуляции воды перед сооружением.
п.4.20, с учетом заторных и зажорных явлений.
4.21 На прижимных участках трассы в горных долинах для земляного полотна в виде прислоненных к косогору насыпей, насыпей на полках косогоров и полувыемок следует проверять достаточность возвышения бровки земляного полотна, установленного в соответствии с указаниями
В период производства работ допускается отводить поверхностные воды, устраивая временные канавы, лотки и кюветы.
В выемках, прорезающих массивы глинистых грунтов или крупнообломочных с глинистым заполнителем в районах избыточного увлажнения, следует предусматривать ниже дна кюветов дренажи, располагаемые в зоне сезонного промерзания - оттаивания.
На многопутных дорогах для отвода воды с основной площадки при глинистых грунтах следует предусматривать между вторым и третьим путями продольный дренаж или закрытый лоток с уклоном не менее 2 ,с поперечными выпусками через путь в полевую сторону, который следует устраивать в пониженных местах продольного профиля, но не реже, чем через 500 м.
Съезды с автомобильных дорог к земляному полотну не должны препятствовать стоку воды по водоотводным канавам.
Глубина водоотводных и нагорных канав и ширина их по дну должна быть не менее 0,6 м, на болотах - не менее 0,8 м.
В выемках при расположении путей на уклонах менее 2 и на площадках глубину кюветов на водораздельных точках допускается уменьшать до 0,2 м при сохранении ширины кюветов по дну и ширины выемки на уровне бровки земляного полотна.
В выемках в слабовыветривающихся скальных породах вместо кюветов допускается устраивать бордюры из камня или бетонных блоков. Кюветы в выветривающихся скальных породах, когда не требуется устройство кювет-траншей, допускаются глубиной не менее 0,4 м.
Для выемок в районах избыточного увлажнения в глинистых и легковыветривающихся скальных грунтах, а также в выемках с крутыми откосами в лессовидных грунтах и сухих лессах закюветные полки следует предусматривать при всех высотах откосов.
Для насыпей высотой до 2 м, отсыпаемых из резервов, при благоприятных климатических и инженерно-геологических условиях допускается уменьшать ширину бермы до 1 м.
Размещать резервы в пределах раздельных пунктов с путевым развитием, населенных пунктов, в местах расположения путевых зданий и подъездов, а также на участках развития карстовых процессов не допускается.
Притрассовые дороги на участках с активным развитием термокарста должны устраиваться на раздельном полотне не ближе 100 м от оси пути.
На участке с грунтами основания, имеющими относительную осадку оттаивания более 10%, водоотводные канавы следует проектировать с продольным уклоном не менее 4 и размещать их на расстоянии 5-10 м от подошвы насыпей.
┌─────────────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ Вид отклонения │Значение до-│Способ провер-│
│ │пускаемого │ки │
│ │отклонения от│ │
│ │проекта │ │
│ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│Отклонение высотных отметок бровки (оси)│ +5 │ Нивелировка │
│земляного полотна, см │ │ │
│ │ │ │
│Отклонение от проектного продольного ук-│ 0,0005 │ То же │
│лона дна канавы, траншеи, дренажа и т.д. │ │ │
│ │ │ │
│Уменьшение минимально допустимых уклонов│ Не допускается │
│дна канав, кюветов, дренажей │ │
│ │ │ │
│Отклонение бровки земляного полотна от│ +10 │Промеры через│
│проектного положения оси, см │ │50 м │
│ │ │ │
│Отклонение верха сливной призмы по шири-│ +10 │ То же │
│не, см │ │ │
│ │ │ │
│Увеличение крутизны откосов земляных соо-│Не допускается│Промеры не ме-│
│ружений │ │нее чем на│
│ │ │двух попереч-│
│ │ │никах на пике-│
│ │ │те │
│ │ │ │
│Отклонение от проектного положения бровки│ +15 │ То же │
│(подошвы) откоса насыпи (выемки), см │ │ │
│ │ │ │
│Отклонение в плоскости откосов на длине│ │ │
│не более 3 м, см: │ │ │
│ при укреплении посевом трав и сборной│ +10 │ " │
│ обрешеткой │ │ │
│ бетонными плитами │ +5 │ " │
│ │ │ │
│Отклонение по ширине берм, см │ +15 │Промеры через│
│ │ │50 м │
│ │ │ │
│Отклонение в поперечных размерах дренаж-│ +5 │ То же │
│ных траншей, см │ │ │
│ │ │ │
│Отклонение в поперечных размерах канав,│ +5 │ " │
│см │ │ │
│ │ │ │
│Уменьшение поперечных размеров кювета и│Не допускается│ " │
│водоотводной канавы │ │ │
│ │ │ │
│Отклонение от проектной толщины расти-│ 20 │Проверка каж-│
│тельного слоя на откосах, насыпях, выем-│ │дых 10 м2 не│
│ках, кавальерах, а также на площадках ре-│ │менее чем в 5│
│культивируемых земель, % │ │местах │
└─────────────────────────────────────────┴──────────────┴──────────────┘
Стыки рельсов в звеньевом пути, а также в уравнительных пролетах бесстыкового пути должны быть на шести болтах.
для пути с деревянными шпалами - костыльное или раздельное подкладочное; на скоростных и особогрузонапряженных линиях следует применять преимущественно раздельные подкладочные скрепления;
┌───────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ Показатель │Мощность верхнего строения пути на железнодо-│
│ │ рожных линиях категорий │
│ ├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤
│ │ско- │особог-│ I │ II │ III │ IV │
│ │ростные│рузо- │ │ │ │ │
│ │ │напря- │ │ │ │ │
│ │ │женные │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┴───────┤
│Тип рельсов │Р75-Р65│Р75-Р65│Р75-Р65│ Р65 │Старогодние │
│ │ │ │ │ │Р75-Р65 │
│ │ │ │ │ │Новые Р65 │
│Род шпал │ Деревянные I типа или железобетонные │Дере- │
│ │ │ │ │ │ │вянные │
│ │ │ │ │ │ │или же-│
│ │ │ │ │ │ │лезобе-│
│ │ │ │ │ │ │тонные │
│Число шпал на 1 км пу- │ │ │ │ │ │ │
│ти, шт.: │ │ │ │ │ │ │
│ на прямых и кривых│ 2000│ 2000│ 2000│ 1840│ 1840│ 1840│
│ радиусом 1200 м и бо-│ │ │ │ │ │ │
│ лее │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ на кривых радиусом│ 2000│ 2000│ 2000│ 2000│ 1840│ 1840│
│ менее 1200 м │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│Толщина балластного│ │ │ │ │ │ │
│слоя под шпалой, см: │ │ │ │ │ │ │
│ щебеночный или асбес-│ 30/20│ 35/20│ 30/20│ 30/20│ 25/20│ 25/20│
│ товый (числитель) на│ │ │ │ │ │ │
│ балластной подушке из│ │ │ │ │ │ │
│ песка, удовлетворяю-│ │ │ │ │ │ │
│ щего требованиям к│ │ │ │ │ │ │
│ балластным материалам│ │ │ │ │ │ │
│ (знаменатель) на пути│ │ │ │ │ │ │
│ с деревянными шпалами│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ то же, с железобетон-│ 35/20│ 40/20│ 35/20│ 35/20│ 30/20│ 30/20│
│ ными шпалами │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ асбестовый на пути с│ - │ 50 │ 50 │ 50 │ 45 │ 35 │
│ деревянными шпалами │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ то же, с железобетон-│ - │ 55 │ 55 │ 55 │ 50 │ 35 │
│ ными шпалами │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ гравийно-песчаный │ - │ - │ - │ - │ - │ 30 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Примечания │
│ 1 Двухслойную балластную призму при использовании щебеночного или│
│асбестового балласта следует укладывать на земляном полотне из│
│глинистых грунтов, песков мелких и пылеватых, в том числе при│
│устройстве защитного слоя в верхней части земляного полотна; на│
│земляном полотне из скальных, крупнообломочных грунтов и песков (за│
│исключением мелких и пылеватых) щебень и асбестовый балласт следует│
│укладывать в один слой, без песчаной балластной подушки, и толщина│
│балластного слоя на пути с деревянными шпалами в этом случае должна│
│быть не менее 30 см, в том числе при использовании других допускаемых│
│видов балласта, а на пути с железобетонными шпалами - не менее 35 см. │
│ 2 Если подушка устраивается из гравия, толщину слоя щебня или│
│асбеста следует уменьшать на 5 см без уменьшения общей толщины│
│балластного слоя. │
│ 3 При преобладании в основании земляного полотна просадочных и│
│сжимаемых грунтов следует укладывать звеньевой путь на│
│гравийно-песчаном и гравийном балласте. Постановку пути на щебеночный│
│балласт и укладку бесстыкового пути надлежит предусматривать после│
│полной стабилизации земляного полотна. │
│ 4 На линиях со скоростью движения более 140 км/ч необходимо│
│использовать только щебеночный балласт. │
│ 5 Железобетонные шпалы следует применять в бесстыковом пути.│
│Допускается по согласованию с железнодорожной администрацией применение│
│железобетонных шпал в звеньевом пути на линиях IV категории,│
│внутриузловых, внутристанционных, соединительных и подъездных путях. │
│ 6 На пескозаносимых участках следует укладывать термически│
│упроченные рельсы не легче Р65 на деревянных шпалах. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘