(Действующий) Строительные нормы и правила СНиП 32-01-95 "Железные дороги колеи 1520...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Расчетный уровень воды следует устанавливать по СНиП 2.01.14-83 исходя из вероятности превышения:
на скоростных, особогрузонапряженных линиях и линиях I - III категорий - 1:300 (0,33%);
на линиях IV категории - 1:100 (1%);
на подъездных путях IV категории - 1:50 (2%).
На подъездных путях, где по технологическим причинам не допускается перерыв движения, в обоснованных случаях вероятность превышения наивысшего уровня воды следует принимать равной 1:100 (1%).
Подпор следует определять с учетом возможного размыва русла под мостом, но не более чем на 50% полного размыва.
При сооружении дополнительных путей и усилении (реконструкции) существующих линий бровку земляного полотна по условиям пропуска паводков на подходах к водопропускным сооружениям через постоянные водотоки, а также на участках линий, расположенных вдоль водотоков и водоемов, следует принимать в соответствии с настоящими нормами с учетом опыта эксплуатации существующих линий.
Для малых мостов и труб наибольший расход следует принимать с учетом аккумуляции воды перед сооружением.
4.21 На прижимных участках трассы в горных долинах для земляного полотна в виде прислоненных к косогору насыпей, насыпей на полках косогоров и полувыемок следует проверять достаточность возвышения бровки земляного полотна, установленного в соответствии с указаниями п.4.20, с учетом заторных и зажорных явлений.
4.22 Возвышение бровки земляного полотна над уровнями воды (с учетом подпора и аккумуляции) при паводках на подходах к малым мостам и трубам должно быть при полунапорном режиме работы не менее 1,0 м.
4.23 Бровка земляного полотна должна возвышаться над наивысшим уровнем подземных вод или уровнем длительного стояния поверхностных вод на величину, достаточную для предохранения железнодорожного пути от пучения и просадок.
4.24 При расположении портала тоннеля в пределах заливаемой поймы продольный профиль должен обеспечивать выпуск водоотводного лотка тоннеля у портала не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня высоких вод (с учетом подпора и высоты волны), определяемого по наибольшему расходу с вероятностью превышения 1:300 (0,33%).
4.25 Откосы насыпей, выемок и всех защитных и водоотводных земляных сооружений и устройств, подверженных воздействию воды, льда, а также подтопляемых, должны быть укреплены.
Незатопляемые бермы должны быть шириной поверху не менее 3 м, с отметкой бровки по п.4.20.
4.26 В комплекс работ по возведению земляного полотна входят: устройство всех насыпей, выемок и водоотводных сооружений, мероприятия по обеспечению устойчивости оснований (осушение, водопонижение), устройство защитных, задерживающих, укрепительных и регуляционных сооружений, устройство специальных морозо- и теплозащитных слоев, рекультивация земель после окончания работ.
4.27 До начала отсыпки насыпей и разработки выемок необходимо обеспечить водоотвод, устраивая водоотводные сооружения, а также подготовить основания насыпей в соответствии с указаниями в проекте (каптаж ключей, осушение оснований, противопучинные мероприятия, борьба с карстовыми явлениями), а на пахотных землях - срезать плодородный слой почвы для последующего его использования при рекультивации нарушенных или малопродуктивных сельскохозяйственных земель и укрепления откосов земляного полотна.
В период производства работ допускается отводить поверхностные воды, устраивая временные канавы, лотки и кюветы.
4.28 До отсыпки земляного полотна должны быть выполнены все работы по пересекаемым подземным коммуникациям, завершены работы по вертикальной планировке в зоне строительства внутриплощадочных соединительных и погрузочно-разгрузочных путей, укладке ливневой канализации и устройству дренажей.
4.29 Отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, следует предусматривать водоотводными канавами или резервами от насыпей, нагорными и забанкетными канавами, кюветами, кювет-траншеями или лотками - от выемок.
В выемках, прорезающих массивы глинистых грунтов или крупнообломочных с глинистым заполнителем в районах избыточного увлажнения, следует предусматривать ниже дна кюветов дренажи, располагаемые в зоне сезонного промерзания - оттаивания.
На многопутных дорогах для отвода воды с основной площадки при глинистых грунтах следует предусматривать между вторым и третьим путями продольный дренаж или закрытый лоток с уклоном не менее 2 ,с поперечными выпусками через путь в полевую сторону, который следует устраивать в пониженных местах продольного профиля, но не реже, чем через 500 м.
Съезды с автомобильных дорог к земляному полотну не должны препятствовать стоку воды по водоотводным канавам.
4.30 Продольный уклон нагорных и водоотводных канав должен быть не менее 3 , на болотах и речных поймах - не менее 2 , а в исключительных случаях - 1 . Наибольший уклон дна и сечение канавы следует определять по расчету расхода воды вероятностью превышения: на линиях скоростных, особогрузонапряженных, I и II категорий 1:100 (1%), 1:33 (3%) - на линиях III категории и 1:20 (5%) - на линиях IV категории, продольных канав у насыпей и поперечных водоотводных канав - соответственно 1:25 (4%), 1:15 (7%) и 1:10 (10%). Бровка канавы должна возвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды, соответствующим расходу указанной вероятности превышения.
Глубина водоотводных и нагорных канав и ширина их по дну должна быть не менее 0,6 м, на болотах - не менее 0,8 м.
4.31 Кюветы, лотки и дренажи в выемках, а также водоотводы в выемках и на насыпях между вторым и третьим путями на многопутных железных дорогах должны быть, как правило, с продольным уклоном, принятым для земляного полотна. В выемках, располагаемых на горизонтальных площадках и на участках с уклоном менее 2 , уклон водоотводов должен быть не менее 2 . Кюветы предтоннельных выемок должны иметь уклон не менее 2 в сторону от тоннеля. Крутизна откосов кюветов должна быть с полевой стороны равной крутизне откосов выемки, а со стороны пути - 1:1,5, глубина кюветов должна быть не менее 0,6 м, а ширина по дну - 0,4 м. Для коротких и неглубоких выемок в районах с сухим климатом при соответствующем обосновании глубину кюветов допускается уменьшать до 0,4 м.
В выемках при расположении путей на уклонах менее 2 и на площадках глубину кюветов на водораздельных точках допускается уменьшать до 0,2 м при сохранении ширины кюветов по дну и ширины выемки на уровне бровки земляного полотна.
В выемках в слабовыветривающихся скальных породах вместо кюветов допускается устраивать бордюры из камня или бетонных блоков. Кюветы в выветривающихся скальных породах, когда не требуется устройство кювет-траншей, допускаются глубиной не менее 0,4 м.
4.32 В выемках глубиной более 2 м в глинистых грунтах, в мелких и пылеватых песках и в легковыветривающихся скальных грунтах должны быть закюветные полки шириной 2 м.
Для выемок в районах избыточного увлажнения в глинистых и легковыветривающихся скальных грунтах, а также в выемках с крутыми откосами в лессовидных грунтах и сухих лессах закюветные полки следует предусматривать при всех высотах откосов.
4.33 Устройство водоотводных канав на марях и участках распространения вечномерзлых грунтов следует производить преимущественно в период полного промерзания деятельного слоя. При рытье водоотводных канав не допускается снятие растительного покрова за ее пределами. Канавы следует сразу же укреплять.
4.34 Ширина естественной бермы между подошвой откоса насыпи и бровки резерва или водоотводной канавы должна быть не менее 3 м, а для линий I и II категорий - не менее 8,0 м со стороны будущего второго пути.
Для насыпей высотой до 2 м, отсыпаемых из резервов, при благоприятных климатических и инженерно-геологических условиях допускается уменьшать ширину бермы до 1 м.
Размещать резервы в пределах раздельных пунктов с путевым развитием, населенных пунктов, в местах расположения путевых зданий и подъездов, а также на участках развития карстовых процессов не допускается.
4.35 Расстояние от оси крайнего пути до подпорной стены, а также до подошвы откоса выемки в слабовыветривающихся скальных грунтах (при отсутствии падения пластов массива в сторону пути) допускается принимать не менее 4 м, предусматривая устройство ниш.
4.36 В пределах марей и торфяников, распространенных в районах вечной мерзлоты, не допускается удаление торфа и растительно-мохового покрова в основании насыпей, а в исключительных случаях, при необходимости их удаления, следует также предусматривать соответствующие противодеформационные мероприятия.
Притрассовые дороги на участках с активным развитием термокарста должны устраиваться на раздельном полотне не ближе 100 м от оси пути.
На участке с грунтами основания, имеющими относительную осадку оттаивания более 10%, водоотводные канавы следует проектировать с продольным уклоном не менее 4 и размещать их на расстоянии 5-10 м от подошвы насыпей.
4.37 При разработке выемок средствами гидромеханизации переборы и нарушения естественного сложения грунта ниже проектных отметок не допускаются. Следует оставлять защитный слой грунта, подлежащий разработке бульдозерами или другими землеройными машинами.
4.38 Разработка взрывным способом скальных массивов, расположенных ближе 50 м от искусственных сооружений (если другие размеры не определены проектом), должна выполняться до их строительства или с применением технологий, обеспечивающих сохранность искусственных сооружений.
4.39 Допускаемые отклонения от проектных размеров при приемке земляного полотна не должны превышать значений, указанных в табл.4.7. Недосыпки в насыпях и переборы в выемках в пределах до 5 см на основной площадке земляного полотна исправляются за счет балластного слоя при балластировке пути.
Таблица 4.7
┌─────────────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ Вид отклонения │Значение до-│Способ провер-│
│ │пускаемого │ки │
│ │отклонения от│ │
│ │проекта │ │
│ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│Отклонение высотных отметок бровки (оси)│ +5 │ Нивелировка │
│земляного полотна, см │ │ │
│ │ │ │
│Отклонение от проектного продольного ук-│ 0,0005 │ То же │
│лона дна канавы, траншеи, дренажа и т.д. │ │ │
│ │ │ │
│Уменьшение минимально допустимых уклонов│ Не допускается │
│дна канав, кюветов, дренажей │ │
│ │ │ │
│Отклонение бровки земляного полотна от│ +10 │Промеры через│
│проектного положения оси, см │ │50 м │
│ │ │ │
│Отклонение верха сливной призмы по шири-│ +10 │ То же │
│не, см │ │ │
│ │ │ │
│Увеличение крутизны откосов земляных соо-│Не допускается│Промеры не ме-│
│ружений │ │нее чем на│
│ │ │двух попереч-│
│ │ │никах на пике-│
│ │ │те │
│ │ │ │
│Отклонение от проектного положения бровки│ +15 │ То же │
│(подошвы) откоса насыпи (выемки), см │ │ │
│ │ │ │
│Отклонение в плоскости откосов на длине│ │ │
│не более 3 м, см: │ │ │
│ при укреплении посевом трав и сборной│ +10 │ " │
│ обрешеткой │ │ │
│ бетонными плитами │ +5 │ " │
│ │ │ │
│Отклонение по ширине берм, см │ +15 │Промеры через│
│ │ │50 м │
│ │ │ │
│Отклонение в поперечных размерах дренаж-│ +5 │ То же │
│ных траншей, см │ │ │
│ │ │ │
│Отклонение в поперечных размерах канав,│ +5 │ " │
│см │ │ │
│ │ │ │
│Уменьшение поперечных размеров кювета и│Не допускается│ " │
│водоотводной канавы │ │ │
│ │ │ │
│Отклонение от проектной толщины расти-│ 20 │Проверка каж-│
│тельного слоя на откосах, насыпях, выем-│ │дых 10 м2 не│
│ках, кавальерах, а также на площадках ре-│ │менее чем в 5│
│культивируемых земель, % │ │местах │
└─────────────────────────────────────────┴──────────────┴──────────────┘
┌─────────────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┐

5. Верхнее строение пути

5.1 Верхнее строение главных путей должно соответствовать нормам табл.5.1.
5.2 Бесстыковой путь должен соответствовать требованиям нормативных документов органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
5.3 Рельсы, укладываемые в звеньевом пути, должны быть длиной 25 м. На кривых участках пути по внутренней рельсовой нити необходимо предусматривать укладку укороченных рельсов заводского изготовления.
Стыки рельсов в звеньевом пути, а также в уравнительных пролетах бесстыкового пути должны быть на шести болтах.
5.4 Промежуточные рельсовые скрепления необходимо предусматривать:
для пути с деревянными шпалами - костыльное или раздельное подкладочное; на скоростных и особогрузонапряженных линиях следует применять преимущественно раздельные подкладочные скрепления;